Специфика древнерусской литературы, ее периодизация. Жанр летописи в древнерусской литературе. «Повесть временных лет» как памятник древнерусского летописания.

ДРЛ является средневековой литературой, поэтому она отличается специфическими чертами от литературы нового времени. Прежде всего, отличительной особенностью является рукописный характер её бытования и распространения. Причём произведения существовали не в виде отдельных рукописей, а входили в состав рукописных сборников.

ДРЛ носила анонимный характер. В Древней Руси не было понятия авторской собственности, поэтому переписчик произведения нередко выступал и в качестве его редактора.

ДРЛ изучается не по автографам, а по их спискам, чаще всего поздним спискам. Различают ещё и редакции произведения. Редакция - это списки, в которых имеет место сознательное стремление дать особый текст по идейным, стилистическим и другим соображениям. Вид или вариант - это список, в котором нет сознательного стремления изменить текст. Извод - список, отразивший местные особенности языка (московский, новгородский, болгарский и т.д.).

ДРЛ особенно на первых этапах развития носила утилитарныйхарактер. Путь развития древнерусской литературы - это путь постепенного высвобождения её из-под опеки церкви; путь постепенного выделения из общего потока письменности, демократизации и «обмирщения». На всём протяжении развития ДРЛ была связана с деловой и церковной письменностью, а также с фольклором.

ДРЛ носила фактографический характер, т.е. она была тесно связана с конкретными историческими событиями и её героями были исторические лица. Но историзм древнерусской литературы носил провиденциалистский характер. Исторические события, действия и поступки конкретных лиц объяснялись вмешательством сверхъестественных сил («Повесть о разорении Рязани Батыем» и др.) Основная темаДРЛ - тема Русской земли, её единства и независимости. Она воспевает красоту и величие Русской земли, резко осуждает тех князей, чья политика идёт вразрез с интересами страны. Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага пожертвовать жизнью. Она выражает веру в силу добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.

ДРЛ публицистична. Писатели верили в силу слова и убеждения. Они обращались не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом о том, чтобы достойные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов. Отсюда поучительная сила ДРЛ.

Система жанров ДРЛ вырабатывалась через связь с фольклором, деловой и церковной письменностью. Господствующее положение занимала историческая повесть. Это - летописи и воинская повесть. К повести примыкают исторические предания, сказания, которые обычно входят в состав летописи и хронографов. Особое место занимают «Поучение» Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Слово» Даниила Заточника.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Д.С.Лихачев предложил теоретико-литературную периодизацию ДРЛ (с точки зрения формирования стилей):

1 период - 11 – нач. 13 вв.: формирование монументально-источического стиля литературы;

2 период – середина 14 – 15 век: экспрессивно-эмоциональный стиль (стиль «плетения словес»), патриотический подъем в литературе;

3 период – 16 век: эпоха «второго монументализма»;

4 период – 17 век: переход к литературе нового времени, развитие индивидуального начала.

Среди жанров ДРЛ ЛЕТОПИСЬ занимает центр.место. Развивался этот жанр в течение 8 веков (11-18 вв). Преимущественно летописанием занимались монахи по поручению князя, игумена или епископа, иногда – по личной инициативе.

И.П.Еремин весь повествовательный летописный материал делит на 5 групп:

1) Погодная запись – древнейшая форма летописного повествования. Предельная краткость изложения – наиболее характерный её внешний признак, погодная запись регистрирует конкретное произошедшее событие, она совершенно лишена художественной формы и эмоциональности.

2)Летописное сказание – устно-поэтического происхождения, и в этом его основное литературное качество. Сказание – устное историческое предание в «книжной», литературной переработке летописца.

3)Летописный рассказ–документален: за немногим исключением, в нем нет ничего выдуманного, сочиненного, литературного. Это рассказ, составленный по свежим следам события очевидцем или со слов очевидца.

4)Летописная повесть – (термин условный) – повествование особого типа, посвященное рассказу о смерти того или иного князя. Назначение повести заключается в том, чтобы дать новый, агиографически просветленный образ идеального князя, блистающего всеми возможными христианскими добродетелями.



Наши рекомендации