Теории государства и права
В. П. Кузьмин
Теория государства и права
Утверждено
издательско-библиотечным советом университета
в качестве учебного пособия
Хабаровск
Издательство ХГТУ
УДК 340.12
ББК Х0я7
К89
Рецензенты: кафедры государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин (Дальневост. фил. Рос. правовой акад. Минюста РФ); канд. юрид. наук, проф. М. И. Никулин (Дальневост. юрид. ин-т МВД РФ)
Научный редактор засл. юрист РФ д-р юрид. наук, проф. А. П. Лончаков
|
Теория государства и права : учеб. пособие / В. П. Кузьмин. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2005. – 243 с.
ISBN 5-7389-0383-8
В пособии доступно, ясно и вместе с тем строго и систематично изложен материал по основным вопросам учебной дисциплины «Теория государства и права». Главное внимание уделяется раскрытию содержания важнейших государственно-правовых понятий и категорий.
Издание состоит из шести глав, где проанализированы основные теории о происхождении и сущности государства и права; раскрыты формы, функции и механизм государства, соотношение общества и государства; показаны место и роль права в системе нормативного регулирования; дана характеристика юридических норм, источников права, системы права и основных правовых систем современности; обобщены способы и формы толкования и реализации права.
В конце каждой главы предложены контрольные вопросы, а также темы рефератов, способствующие закреплению изученного материала.
Адресуется студентам, обучающимся по специальности «Юриспруденция». Пособие может использоваться также студентами, для которых юриспруденция не является профилирующей дисциплиной.
УДК 340.12
ББК Х0я7
© Тихоокеанский государственный
университет, 2005
ISBN 5-7389-0383-8 © В. П. Кузьмин, 2005
Введение
Теория государства и права изучается в рамках соответствующей учебной дисциплины по определенной схеме. Порядок изложения учебного материала определяется учебной программой и тематическим планом учебной дисциплины. Система курса теории государства и права строится в соответствии с вышеназванными документами и состоит из отдельных разделов и тем. Темы учебной дисциплины логически взаимосвязаны между собой и последовательно дополняют друг друга.
Основное место в системе курса занимают общетеоретические вопросы, раскрывающие понятия, сущность, исторические типы и формы государства и права, содержание основных государственно-правовых явлений.
Изучение теории государства и права традиционно начинается с общей характеристики дисциплины, истории её зарождения и развития в России, предмета и метода, места среди гуманитарных наук и в системе юридических дисциплин.
Существенный раздел курса включает теоретические вопросы, посвященные государству. В этой части курса рассматриваются основные закономерности возникновения государства, его сущность и социальное назначение. Отдельные темы данного раздела посвящены формам государства, его функциям и государственному механизму. Большое значение имеет рассмотрение политической системы общества, соотношения государства и общества.
Самостоятельный раздел учебной дисциплины – теория права. В этом разделе право изучается с точки зрения его сущности, признаков, структуры и социального значения. Отдельные темы посвящены правосознанию и правовой культуре, источникам, нормам, системе права, правотворчеству.
К наиболее сложным проблемам общей теории права можно отнести толкование нормативно-правовых актов, вопросы реализации и применения права, правовые отношения. Самостоятельное значение в указанном разделе имеют вопросы соотношения законности и правопорядка, общетеоретические проблемы правового поведения и юридической ответственности.
Значение изучения теории государства и права в процессе подготовки юристов заключается в том, что данная учебная дисциплина знакомит с исходными, базовыми понятиями и категориями всей юриспруденции; раскрывая сущность и содержание основных государственно-правовых явлений, она закладывает фундамент, основы для последующего познания других дисциплин правоведения; будучи общетеоретической юридической дисциплиной, теория государства и права способствует формированию высокой гуманитарной, правовой культуры, нравственности, осознанию государства, демократии, законности в общественной жизни.
Автор выражает огромную признательность коллективам кафедр гражданско-правовых и уголовных дисциплин Дальневосточного филиала Российской правовой академии Минюста РФ, директору филиала В. В. Суханову, а также начальнику кафедры административного права и адми-нистративной деятельности Дальневосточного юридического института МВД РФ профессору М. И. Никулину. Их ценные рекомендации и замечания были учтены при подготовке настоящего издания.
Особую благодарность автор выражает научному редактору заслуженному юристу РФ доктору юридических наук, профессору А. П. Лончакову.
Глава 1
Предмет и методология
теории государства и права
- Теория (от греческого theoria – рассмотрение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Теория государства и права – это наука о государстве и праве, представляющая собой сумму и систему знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.
Следует различать теорию государства и права как науку и как учебную дисцип-лину.
Как наука она представляет собой систему знаний о государстве и праве, их глубинных свойствах, соотношение с другими социальными явлениями и науками.
Как учебная дисциплина теория государства и права – это система знаний, необходимых для дальнейшего изучения государственно-правовых явлений. Она базируется на науке теории государства и права. Её отличие от науки заключается в следующем: в учебную дисциплину включаются лишь те знания, которые научно обоснованы и подтверждаются социальной действительностью; учебная дисциплина более субъективна, чем наука теории государства и права.
Система науки обусловлена системой изучаемых государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система учебной дисциплины во многом произвольна, зависит от составителей учебной программы, конкретного преподавателя.
Всякое научное познание исходит из того, что исследуется и как исследуется. Ответ на вопрос, что исследуется, раскрывает предмет науки, а как исследуется, раскрывает её метод.