Законы Российской Федерации
Основы российской правовой системы, которые закрепляет Конституция Российской Федерации, находят развитие в законах. В теории права под законом понимается основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путём народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений. Из данного определения выводятся признаки закона:
а) закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов. Процесс законотворчества является открытым, в нём могут участвовать партии, движения, социальные группы, законопроекты публикуются, обсуждаются в СМИ и пр.;
б) закон издаётся только органом законодательной власти или принимается путём референдума;
в) закон регулирует наиболее важные отношения в государстве и обществе, обеспечивает упорядоченное развитие экономической, политической и социальной сфер;
г) закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов. Верховенство закона означает его нормативную ориентацию и обязательность для иных актов, а также возможность их отмены, изменения, признания недействительными;
д) закон обладает наибольшей нормативной концентрированностью и рассчитан на предоставление субъектам права широкого выбора вариантов поведения на неопределённо множественное число случаев применения;
е) закон принимается в рамках специального законодательного процесса и на основе установленных процедур. Регламент парламента отличается тщательностью урегулирования правил его деятельности, подготовки, рассмотрения и принятия закона;
и) закон характеризуется наибольшей стабильностью своих норм и длительностью их существования и действия[83].
Законы, принимаемые в Российской Федерации на федеральном уровне, делятся на три группы: законы о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Эти нормативные правовые акты принимаются по вопросам, отнесённым к ведению Федерации и по вопросам совместного ведения Федерации и её субъектов.
Законы о поправках к Конституции Российской Федерации занимают особое место в системе источников конституционного права России. Эти акты, природа и процедура принятия которых будет рассмотрена в следующей главе настоящего учебного пособия, вносят изменения в главы 3-8 Конституции Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы обладают рядом общих признаков:
а) их принимает только Федеральное Собрание как законодательный и представительный орган Российской Федерации;
б) основанием для принятия служат предметы ведения Федерации согласно ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации;
в) Федеральные конституционные законы и Федеральные законы имеют прямое действие на всей территории страны;
г) федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам;
д) порядок их подготовки, рассмотрения и принятия установлен в ст. 104-107 Конституции Российской Федерации и регламентах палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы обладают рядом отличительных признаков: а) принимаются по вопросам, чётко определённым в Конституции Российской Федерации. В ряде статей Конституции прописываются вопросы, по которым должны быть приняты данные акты: порядок введения чрезвычайного положения (ст. 88), изменение правового статуса субъекта (ст. 66), принятие новых субъектов в состав Федерации (ст. 65), порядок проведения референдума (ст. 84), описание и определение порядка использования Государственного флага, герба и гимна (ст. 70), режим военного положения (ст. 87), судебная система России (ст. 118), полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов (ст. 128), порядок созыва Конституционного Собрания Российской Федерации (ст. 135), порядок деятельности Уполномоченного по правам человека (ст. 103);
б) принимаются квалифицированным числом голосов депутатов Государственной Думы (2/3) и членов Совета Федерации (3/4);
в) Президент Российской Федерации не имеет права воспользоваться правом вето в отношении Федерального конституционного закона, и закон в течение 14 дней должен быть подписан.
Федеральные законы принимаются в палатах Федерального Собрания Российской Федерации простым большинством голосов от установленного общего числа парламентариев, и Президент имеет право использовать в отношении их право вето.
Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального Собрания»[84]. В соответствии с ним датой принятия федерального закона считается день, когда он одобрен Государственной думой в окончательной редакции; датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания. Эти акты подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации и вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если иной срок не установлен в этом законе. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).