Тема 1.Предмет истории политических и правовых учений

Учебные вопросы

1. Предмет и метод истории политических и правовых учений.

2. Периодизация истории политических и правовых учений.

1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. История политических и правовых учений — это одна из научных дисциплин государственно-правовой направленности, изучаемых на юридических факультетах высших учебных заведений России. В число таких дисциплин входят также теория государства и права, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран. Объект изучения истории политических и правовых учений — политические и правовые учения в их историческом своеобразии.В рамках данной дисциплины, анализируются политико-правовые учения мыслителей, начиная с глубокой древности и заканчивая современной эпохой. Поэтому история политических и правовых учений представляет собой историю особого рода мыслительной деятельности. Вчисле авторов, представленных в курсе истории политических и правовых учений, — греческие софисты, Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Марсилий Падуанский, Кант и Гегель, Кельзен и Маритен, а также многие другие.

История политических и правовых учений наиболее тесно связана с теорией государства и права, но отличает эти две научные дисциплины следующее. Теория государства и права — это систематизация знаний о современном государстве и действующем сейчас праве. Теория государства и права — некий общий ориентир для сегодняшнего практикующего юриста. История политических и правовых учений — это систематизация многовекового опыта индивидуального осмысления государственно-правовых явлений.

Учение, или доктрина, предполагает наличие трех элементов:

1) логической основы, объединяющей мифологию, философию (релятивизм, скептицизм, агностицизм, рационализм и др.), религию, науку (психология, биология, социология и др.);

2) содержания: решение той или иной политической и правовой проблемы (обоснование договорного происхождения государства, суверенитета государства и др.);

3) программной части, т.е. вывода, который делает сам автор, или вывода, который логично вытекает из его учения. На основании исследования программной части политического или правового учения можно причислить указанное учение к тому или иному направлению (школе) политической или правовой мысли: социологической школе права, школе юридического позитивизма, политическому реформизму или радикализму и др.

Этот курс — своего рода школа плюрализма политического и правового мышления, а такое мышление соответствует основам открытого информационного общества, в котором никто не обладает монополией на истинное понимание политико-правовой действительности. Этот курс предоставляет возможность познакомиться с различными конкурирующими между собой способами аргументации, которые можно использовать для обоснования того или иного политико-правового тезиса. Изучение истории политических и правовых учений позволяет обнаружить также устойчивость и повторяемость некоторых политико-правовых проблем на протяжении веков. Поэтому освоить курс истории политических и правовых учений — значит сделать еще один шаг вперед к пониманию сущности политико-правовых явлений.

Источником знаний о политико-правовых учениях прошлого и настоящего служат исторически значимыеполитико-правовые произведения. Этому критерию соответствуют:

• произведения, которые повлияли на мировоззрение современников авторов этих произведений и оказали значительное воздействие на развитие последующей политико-правовой мысли. Например, работа Платона «Государство» (IV в. до н.э.) оказалась в высшей степени актуальной для Т. Мора, написавшего «Утопию» (XVI в.); идеи Аристотеля, высказанные им в работе «Политика» (IV в. до н.э.),вновь зазвучали в работах Фомы Аквинского «Сумма теологии», «О правлении государей», написанных в XIII в. В свою очередь работы французского философа XX в. Ж. Маритена («Человек и государство», «Права человека и естественный закон») также концептуально связаны с работой Фомы Аквинского «Сумма теологии» (XIII в.);

• произведения, которые оказали колоссальное воздействие на современников. Авторов этих произведений можно назвать «рупорами эпохи». Например, известно, что работа Ш. Монтескье «О духе законов», опубликованная в 1755 г., в течение последующих полутора лет выдержала около 20 изданий в Западной Европе. Этот факт свидетельствует о том, что Монтескье уже при жизни был известным политическим и правовым мыслителем. Другой пример прижизненной известности — К. Маркс и Ф. Энгельс. Их «Манифест Коммунистической партии» был опубликован на немецком и французском языках в 1848 г., на английском — в 1850 г., вскоре появились датское, польское, а затем русское и американское издания;

• произведения, которые не получили широкой известности при жизни автора, но значительно позднее их интеллектуальная ценность была признана. Например, работы итальянского философа Дж. Вико «О единственном начале и единственной цели всеобщего права» (1720), «Основания новой науки об общей природе наций» (1725) получили признание лишь спустя почти столетие. Известно, что в своих исследованиях истории развития права Вико на столетие опередил представителей немецкой исторической школы права.

