Принципы организации и функционирования политической власти

Суверенитет и легитимность политической власти Сила любой власти зависит от степени ее организованности. Полити­ческая власть осуществляется специфическими методами и с помощью особых механизмов, она организована и функционирует на основе опре­деленных принципов.

В основе функционирования политической власти лежат общепри­знанные правила - принцип суверенитета и принцип легитимности. Принцип суверенитета означает верховенство илнезависимость государст- венной власти - главного звена власти политической. Ее верховенство вы­ражается в исключительном праве государства устанавливать в обществе единый правопорядок, определять статус государственных органов, наделять правами и обязанностями граждан, использовать насилие. Сосредоточение политической власти у государства означает его верховенство (в обществе в целом и в политической сфере особенно) по сравнению с другими поли­тическими институтами - политическими партиями, движениями и т. д. Независимость государственной власти предусматривает ее самостоя­тельность в отношениях с другими государствами и равноправие с ними.

Суверенитет и независимость государственной власти вовсе не означают ее бесконтрольности перед обществом. Развитие гражданского общества потребовало ограничить суверенитет рамками закона, чтобы власть не была нише закона. Поэтому принцип суверенитета предполагает наличие сильной I государственной власти, действующей строго в рамках закона.

Однако власть двойственна: по своей природе властные отношения основываются на взаимосвязи принуждения и согласия. Принцип легитимностисвязан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением.

Когда-то бывший президент США Р. Рейган проблему легитимности образно определил формулой: "Танго танцуем вдвоем". Он имел в виду, что демократическая власть предполагает согласие правящих действовать в рамках закона, учитывать интересы граждан, а со стороны населения -обязанность добровольно подчиняться решениям власти.

Термин "легитимность" (legitimite) имел несколько значений. Он появился в начале XIX в. во Франции и практически отождествлялся с термином "legalite" (законность). Его использовали для обозначения законна установленной власти в отличие от насильственно узурпированной. Однако термин "легитимность" не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, ее норм и законов, легитимность,отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан. Легитимность - это символ веры, представление, которое присутствует в сознаний граждан. Оно проистекает из убежде­ния, что власть в стране наделена правом принимать решения, который ее граждане должны выполнять.

Подобное объяснение вытекает из теории легитимности М. Вебера, включавшего в нее два момента: признание власти правителей и обязанности управляемых подчиняться ей.

Следовательно, принцип легитимности власти обеспечивает доброй вольное согласие граждан подчиняться ее решениям и правомочности применения властью принуждения. Поэтому легитимность является важнейшим признаком демократической власти, признания ее правомерность как гражданами, так и мировым сообществом. В свою очередь, это оказывается возможным тогда, когда власть опирается на ценности, традиции, предпочтения и устремления большинства общества. Даже авторитарные режимы стремятся обеспечить себе некоторые признаки легитимности (например, выборность, народное представительство и др.). Автори тарные лидеры понимают, что власть не может долго опираться на насилие ввиду ограниченности ресурса принуждения, поэтому они стремятся заручиться поддержкой населения.

Современный американский политолог С. Липсет (род. 1922) определил легитимность как способность власти "создавать и поддерживать у людей убеждение в том, что существующие политические институты являются наилучшими", но не следует полагать, что подобное убеждений разделяют все граждане.

В обществе, естественно, всегда есть социальные группы, не раздяляющие политический курс режима и не принимающие его. Однако отражая ценности и предпочтения большинства общества, власть признается наилучшей, и ей следует подчиняться, даже несмотря на ее промахи { недостатки. Следовательно, введение принципа легитимности власти явилось отражением растущей цивилизованности общества. Этот принцип позволяет отличать законно установленную власть (на основе выборов или прёстолонаследия) от узурпированной, то есть насильственно захваченной в ре­зультате переворота, бунта и т. п.

Кроме того, принцип легитимности опре­деляет границы правомерности использования властью насильственных мер. Наконец, международный аспект принципа легитимности состоит в при­знании международным сообществом неправомерности насильственного из­менения государственных границ (захват чужой территории) и соблюдении режимом конкретной страны норм международного права.

Типы легитимности

Убежденность населения в правомерности и справедливости сущест­вующих институтов власти, согласие подчиняться их решениям могут достигаться различными способами. Исходя из того, что различные типы властвования добиваются авторитета, используя разные ресурсы, М. Вебер выделил три идеальных типа легитимности власти: традиционный, хариз­матический и рационально-легальный. В основу своей классификации он положил мотив подчинения.

Исторически первым типом легитимности власти был традиционный. Это, как заметил М. Вебер, авторитет "вечно вчерашнего", то есть "авто­ритет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентаци­ей на их соблюдение". На привычке подчиняться власти, вере в ее божес­твенный характер и священность права престолонаследия основан авторитет вождей, монархов, царей. Традиционный тип легитимности сохранился до настоящего времени, хотя заметно трансформировался. Так, традиционная легитимность королевской власти характерна для ряда стран - Непала, Саудовской Аравии, Омана, Иордании, Кувейта и некоторых других.

