Протест прокурора

Условия и порядок принесения прокурором этого правового акта, предъявляемые кнему требования и его реквизиты, определяются законом «О прокуратуре РФ», атакже ведомственными указаниями генеральной прокуратуре РФ. Протестприносится на противоречащий или не соответствующий закону правовой акт,изданный органом государственной власти или управления, общественнойорганизацией или объединением, органами государственного или хозяйственногоуправлениями другими субъектами, поднадзорными прокурору, а такжедолжностными лицами.Протест в порядке общего надзора приносится как прокурором, так и егозаместителем. Прерогатива прокуроров определяется приказом Генеральногопрокурора РФ №20 от 28 мая 1992 г. в зависимости от компетенции прокуроровразличных звеньев органов прокуратуры. Протесты вправе приносить тепрокуроры, на которых возложено осуществление надзора за исполнением законовгосударственными органами и общественными организациями, а также должностнымилицами. Так, прокуроры районов, городов и приравненные к ним прокурорыспециализированных прокуратур вправе в пределах своей компетенции принестипротест на незаконные правовые акты, принятые местными представительнымиорганами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами,общественными объединениями и должностными лицами, действующими в пределахтерритории, поднадзорной специализированной прокуратуре города, района.Прокуроры краев, областей и приравненные к ним прокуроры приносят протестсоответственно на незаконные правовые акты, принятые краевыми органамиисполнительной власти и управления, региональными общественными объединениямии должностными лицами, действующими в масштабе края и области.Право опротестования правовых актов, издаваемых федеральными министерствами иведомствами, всероссийскими общественными объединениями и должностнымилицами, принадлежит лишь Генеральному прокурору РФ и его заместителям.При этом следует иметь в виду, что вышестоящему прокурору принадлежит правопринести протест на незаконный правовой акт в пределах своей компетенции.Так, прокурор области вправе принять на себя функции районного или городскогопрокурора и принести протест на правовой акт, изданный местными, т.е.районными или городскими представительными органами.Принесение протеста на противоречащий закону правовой акт приостанавливаетего действие на период рассмотрения протеста. Речь идет главным образом отаких нарушениях закона как лишение или ограничение права граждан на труд,социальное обеспечение, образование и т.д. Когда прокурор направляет протест,он указывает на необходимость приостановления действия опротестованного акта.В протесте прокурор излагает требования об отмене правового акта илиприведении его в соответствие с законом, прекращении незаконного действиядолжностного лица, а также восстановлении нарушенных прав.В соответствии со ст. 23 Закона “О прокуратуре РФ” протест подлежитобязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента егопоступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленногоустранения нарушений законности, прокурор вправе установить сокращенный срокрассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительносообщается прокурору в письменной форме.Если в соответствии с ранее действовавшим законодательством о прокурорскомнадзоре протест прокурора, принесенный в порядке общего надзора, мог бытьотозван с рассмотрения как его автором, так и вышестоящим прокурором, то внастоящее время это право сохранено лишь за автором протеста. Этоспособствует повышению правовой самостоятельности прокуроров, приносящихобщенадзорные протесты, и в тоже время способствует повышению ихответственности за качество приносимых протестов.Протест прокурора как правовой документ должен отвечать определеннымтребованиям по его реквизитам. Наименование акта должно соответствоватьЗакону “О прокуратуре РФ” (ст. 23 – “Протест прокурора”). Протест содержит:наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействиядолжностного лица; кем и когда правовой акт издан или совершено действие;содержание опротестованного правового акта (действие или бездействие);правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта(действие или бездействие должностного лица), указаны нормы нарушенногозакона или иного нормативного акта; предложение прокурора об отмене илипроведение в соответствие с законом опротестованного правового акта;требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного внарушении закона, если в этом есть необходимость; предложение о рассмотрениипротеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатоврассмотрения протеста; должностное положение прокурора, принесшего протест,его классный чин, дата принесения протеста.

Наши рекомендации