Непосредственной демократии жителями города Москвы
Конституция закрепляет статус Российской Федерации как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Определение Российской Федерации как демократического государства основывается, прежде всего, на признании народа в качестве единственного источника власти. В ч. 2 ст. 3 Конституции определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: представительную и непосредственную.
Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия, в то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов РФ требует образования постоянно действующих органов государственной власти. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в России.
Вряд ли можно согласиться с тем, что главный признак непосредственной демократии - это «определенный результат, определенное влияние на государственно-правовую сферу, происшедший в результате деятельности граждан, не являющихся профессиональными государственными служащими или же не избранных для выполнения государственных функций, то есть не являющихся депутатами».
Современная практика предопределила новый признак непосредственной демократии, чрезвычайно актуальный ныне - сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, а также регулятивную функцию в системе социального управления, сконструированную на принципах представительного правления и народного суверенитета.
Непосредственная демократия представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений по определенным вопросам государственной и общественной жизни субъектами государственной власти, правомочными и выражающими их суверенитет, путем непосредственного властного волеизъявления, результат которого не нуждается в каком-либо утверждении для его всеобщего исполнения[315].
В части 3 статьи 3 Конституции РФ референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. Эту норму подтвердил и Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[316], закрепив в преамбуле, что демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
Выборы представляют собой процедуру, посредством которой определенная группа людей выдвигает из своей среды одного или нескольких членов для выполнения каких-либо общественных функций. Особое место занимают политические выборы, в результате которых формируются органы государственной власти и управления. Классическое определение демократической государственности признает в качестве ее атрибутивного признака наличие государственных органов, избираемых гражданами на определенный срок. Выборы не определяют характера общественного строя, но, являясь важной составной частью политической системы любого классового общества, связаны с формированием представительных (в широком смысле) учреждений. Только они были исключением и проводились в условиях восточноевропейского «реального социализма», предпочитавшего более теоретизировать, чем применять реально прямое правление. Выборы проводились с большой помпезностью и носили формальный характер, так как были безальтернативными, и кандидаты в депутаты проходили тщательную проверку и подготовку партаппаратом.
Под выборами в избирательном праве понимаются выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления: именно на выборах граждане реализуют конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Выборы обеспечивают воспроизводство, обновление государственной и местной власти на демократических основах, в соответствии с наиболее значимыми политическими интересами, формируемыми гражданским обществом. В этом заключается их социально-политическое значение. В современных, демократически организованных государствах выборы - это процесс принятия политико-правовых решений, субъектом которого является общество в лице его дееспособных граждан, а объектом - государственная власть. Посредством конституционных выборов осуществляется публичное политическое воспроизводство самого государства, а именно социальная ротация или перераспределение (перегруппировка или передача) законодательных и правительственных функций и полномочий.
Социальная ценность выборов состоит еще и в том, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения граждан, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающим его автономию, юридически признанной за гражданами и их политическими объединениями возможностью быть субъектами государственной власти.
Под выборами понимается участие граждан в осуществлении государственной власти как непосредственным волеизъявлением по коренным вопросам общественной и государственной жизни при формировании представительных органов государственной власти, так и выделение из своей среды путем голосования представителей для выполнения в этих органах функций по осуществлению государственной власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах[317].
Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах представляют собой законодательно закрепленные основополагающие начала, определяющие возможность гражданина реализовать свое активное или пассивное избирательное право.
Так, принципами избирательного права в Российской Федерации являются:
1) всеобщее избирательное право (граждане РФ, достигшие 18 летнего возраста имеют право избирать, а по достижении возраста установленного Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации – быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления);
2) равное избирательное право (участие в выборах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств);
3) прямое избирательное право (участи в выборах непосредственно, лично);
4) принцип тайного голосования (исключает контроль за волеизъявлением гражданина);
5) принцип свободного волеизъявления (участие в выборах носит добровольный характер – право, не обязанность);
6) принцип обязательных и своевременных выборов (выборы проводятся в сроки установленные Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации);
7) принцип периодичного проведения выборов (полномочия выборных органов ограничены сроками их исполнения);
8) принцип альтернативности выборов (выборы проводятся при наличии не менее двух кандидатов);
9) принцип состязательности кандидатов (деятельность каждого кандидата направлена на побуждение избирателей голосовать за него);
10) принцип подлинности результатов выборов (за фальсификацию результатов выборов предусмотрена ответственность);
11) принцип гласности выборов (выборы проходят гласно и открыто, итоги голосования подлежат опубликованию);
12) принцип законности выборов (выборы проходят в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законам, законами субъектов Российской Федерации);
13) принцип независимости избирательных комиссий (избирательные комиссии при осуществлении своих полномочий независимы от органов государственной власти).
