Тема 1. Предмет и методология истории политических и правовых учений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

кафедра гражданского права и процесса

ОДОБРЕНО: Руководитель ОП   ___________________ А.И. Бибиков (подпись) «_____»______________20____ г.

Рабочая программа дисциплины

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Уровень высшего образования: магистратура
Квалификация выпускника: магистр
Направление подготовки: 40.04.01 Юриспруденция
Направленность ОП: «Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц как участников гражданских правоотношений»
   
   

Иваново, 2015г.

Цели освоения дисциплины.

Учебная дисциплина «История правовых и политических учений» направлена на достижение двух основных целей:

- гносеологическая: сформировать у студентов системное знание ключевых понятий и категорий, образующих теоретико-методологический фундамент отраслевых юридических дисциплин;

- прикладная: выработать у студентов понимание смысла политико-правовых процессов, в рамках которых происходит становление и развитие институтов государства и права, сформировать ответственное гражданское отношение и профессиональные навыки использования полученных знаний в научной и практической деятельности, в т.ч. для разрешения нестандартных государственно-правовых ситуаций.

Место дисциплины в структуре ОП магистратуры

Дисциплина «История правовых и политических учений» входит в базовую часть общенаучного цикла ОП и является обязательной дисциплиной.

Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами при изучении таких базовых общенаучных дисциплин, как философия, а также основных юридических дисциплин, таких, как теория государства и права. Дисциплина имеет в первую очередь теоретическую направленность, подготавливая студентов к решению профессиональных задач в правоохранительной, управленческой и экспертно-консультационной деятельности на более высоком научном уровне.

Для освоения данной дисциплины студент должен:

- знать: основные философские и юридические понятия и категории, научные концепции государственно-политического развития общества;

- уметь:оперировать необходимым логическим аппаратом;сопоставлять отдельные события и факты в их логической последовательности; выделять общие связи и зависимости на отдельных этапах развития того или иного социального явления; анализировать с помощью полученных знаний конкретные государственно-правовые явления; давать юридическую квалификацию юридическим фактам и правозначимым обстоятельствам;

- владеть:навыками использования теоретических знаний для решения правозначимых ситуаций.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

3.1. Компетенции, формированию которых способствует данная дисциплина:

общекультурные компетенции:

· осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

· способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

· способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

· компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

профессиональные компетенции:

· способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

· способность квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

· способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

· способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с формируемыми компетенциями.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные концепции развития государства, права и государственно-правовых явлений (ОК-1-3, 5; ПК-11, ПК-12);

- источники, принципы права (ОК-2, ПК-11, ПК-12);

- культурологические и аксиологические аспекты государства и права (ОК-1, ОК – 2; ПК – 4, ПК-15);

- основные методы и подходы к анализу и оценке государственно-правовой реальности (ОК-1, ОК-2, ПК-4);

- основные детерминанты развития права и государства (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-2, ПК-7, ПК-8);.

Уметь:

- анализировать спорные юридически значимые ситуации (ОК-1, ОК-2, ПК-4, ПК-11, ПК-12);

- толковать нормативно-правовые акты (ОК-1, ПК-11, ПК-12);

- давать юридическую квалификацию фактам нарушения прав и свобод, гарантируемых государством (ОК-1, ОК-2, ПК-4, ПК-15);

- давать юридические заключения и консультации по различным государственно-правовым вопросам (ОК-1, ОК-2, ПК-4, ПК-11, ПК-12).

Владеть:

- понятийным аппаратом в сфере правовых и государственных явлений (ОК-1-3, ОК-5, ПК-11, ПК-12);

- техникой составления правовой документации для обращения в компетентные органы (ПК-4, ПК-11, ПК-12, ПК-15).

4. Содержание дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Развернутое содержание дисциплины по разделам (темам)

Очная форма обучения

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам): (зачет, экзамен, курсовая работа, курсовой проект)
Занятия лекцион-ного типа Занятия семинарского типа Самостоятельная работа студен-тов
Предмет и методология истории правовых и политических учений лекция проблемного характера   опорный конспект
Политико-правовые учения античности   круглый стол выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций
Политико-правовые учения средневековья   «семинар-беседа» выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций
Политико-правовые учения Нового времени   «семинар-беседа» выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций
Политико-правовые учения Новейшего времени лекция-презентация   опорный конспект
Современные зарубежные ученые о государстве и праве 11-13 лекция-дискуссия круглый стол выполнение домашних заданий
Современные российские ученые о государстве и праве семинар-беседа презентация индивидуального проекта
            Зачет
ИТОГО: 72  

Заочная форма обучения

№ п/п   Раздел дисциплины Курс Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, их трудоемкость (в часах при заочной форме)   Формы текущего контроля успеваемости. Формы промежуточной аттестации  
Занятия лекцион-ного типа Занятия семинар-ского типа Самосто-ятельная работа
Предмет и методология истории правовых и политических учений лекция проблемного характера   опорный конспект
Политико-правовые учения античности   круглый стол выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций
Политико-правовые учения средневековья   «семинар-беседа» выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций
Политико-правовые учения Нового времени   «семинар-беседа» выступление, подготовка рефератов, эссе, докладов-презентаций
Политико-правовые учения Новейшего времени     опорный конспект
Современные зарубежные ученые о государстве и праве   круглый стол выполнение домашних заданий
Современные российские ученые о государстве и праве 2 семинар Подготовка докладов
        2 ч.контактная работа Зачет, контактная работа – 2 ч.
Итого: 72

Содержание учебного материала по разделам (темам)

Тема 1. Предмет и методология истории политических и правовых учений.

Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение истории политических и правовых учений, теории и истории государства и права, политологии, социологии и истории философии. Отличие истории политических и правовых учений от истории отдельных отраслей юриспруденции. Задачи курса.

Понятие политико-правового учения и доктрины, их место в правовых системах. Структура политико-правовой доктрины. Причины многообразия политико-правовых учений, доктрин, школ и течений. Классовое и общечеловеческое в политико-правовых доктринах. Различия учений в зависимости от эпохи, эпистемы, менталитета и других причин.

Методология истории политико-правовых учений. Периодизация истории политико-правовых учений. Структура курса.

Наши рекомендации