Своеобразие древнерусской литературы
Произведения ДРЛ бытовали и распространялись в рукописях. Произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, входило в состав сборников. 2 особенность лит-ры средневек – отсутствие авторского право. Нам известны лишь несколько авторов, писателей, которые ставили свое имя в конце рукописи. Но в большинстве случаев, писатель желал оставаться неизвестным. Как правило, сохранились только более поздние списки с авторских текстов. Зачастую переписчики в роли редакторов и соавторов. они изменяли идейную направленность произведения, его стиль, сокращали или распространяли текст в соответв со вкусами и запросами времени. В результате создавались новые редакции. В помощь исследователю лит-ры текстология и палеография (изучает почерк, начертание букв, характер писчего материала).
Характерная особенность древнерусской литературы - историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о "чудесах" - явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло "чудо". ДРЛ неразрывно связанная с историей Руси, проникнута героич и патриот пафосом.
Лит-ра прославляет моральную красоту рус человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим - жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло. Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрастному изложению фактов, равнодушию.Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание, житие или церковная проповедь, как правило, вкл в себя значительные элементы публицистики. Касаясь вопросов гос-полит или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он обращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.
ДРЛ выражала и защищала интересы верхов феодального общества. Но она не могла не показать острой классовой борьбы, которая выливалась либо в форму открытых стихийных восстаний, либо в формы типично средневековых религиозных ересей. В лит-ре ярко отразилась борьба прогрессивных и реакционных группир внутри господств класса, каждая из которых искала опоры в народе. Т.к. прогрессивные силы феод. общества отражали интересы общегос, а эти интересы совпад с интересами народа, можно говорить о народности ДРЛ.
Для экономии писчего материала слова в строке не разделялись и только абзацы рукописи выделялись красной буквицей. Часто употребляемые широко известные слова, писались сокращенно, под особым надстрочным знаком – титлом. Пергамент предварительно разлиновывался. Почерк с правильным почти квадратным начертанием букв назывался уставом. Написанные листы сшивали в тетради, которые переплетали в деревянные доски.
Возникновение ДРЛ, её специфика. ДРЛ возникла в 11-17 в.в. Устное народное творчество: сказки, пословицы, обрядовая поэзия, поговорки; Мифология: топологические легенды, военные песни, былины, предания. 988- крещение Руси. Греко-византийская культура. Соц-истор предпосылки ДРЛ:1) формирование гос-ва (разложение общинно-родового строя, формирование феодализма) 2)Формирование нации; 3)бытование высокоразвитых форм УНТ; 4) появление письменности (863 г. Кирилл и Мефодий создали слов. азбуку- культурный рассвет восточных и южных славян). На Русь пришли книги через Болгарию из Византии: религиозные книги (библия); апокрифы - религ. запрещённые издания; агиография- жития святых; историографические книги- хроники, повести; естественно-научные- опис. раст., животного мира; патристика- труды отцов церкви(Иоанна Златоуста, Григорий Низкий, Василий Великий).Специфика: 1)ДРЛ носит рукописный хар-р. 2) Анонимность( автор не осознаёт себя в качестве автора, он «проводник», он лишь фиксирует факты, не стремится выпячится, не допустим вымысел, вымысел- это ложь); 3)Историзм. 4)Текстысуществуют в сборниках.Вариативность неустойчивость. Переписчик мог менять текст. 5)Ретроспективность. Постоянное ощущение связи времён. 6)Монументализм. Стремление ДР писателя вписать и осмыслить жизнь частного человека или отдельного народа в общечеловеческую историю. Языческие предания в Древней Руси не записывались, а передавались устно. Христианское же учение излагалось в книгах, поэтому с принятием христианства на Руси появились книги. Потребность в книгах на Руси во времена принятия христианства была велика, но книг было мало. Процесс переписки книг был долгим и сложным. Первые книги писались уставом, точнее, не писались, а рисовались. Каждая буква вырисовывалась отдельно. Слитное письмо появилось лишь в XV в. Первые книги. Древнейшей русской книгой из дошедших до нас книг является так называемое Остромирово Евангелие. Пергамент, на котором писались первые книги, был очень дорогим. Поэтому заказчики- богатые люди, либо церковь. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» под 1037 г. сообщает, что князь Ярослав Мудрый имел пристрастие к книгам, он приказал собрать писцов, которые перевели ипреписали многие книги. В первой половине XI в. на Руси действительно становятся известными многие памятники византийской и болгарской литературы. Среди книг преобладали богослужебные тексты или памятники жанра - летописания - «Повесть временных лет» (ПВЛ).