Законы в Российской Федерации

Главным источником российского права является закон. Различаются федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

Федеральные законы принимаются высшим представительным органом Российской Федерации - Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном Конституцией (ст. 105-108), либо непосредственно народным голосованием, назначенным Президентом РФ (п. в ст. 84 Конституции).

Наряду с Конституцией и федеральными законами, республики в составе РФ имеют свои конституции и законы, а другие субъекты Федерации — свои уставы, законы и иные правовые акты (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), действующие на территории каждого субъекта Федерации и обладающие верховенством по отношению к другим актам органов субъекта Федерации.

В законах закреплены важнейшие нормы права. Они образуют основание для всех других правовых норм. Ни один правовой акт не может противоречить закону. В точном соответствии с законом издаются акты государственных органов и общественных и коммерческих организаций. Федеральные законы имеют верховенство, а по предметам ведения Федерации (ст. 71 Конституции РФ) - прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). Все это свидетельствует о высшей юридической силе закона и его верховенстве среди всех источников российского права.

Таким образом, в Российской Федерации закон — это нормативный правовой акт, устанавливающий нормы права высшей юридической силы и имеющий верховенство среди всех источников права на территории России (федеральные законы) или среди всех актов органов субъекта Российской Федерации (законы республик, краев, областей и т.п.).

По юридической силе и значению среди федеральных законов различаются, во-первых, сама Конституция (часто ее называют Основной Закон); во-вторых — законы, вносящие поправки в текст Конституции, принимаемые в особом порядке, предусмотренном главой 9 Конституции РФ; в-третьих – особые федеральные конституционные законы, принимаемые квалифицированным большинством голосов обеих палат Федерального Собрания (ст. 108 Конституции).

Все другие федеральные законы являются обыкновенными законами. Они не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции).

Особое место в системе нормативных правовых актов Российской Федерации принадлежит указам Президента РФ, которые издаются им по широкому кругу его полномочий. Указы обязательны для исполнения на всей территории России, но не должны противоречить Конституции и законам РФ (ст. 90 Конституции). На практике Президент издает указы по всем важным вопросам хозяйственной жизни, административным, социальным проблемам, вопросам обороны и безопасности страны. В тех случаях, когда по той или иной проблеме не изданы законы, указы Президента могут восполнять законодательные пробелы, так как при этом не возникает противоречия с законом. Остальные указы Президента РФ носят, как правило, подзаконный характер.

Аналогичные акты принимают президенты республик и главы администраций других субъектов РФ.

Подзаконные нормативные правовые акты. Все другие акты относятся к числу подзаконных актов. Постановления Правительства РФ издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации и могут быть отменены Президентом в случае их противоречия Конституции и названным выше актам (ст. 115).

К подзаконным нормативно-правовым актам относятся акты других органов исполнительной власти (министерств и ведомств) РФ, а также акты органов исполнительной власти субъектов Федерации. Они должны соответствовать как законам, так и указам Президента, постановлениям Правительства и иным актам вышестоящих органов.

Аналогичное значение имеют акты правительств республик и акты других органов исполнительной власти субъектов РФ.

Органы местного самоуправления также принимают решения, в том числе и нормативные, по вопросам местного значения.

Иные источники права.

В качестве источников российского права выступают также нормативные договоры, к которым относятся договоры о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы, Москва, 16 июня 1998, Заключен сроком на 10 лет, Вступил в силу со дня опубликования, Подписали: Президент РФ Б. Ельцин, Мэр Москвы Ю. Лужков. Опубликован: Российская газета, 23 июня 1998.

А также источником права являются коллективные договоры между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации в которые на основании ст. 41 Трудового кодекса Российской Федерации Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

формы, системы и размеры оплаты труда;

выплата пособий, компенсаций;

механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;

экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

оздоровление и отдых работников и членов их семей;

частичная или полная оплата питания работников;

контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Юридическим лицам предоставлено право устанавливать дополнительные льготы работникам за счет собственных средств, утверждать правила трудового распорядка и иные нормы внутриорганизационного значения. Такие нормативные акты устанавливают локальные правовые нормы.

Свои уставы и другие правила устанавливают негосударственные организации в соответствии с законом, например уставы и правила кооперативов, акционерных и других хозяйственных обществ, общественных организаций и добровольных обществ. В типовой устав обычно включаются следующие разделы:

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

3. УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ ОБЩЕСТВА

4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВА

5. ВЫХОД УЧАСТНИКА ОБЩЕСТВА ИЗ ОБЩЕСТВА

6. ПЕРЕХОД ДОЛИ УЧАСТНИКА ОБЩЕСТВА В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ОБЩЕСТВА К ДРУГИМ УЧАСТНИКАМ ОБЩЕСТВА И ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ

7. НАСЛЕДОВАНИЕ И ЗАЛОГ ДОЛЕЙ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ОБЩЕСТВА

8. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА

9. ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВА

10. СОВЕТ ДИРЕКТОРОВ ОБЩЕСТВА

11. ЕДИНОЛИЧНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ОБЩЕСТВА

12. РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ (РЕВИЗОР)

13. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ ОБЩЕСТВА

14. ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ОБЩЕСТВА И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ ИНФОРМАЦИИ

15. ВЕДЕНИЕ СПИСКА УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВА

16. ФИЛИАЛЫ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА, ДОЧЕРНИЕ И ЗАВИСИМЫЕ ОБЩЕСТВА

17. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ОБЩЕСТВА

18. СПОСОБ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРИНЯТИЯ ОБЩИМ СОБРАНИЕМ УЧАСТНИКОВ РЕШЕНИЯ И СОСТАВА УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВА

В отдельных случаях в российском праве допускается правовое рассмотрение обычаев в качестве источника права, в том числе обычаев крестьянского двора и делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст. 5 и 6 ГК). Проявлений обычаев делового оборота в теории и практике гражданского права выявлено предостаточно. Например, обычаями делового оборота являются примерные условия договоров, размещенные в Интернете, справочных информационных системах или средствах массовой информации. Также к ним относятся Международные правила по толкованию торговых терминов (Инкотермс), издаваемые Международной торговой палатой. Можно выделить и несколько статей Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г., в которых принимается во внимание действие обычаев порта. Так, согласно п. 2 ст. 129 Кодекса торгового мореплавания, день и час уведомления о готовности судна к погрузке определяются соглашением сторон, а при отсутствии соглашения – обычаями данного порта; согласно ст. 138 Кодекса торгового мореплавания перевозчик имеет право перевозить груз на палубе только в соответствии с соглашением между перевозчиком и отправителем, законом или иными правовыми актами РФ либо обычаями делового оборота и т.д.

В современной судебной практике ссылки на обычное право применяются редко, однако достаточно интенсивное развитие получает практика заключения гражданско-правовых договоров на основании обычных норм, а также формирование корпоративных кодексов или сводов единообразных обычаев и правил. В теории гражданского права предлагается различать правовой обычай и деловое обыкновение. Правовой обычай представляет собой правило поведения, санкционированное государством, сложившееся в качестве нормы права и существующее независимо от воли субъектов гражданско-правовых отношений, а деловое обыкновение не является нормой права, т.к. применяется только по прямо выраженному согласию сторон договора.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и даже имеют приоритет перед законами или иными источниками внутригосударственного права (ч. 4. ст. 15 Конституции). Порядок применения норм международного права обычно оговаривается в договорах России с иностранными государствами, в международных конвенциях и уставах международных организаций.

Тема 4. Правовые отношения

Понятие правоотношений и их содержание

Наши рекомендации