По мере того как религия теряла свое значение, а всеобщее избира­тельное право становилось реальностью, божественное право единоличного правления было заменено достаточно разветвленной системой бюрократии и политических партий. Сдержать рост бюрократизации общественной жизни мог, по мнению М. Вебера, харизматический лидер ("харизма" в переводе с греч. означает "божественный дар, благодать"). Харизматиче­ский тип легитимности основывается на вере населения в исключитель­ные качества политического деятеля. Часто образ такого лидера форми­руется сознательно, при этом используются те образы, настроения и же­лания, которые преобладают у большей части населения.

М. Вебер распространял харизматический тип легитимности на власть религиозных деятелей (Моисея, Давида, Магомета, Будды). Сегодня же его приписывают и светским политическим лидерам. Харизматический тип власти преобладает в переходное время, в периоды реформ. В совре­менных условиях харизматическая легитимность власти сохраняется в большинстве стран Африки, где харизма является формой организован­ного политического поклонения, то есть своеобразной политической ре­лигией, обожествляющей личность вождя.

Рационально-легальная легитимность основана на вере участников политической жизни в справедливость тех правил, на основе которых фор­мируется власть. Институты власти в своей деятельности подчиняются закону. Мотивом подчинения населения власти является рационально осознанный интерес избирателя, который высказывает его на выборах, голосуя за ту или иную партию, лидера.

М. Вебер отметил одну важную особенность данного типа легитим­ности, а именно: "господство в силу "легальности", в силу веры в обязательность легального установления... и деловой "компетентности", обоснованной рационально созданными правилами".

В чистом виде названные идеальные типы легитимности на практике не существуют. Они перемешаны, взаимодополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности.Так, если взять Великобританию, то в ней доминирует рационально-легальная легитимность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчинения власти выступает интерес и вера в справедливость демократических процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность дополняется элементами традиционного господства, в частности сохраняющимся институтом монархии.

Существуют и другие типы легитимности. Например, идеологическая легитимность.Ее значение заметно возросло в связи с активным включением в политику многих слоев общества вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидения, радио, газет, журналов и т. д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету (образу, характеру, способу группового мышления) народа. Возможности власти заметно возрастают, если она использует господствующие в обществе идеалы.

Лекция №10

Государство и общество

1.Понятие, признаки, функции государства как социального института

2.Форма государства: понятия, признаки, элементы

3.Соотношение государства и гражданского общества

4.Содержание понятия «гражданское общество»

5.Концепция гражданского общества: подходы в политической социологии

6.Предпосылки возникновения гражданского общества

7.Структура гражданского общества

Смысл термина "государство"

Благодаря государству как социальному институту происходят: консолидация индивидуальных усилий на достижение общезначимых потребностей (в безопасности, правопорядке и т. д.); мобилизация ресурсов в этих целях; сплочение и взаимозависимость членов различных социальных групп под воздействием юридических норм, санкций и системы социальных ролей.

В понятие "государство"с момента его появления вкладывался различный смысл. Когда-то французский король Людовик XIV, которого придворные льстецы прозвали "Король-солнце", изрек: "Государство это я". Это соответствовало истине, поскольку за 72 года царствовании: (1643 - 1715) он превратил королевскую власть в абсолютную монархию а Францию - в самую могущественную европейскую державу. Однако это было далеко не бесспорное суждение о государстве, поскольку каждая! историческая эпоха вносила свое представление о нем.

Пожалуй, ни одно явление социальной жизни не порождало столько споров и прямо противоположных мнений, как государство. Так, древнегреческий философ Аристотель считал государство олицетворением ра­зума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно есть отражение родовой сущности человека как "политического животного", стремящегося к "совместному сожительству".

Английский мыслитель Томас Гоббс (1588 - 1679), напротив, сравни­вал государство с Левиафаном - чудовищем, описанным в Библии: "Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из нозд­рей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, иперед ним бежит ужас".

Парадокс истории состоит в том, что совершенно очевидной оказалась польза государства для всех его граждан в целом и менее очевидной она была для каждого человека в отдельности. Создав однажды государство во имя общего блага, свободная личность впоследствии начала тяготиться его, опекой и всячески пыталась ограничить власть государства над собой. Как показывает исторический опыт, государство не может быть ни добрым, ни, злым. Оно является особой организацией власти, которая призвана согласо­вывать несовпадающие интересы людей, групп и выражать их общезначимые потребности, опираясь на принуждение и нормы права.

Первые государственные образования появляются около 5 тыс. лет назад. Это были государства Древнего Востока: Древний Египет, Древ­ний Вавилон и т. д. Однако само понятие "государство" в современном значении возникло лишь в начале XVI в. В науку его ввел итальянский мыслитель Пикколо Макиавелли(1469 - 1527). Он использовал для обо­значения государства термин "stato" (от лат. status - положение, статус).

До этого все государственные образования обозначались различными терминами: "республика", "городская община", "княжеское господство", "земля", "полис", "единовластное правление", "тирания", "олигархия" и т. д. Со времени Н. Макиавелли все эти государственные образования стали обозначаться одним термином - "stato", которому в русском языке соответствует слово "государство".

Наши рекомендации