Протест

Протест как акт прокурорского надзора, в соответствии с Зако­ном о прокуратуре 1993 г. (ст. 35), представляет собой правовой акт, ко­торый "приносится прокурором в орган, издавший -этот акт или в выше­стоящий орган, правомочный принимать по нему решение. В таком же порядке приносится протест на противоречащий закону акт или дейст­вие должностного лица". Это могут быть правовые акты, изданные ор­ганами государственной власти или управления, общественными орга­низациями, организациями государственного или хозяйственного управ­ления и другими субъектами, деятельность которых поднадзорна прокурору. "В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а равно прекращения незаконного дейст­вия должностного лица и восстановления нарушенного права". Порядок вынесения протеста состоит в том, что прокурор опроте­стовывает акты или незаконные действия должностного лица именно в" органы или должностному лицу, издавшему этот незаконный или не­обоснованный правовой акт. Наряду с этим прокурор наделен правом принесения протеста в вышестоящий орган или вышестоящему по сво­ему должностному положению лицу. Следует заметить, что протест в вышестоящую структуру или организацию может быть принесен и в случае, когда нижестоящий орган отклонил первоначально прокурор­ский протест. В самом протесте в обязательном порядке прокурор излагает тре­бование об отмене правового акта или же приведения его в соответствие с законом, а также о прекращении незаконного действия лица и восста­новления нарушенных прав. Действующее законодательство предъявля­ет серьезные требования ко всем элементам, составляющим протест прокурора. К ним, в частности, относятся: наименование опротестован­ного правового акта или действия (бездействия) должностного лица; кем и когда правовой акт издан либо произошло неправомерное дейст­вие; содержание опротестованного акта; правовое обоснование неза­конности либо необоснованности правового акта (действие либо без­действие должностного лица); ссылка на нормы нарушенного закона либо другого нормативного акта; содержание требований о привлече­нии к ответственности должностного лица, виновного в нарушении за­кона; "протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению орга­ном или должностным лицом, которым он направлен, не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а местными Советами де­путатов на очередных сессиях". В протесте указываются: должностное положение прокурора, вынесшего протест, классный чин и дата прине­сения протеста. В случае нерассмотрения протеста в установленный срок либо его отклонения, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об от­мене противоречащего закону акта или прекращения незаконных дейст­вий. Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта.

15. К правовым средствам, направленным на привлечение к ответ­ственности нарушителей законов относятся: возбуждение уголовных дел, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении; передача в предусмотренном законом случае материала о них об­щественным организациям для решения вопросов о применении
мер общественного воздействия.

16. К правовым средствам, направленным на обеспечение матери­ального ущерба, причиненного правонарушением, относятся:

принятие мер обеспечения предъявленного или возможного граж­данского иска по уголовному делу; принятие мер обеспечения против сокрытия имущества обвиняе­мого, предъявление или поддержание предъявленного гражданско­го иска в уголовном деле, если этого требует охрана государствен­ных, общественных интересов или прав граждан; предъявление исков в порядке гражданского судопроизводства.

18. К правовым средствам распорядительного характера относятся:

письменные указания органам дознания и предварительного след­ствия о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения; возвращение уголовных дел органам дознания и предварительного следствия о производстве дополнительного расследования; изъятие и передача следователю любого дела, передача дела от од­ного органа предварительного следствия к другому и т. д.; отстранение лица, проводящего дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущены нарушения закона при расследовании дела; освобождение лица, которое незаконно содержится в местах лише­ния свободы или в нарушение закона, подвергнутого задержанию, предварительному заключению, принудительному лечению и вос­питанию;

^постановления и предложения прокурора относительно соблюде­ния установленного законом порядка и условий содержания задер­жанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, к которым применяются меры при­нудительного лечения или перевоспитания.

Наши рекомендации