Можно выделить следующие группы мыслителей в зависимости от их рода занятий:

•философы: греческие софисты, Платон, Аристотель, Локк, Спиноза, Кант, Гегель, Маритен и др;

•юристы: римские юристы, Боден, Монтескье, Савиньи, Пухта, Остин, Бергбом, Кельзен, Паунд и др;

•историки: Полибий, Вико, Татищев;

•социологи: Конт, Спенсер;

•политические деятели:Пересветов, Бабеф, Сперанский, декабристы.

Предметом ИППУ является политическая мысль, которая включает теории, с помощью которых люди стремятся объяснить своё политическое поведение; ценности формирующие отношение к нему; механизмы с помощью которых люди контролируют политическое поведение. В целом, предмет ИППУ - теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды на государство, право и политику.

Основную роль играют ценности, поскольку они определяют теоретические основы политико-правовой мысли, влияют на поведение людей и на механизмы его регулирования (законы и учреждения). Однако, набор ценностей постоянно меняется и они не являются универсальными (т.е. не признаются всеми). Поэтому мы можем говорить только о господствующих в определённое время и в конкретном обществе доктринах, теориях и представлениях.

Так, в Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства и закономерности устройства государственности, к формам правления, стремление найти самую лучшую. В средние века актуальным становится вопрос о соотношении государства и церкви - светской и духовной власти. В 17-18 века - проблема юридического неравенства, свободы и прав личности. В 19-20 века: проблема материальных и социальных гарантий прав личности, вопрос о формах политического режима, разработка теории правового государства, связь государства с политическими партиями.

Программная часть политико-правовой доктрины включает интересы и идеалы различных классов и сословий, их отношение к государству и праву. Нет ни одной теории в ИППУ, которая была бы адекватно воплощена в реальную жизнь. Древние теории были более далеки от жизни. Например, Платон и его трактат о государстве, идеи Р.Оуэна, теория народного суверенитета Руссо как руководящая программа для якобинцев (они создали свою партию и представительные учреждения). Лучше сложилась судьба доктрин, которые обобщали государственно-правовую практику. Например, теория разделения властей Локка и Монтескье обобщала опыт государственно-правовой истории английской революции и носила комментаторский характер, т.е. связь с практикой.

По методической структуре, доктрина включает 3 компонента:

  1. Методологическая основа (напр. философия религии, иное), т.е. мировоззрение.
  2. Содержательная попытка решения основных проблем теории государства и права, т.е. теория, содержащая учения – содержательная основа.

3. Содержательные положения (прогнозы, оценки, идеалы).

Методологическая основа связана с влиянием мировоззрений эпохи, господствующих или оппозиционных взглядов на политико-правовые идеи. Древний восток - религия, Древняя Греция - опора на философию, Новое время - глубоко рационально.

Содержательную основу составляет обширная и завершенная система взглядов на государство, политику, право, имеющих ключевое значение. В неё не входят фрагментарные, неразвитые концепции и взгляды. Это связующее звено между программным положением и методологической основой. Но эта связь многовариантна. Со временем оформились традиционные проблемы:

  • что такое государство, как оно создается : по воле людей или высшими силами;
  • служит общему благу или отдельным социальным группам;
  • компетентность правителей или наследственное право монарха;
  • что есть право: величие разума, божественное писание или предписание правителей;
  • предмет государства, права и обязанности граждан- надо ли повиноваться законам и власти, стоящей за ними;
  • в чем состоит справедливость и что справедливо (равенство - неравенство);
  • как соотноситься политика и нравственность: должен ли политический деятель руководствоваться абсолютными требованиями морали или во имя общего блага можно отступить;
  • соотношение нравственности и права (нравственность закона и юридического закона);
  • какое место в обществе с социальными противоречиями занимает личность, где гарантии ее свободы, индивидуальности и материальной обеспеченности.

Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:

  1. Распределение собственность.
  2. Характер политических учреждений.
  3. Религия.
  4. Быт и традиции народа.
  5. Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы других групп.
  6. Отпечаток личности мыслителя, разработавшего теорию (уровень образования, религиозные чувства, жизненные условия и т.д.).
  7. Относительная самостоятельность политических доктрин и часто слабая связь их с жизнью - Т. Мор и его «Утопия».

