Ресурсы и легитимность политической власти.

Поскольку власть является отношением между субъектом и объектом власти, постольку для того, чтобы обеспечить свое господство над объектом субъект должен постоянно использовать определенные ресурсы. Под ресурсами власти следует понимать все те средства, которые использует субъект власти для обеспечения своего господствующего влияния на объект власти. Ресурсы власти многообразны, как и способы удовлетворения людьми своих потребностей. Ресурсы используются для поощрения, наказания или убеждения.

В политической науки существует несколько типологий ресурсов власти. Одна из них была создана в 60-е гг. ХХ века А.Этциони, который выделил три основных вида ресурсов:

· Утилитарные;

· Принудительные;

· Нормативные.

Утилитарные ресурсы связаны с повседневными потребностями человека. Самым известным среди них является заработная плата. Под принудительными ресурсами Этциони понимал меры административного воздействия, которые субъект использовал в случае, если не срабатывали утилитарные ресурсы. Нормативные ресурсы используются для воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и убеждения человека.

Вторая известная типология ресурсов власти принадлежит О. Тоффлеру. Тоффлер выделил ресурсы в соответствии с основными сферами жизнедеятельности человека, поэтому в его типологии существует четыре типа ресурсов:

· Экономические;

· Социальные;

· Культурно-информационные;

· Силовые.

Субъекты, как правило, используют имеющиеся в их распоряжении ресурсы комплексно. Государство в полной мере обладает всеми перечисленными ресурсами.

Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности.

Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

Исторически сформировались несколько типов легитимности:

· ЛЕГАЛЬНЫЙ тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции;

Основа – общее понимание норм, установленных законом;

· ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ тип легитимности – признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью;

Основа – идеологические ценности;

· ТРАДИЦИОННАЯ легитимность – признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс;

Основа – традиции, традиционное сознание;

· СТРУКТУРНАЯ легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения;

Основа – специфические политические структуры;

· ПЕРСОНАЛЬНАЯ (ХАРИЗМАТИЧЕСКАЯ) легитимность – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя;

Основа – личный авторитет правителя;

· ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Характерна для переходных периодов, связанных с формированием новой политической системы.

Описанные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга.

Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность.

Признаками падения легитимности власти являются:

а) Рост степени принуждения;

б) Ограничение прав и свобод;

в) Запрещение политических партий и независимой прессы;

г) Рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;

д) Низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) – наиболее существенные показатель делегитимизации власти.

Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.

Таким образом, легитимность - это признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями.

М.Вебер видел в легитимности гарантию стабильности общества.

Легитимация -процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения.

Свойства поддержания легитимности власти:

1. Изменение законодательства в соответствии с новыми требованиями.

2. Стремление использовать традиции при проведении политики и законодательстве.

3. Поддержание в обществе законности и правопорядка.

Показателями легитимности являются:

1. Уровень принуждения.

2. Наличие попыток свержения правительства.

3. Сила гражданского повиновения.

4. Результаты выборов и референдумов.

5. Наличие демонстраций, митингов, пикетов.

Делигитимация -утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе.

ТЕМА № 5. «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»

Вопросы:

1. Политическая система: понятие и функции.

2. Структура политической системы.

Наши рекомендации