Тема 1. Предмет и методология истории политических и правовых учений
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
кафедра гражданского права и процесса
ОДОБРЕНО: Руководитель ОП ___________________ А.И. Бибиков (подпись) «_____»______________20____ г. |
Рабочая программа дисциплины
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
Уровень высшего образования: | магистратура |
Квалификация выпускника: | магистр |
Направление подготовки: | 40.04.01 Юриспруденция |
Направленность ОП: | «Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц как участников гражданских правоотношений» |
Иваново, 2015г.
Цели освоения дисциплины.
Учебная дисциплина «История правовых и политических учений» направлена на достижение двух основных целей:
- гносеологическая: сформировать у студентов системное знание ключевых понятий и категорий, образующих теоретико-методологический фундамент отраслевых юридических дисциплин;
- прикладная: выработать у студентов понимание смысла политико-правовых процессов, в рамках которых происходит становление и развитие институтов государства и права, сформировать ответственное гражданское отношение и профессиональные навыки использования полученных знаний в научной и практической деятельности, в т.ч. для разрешения нестандартных государственно-правовых ситуаций.
Место дисциплины в структуре ОП магистратуры
Дисциплина «История правовых и политических учений» входит в базовую часть общенаучного цикла ОП и является обязательной дисциплиной.
Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких базовых общенаучных дисциплин, как философия, а также основных юридических дисциплин, таких, как теория государства и права. Дисциплина имеет в первую очередь теоретическую направленность, подготавливая студентов к решению профессиональных задач в правоохранительной, управленческой и экспертно-консультационной деятельности на более высоком научном уровне.
Для освоения данной дисциплины студент должен:
- знать: основные философские и юридические понятия и категории, научные концепции государственно-политического развития общества;
- уметь:оперировать необходимым логическим аппаратом;сопоставлять отдельные события и факты в их логической последовательности; выделять общие связи и зависимости на отдельных этапах развития того или иного социального явления; анализировать с помощью полученных знаний конкретные государственно-правовые явления; давать юридическую квалификацию юридическим фактам и правозначимым обстоятельствам;
- владеть:навыками использования теоретических знаний для решения правозначимых ситуаций.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
3.1. Компетенции, формированию которых способствует данная дисциплина:
общекультурные компетенции:
· осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
· способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
· способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);
· компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).
профессиональные компетенции:
· способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
· способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
· способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
· способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с формируемыми компетенциями.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- основные концепции развития государства, права и государственно-правовых явлений (ОК-1-3, 5; ПК-11, ПК-12);
- источники, принципы права (ОК-2, ПК-11, ПК-12);
- культурологические и аксиологические аспекты государства и права (ОК-1, ОК – 2; ПК – 4, ПК-15);
- основные методы и подходы к анализу и оценке государственно-правовой реальности (ОК-1, ОК-2, ПК-4);
- основные детерминанты развития права и государства (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-7, ПК-8);.
Уметь:
- анализировать спорные юридически значимые ситуации (ОК-1, ОК-2, ПК-4, ПК-11, ПК-12);
- толковать нормативно-правовые акты (ОК-1, ПК-11, ПК-12);
- давать юридическую квалификацию фактам нарушения прав и свобод, гарантируемых государством (ОК-1, ОК-2, ПК-4, ПК-15);
- давать юридические заключения и консультации по различным государственно-правовым вопросам (ОК-1, ОК-2, ПК-4, ПК-11, ПК-12).
Владеть:
- понятийным аппаратом в сфере правовых и государственных явлений (ОК-1-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12);
- техникой составления правовой документации для обращения в компетентные органы (ПК-4, ПК-11, ПК-12, ПК-15).
4. Содержание дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Развернутое содержание дисциплины по разделам (темам)
Очная форма обучения
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам): (зачет, экзамен, курсовая работа, курсовой проект) | ||
Занятия лекцион-ного типа | Занятия семинарского типа | Самостоятельная работа студен-тов | |||||
Предмет и методология истории правовых и политических учений | лекция проблемного характера | опорный конспект | |||||
Политико-правовые учения античности | круглый стол | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |||||
Политико-правовые учения средневековья | «семинар-беседа» | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |||||
Политико-правовые учения Нового времени | «семинар-беседа» | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | |||||
Политико-правовые учения Новейшего времени | лекция-презентация | опорный конспект | |||||
Современные зарубежные ученые о государстве и праве | 11-13 | лекция-дискуссия | круглый стол | выполнение домашних заданий | |||
Современные российские ученые о государстве и праве | семинар-беседа | презентация индивидуального проекта | |||||
Зачет | |||||||
ИТОГО: 72 |
Заочная форма обучения
№ п/п | Раздел дисциплины | Курс | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, их трудоемкость (в часах при заочной форме) | Формы текущего контроля успеваемости. Формы промежуточной аттестации | ||
Занятия лекцион-ного типа | Занятия семинар-ского типа | Самосто-ятельная работа | ||||
Предмет и методология истории правовых и политических учений | лекция проблемного характера | опорный конспект | ||||
Политико-правовые учения античности | круглый стол | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | ||||
Политико-правовые учения средневековья | «семинар-беседа» | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | ||||
Политико-правовые учения Нового времени | «семинар-беседа» | выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций | ||||
Политико-правовые учения Новейшего времени | опорный конспект | |||||
Современные зарубежные ученые о государстве и праве | круглый стол | выполнение домашних заданий | ||||
Современные российские ученые о государстве и праве | 2 семинар | Подготовка докладов | ||||
2 ч.контактная работа | Зачет, контактная работа – 2 ч. | |||||
Итого: 72 |
Содержание учебного материала по разделам (темам)
Тема 1. Предмет и методология истории политических и правовых учений.
Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение истории политических и правовых учений, теории и истории государства и права, политологии, социологии и истории философии. Отличие истории политических и правовых учений от истории отдельных отраслей юриспруденции. Задачи курса.
Понятие политико-правового учения и доктрины, их место в правовых системах. Структура политико-правовой доктрины. Причины многообразия политико-правовых учений, доктрин, школ и течений. Классовое и общечеловеческое в политико-правовых доктринах. Различия учений в зависимости от эпохи, эпистемы, менталитета и других причин.
Методология истории политико-правовых учений. Периодизация истории политико-правовых учений. Структура курса.