Методы изучения ИППУ:

1. Общенаучные методы:

  • формально-логический
  • диалектический
  • системный
  • сравнительно-исторический

2. Философские методы:

  • теоретический
  • метафизический

Таким образом, ИППУ – предмет пограничный, обеспечивающий связь юриспруденции со смежными науками. Однако технические аспекты права и государства остаются за рамками внимания данного курса. Историю политических и правовых учений привлекают, прежде всего, политико-философские аспекты, характеризующие природу государства и права и их роль в социальной жизни.

2. Периодизация истории политических и правовых учений.Периодизация ИППУ – это разделение истории политической и правовой мысли на отдельные эпохи. Это даёт возможность лучше структурировать имеющийся эмпирический материал и позволяет выявить основные идеи и школы, присущие конкретному периоду. В настоящее время в научной литературе сложилась следующая периодизация:

А) Древний мир – III-II тысячелетие до н.э. до VI в. н.э. Это было время перехода от родового строя к государственному, время формирования первых политических систем. Политико-правовая мысль воплощалась в обычаях, традициях и институтах древнего общества. Порядок общественной жизни представлялся таким же естественным как жизнь природы. Мысль об изменении правил поведения была невозможной. Личность была поглощена обществом, попытки самоутверждения строго наказывались. В подходах к формам государства предпочтение отдавалось монархическому и аристократическому началам.

Б) Средние века – VI - XIII в.в. На смену греко-римской культуре пришли обычаи варварских народов, переходивших от родового строя к государственному. Политическая жизнь Западной Европы характеризуется господством христианской теологии. Христианство выдвинуло идеи равенство всех людей во Христе, любви к ближнему, благотворительности. Однако в делах мирских предписывалось долготерпение и отстранённость. Главной проблемой политической мысли стало соотношение духовной и светской власти. Основным событием в странах Востока стало формирование новой религии – ислама.

В) Эпоха Возрождения и Реформации – XIV- XVI в.в. Развитие производительных сил в это время сопровождалось ростом интереса к наследию античной цивилизации, развитием науки и культуры. Складывается мировоззрение гуманизма, зарождается индивидуализм. Формирование протестантства (лютеранство, кальвинизм), раскол христианской церкви в Западной Европе приблизили крушение феодальной системы.

Г) Эпоха буржуазных революций – XVII - XIII в.в. Буржуазные порядки постепенно внедряются в феодальное общество. Европа и Америка пережили первые буржуазные революции (Нидерланды, Англия, Франция, Америка). Господствующей была вера в разум и просвещение, возможность рационального переустройства общества. Основное содержание западной политической мысли составляли идеи просвещённого абсолютизма, естественных прав человека, общественного договора и разделения властей.

Восток ещё не вышел из средневековья. Россия как и Восток до начала XX в. не пережила буржуазной революции. Явления, характерные на Западе для разных исторических эпох, в России сосуществовали одновременно (например, крепостное право и противоречие между трудом и капиталом).

Д) Эпоха свободной конкуренции – три первые четверти XIX в. Промышленная революция меняет облик европейского общества. Создаётся армия наёмного труда –пролетариат, прочно утверждается буржуазия. Всё большее признание получают принципы демократии, идеи либерализма. Различается политический либерализм – утверждение принципов демократии и парламентаризма, всеобщего избирательного права. Экономический либерализм – невмешательство государства в экономическую деятельность, свобода предпринимательства. Возникают философия позитивизма, социология, утопический социализм, анархизм, школы социалистической мысли.

Е) Эпоха монополистического капитала, империализма, социалистических революций, кризиса социализма – от последней четверти XIX в. до настоящего времени. В это время меняется роль политической мысли, которая превращается в идеологию, призванную воздействовать на массы. Итогом свободной конкуренции явилось образование монополий. Происходит отказ от невмешательства государства в социально-экономическую сферу. Происходит борьба различных точек зрения в отношении дальнейшего развития буржуазного общества - от его реформирования (Д.Хобсон), до его полного уничтожения (В.И.Ленин). В 60-х г.г. XX в. социал-демократы внесли большой вклад в преобразование западного мира. Ими выдвигаются идеи «государства всеобщего благоденствия» или социального государства». У коммунистов в это время творческое развитие марксизма существенно замедляется.

После II Мировой войны выдвигается теория «конвергенции» - сближения двух противоположных систем. Однако конфликт между социализмом и капитализмом разрешился не в результате конвергенции, а в результате гибели»реального социализма». Это привело к изменению системы международных отношений и идеологического климата в мире. Тем не менее, развитие политической и правовой мысли продолжается.

Наши рекомендации