Как справедливо отмечает профессор И.В. Минникес, становление и развитие института выборов в России на каждом этапе исторического развития обусловлено множеством факторов - уровнем развития общества, предшествующим опытом электоральных процессов, нормативной базой, политической ситуацией и иными обстоятельствами. Немаловажную роль играет и взаимовлияние общегосударственных и местных выборов. Они оказывают воздействие друг на друга, как в плане политического влияния, так и в более узком смысле, в плане внедрения электорального опыта выборов одного уровня на избирательные процессы другого[318].
Устав города Москвы в ст. 4 указывает, что источником власти в городе Москве являются жители города Москвы, обладающие избирательным правом в соответствии с законодательством. Они осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти жителей города Москвы являются референдум города Москвы и свободные выборы. Отдельно, Устав отмечает гарантию запрета на незаконное присвоение властных полномочий и захват власти.
Особо важно отметить, что принятые 11 декабря 2004 г. поправки в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[319] внесли существенные изменения в содержание избирательных прав граждан, поскольку согласно этим изменениям Президент Российской Федерации стал лично подбирать кандидатуры глав субъектов Федерации, а местное Законодательное Собрание получило право поддержать или отклонить выбор главы государства. Иными словами, выборы глав субъектов Российской Федерации были отменены.
Указанными изменениями выборы Мэра города Москвы - высшего должностного лица, возглавляющего орган государственной исполнительной власти, были упразднены
Институт выборов в городе Москве нашел структурированное раскрытие в содержании Закона города Москвы от 06 июля 2005 года №38 «Избирательный кодекс города Москвы»[320]. Кодекс определяет порядок организации и проведения выборов депутатов Московской городской Думы и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также регулирует иные вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесенные федеральным законодательством к ведению города Москвы.
Активным избирательным правом в Москве обладает избиратель, место жительства которого находится на территории соответствующего избирательного округа, что устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации в соответствии с федеральным законом от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[321].
Кодекс определяет строгую возрастную ротацию, согласно которой депутатом Московской городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов возраста 21 года, депутатом муниципального Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов возраста 18 лет.
Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов возраста 21 года.
По своему содержанию избирательный кодекс регламентирует все стадии избирательного процесса (юридически сложного процесса подготовки и проведения выборов):
1) назначение выборов;
2) формирование избирательных комиссий;
3) предоставление сведений об избирателях, составление и уточнение списков избирателей;
4) образование избирательных округов и избирательных участков;
5) выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов), избирательных инициатив;
6) проведение предвыборной агитации и финансирование ее мероприятий;
7) проведение голосования, определение его итогов и результатов выборов;
8) регистрация избранных депутатов, выборных должностных лиц, опубликование итогов голосования и результатов выборов.
Помимо гражданина, реализующего на выборах свое активное или пассивное избирательное право, другим не менее важным субъектом избирательного процесса является избирательная комиссия.
Избирательные комиссии занимают особое место в системе государственных институтов, поскольку их основной функцией является организация и проведение выборов.
На выборах в городе Москве действует следующая система избирательных комиссий:
1) На выборах депутатов Московской городской Думы действуют Московская городская избирательная комиссия, окружные комиссии, территориальные комиссии, участковые комиссии;
2) На выборах в органы местного самоуправления действуют избирательная комиссия муниципального образования, участковые комиссии.
Городская комиссия является государственным органом города Москвы, организующим подготовку и проведение выборов депутатов Московской городской Думы, осуществляет руководство деятельностью окружных, территориальных и участковых комиссий, действующих на территории города Москвы и является вышестоящей по отношению к этим комиссиям.
Порядок формирования, полномочия и организация деятельности Городской комиссии определяются Законом города Москвы от 23 апреля 2003 года № 23 «О Московской городской избирательной комиссии»[322].
Окружные комиссии формируются при проведении выборов депутатов Московской городской Думы по одномандатным избирательным округам и при проведении выборов депутатов Московской городской Думы является вышестоящей по отношению к территориальным и участковым комиссиям на соответствующей территории.
В отличие от окружных, территориальные комиссии действуют на постоянной основе и при проведении выборов депутатов Московской городской Думы осуществляют руководство деятельностью участковых комиссий, действующих на соответствующей территории, и являются вышестоящими по отношению к этим комиссиям. Формируются в границах районов города Москвы, за исключением Зеленоградского административного округа, где сформирована одна территориальная избирательная комиссия.
Комиссии муниципальных образований также действуют на постоянной основе и организуют подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления и при проведении указанных выборов является вышестоящей по отношению к участковым комиссиям, действующим на территории этого муниципального образования.
Низшим звеном, но наиболее важным в системе избирательных комиссий, являются участковые комиссии, которые формируются в период избирательной кампании для обеспечения процесса голосования и подсчета голосов избирателей. Именно они являются первоисточником всего процесса голосования и подсчета голосов на выборах и в дальнейшем передают данные итоговых протоколов в вышестоящие избирательные комиссии для суммирования результатов.
Все стадии избирательного процесса дублируют положения федерального избирательного законодательства с учетом региональной специфики.