Протест
Протест как акт прокурорского надзора, в соответствии с Законом о прокуратуре 1993 г. (ст. 35), представляет собой правовой акт, который "приносится прокурором в орган, издавший -этот акт или в вышестоящий орган, правомочный принимать по нему решение. В таком же порядке приносится протест на противоречащий закону акт или действие должностного лица". Это могут быть правовые акты, изданные органами государственной власти или управления, общественными организациями, организациями государственного или хозяйственного управления и другими субъектами, деятельность которых поднадзорна прокурору. "В протесте прокурор требует отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, а равно прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права". Порядок вынесения протеста состоит в том, что прокурор опротестовывает акты или незаконные действия должностного лица именно в" органы или должностному лицу, издавшему этот незаконный или необоснованный правовой акт. Наряду с этим прокурор наделен правом принесения протеста в вышестоящий орган или вышестоящему по своему должностному положению лицу. Следует заметить, что протест в вышестоящую структуру или организацию может быть принесен и в случае, когда нижестоящий орган отклонил первоначально прокурорский протест. В самом протесте в обязательном порядке прокурор излагает требование об отмене правового акта или же приведения его в соответствие с законом, а также о прекращении незаконного действия лица и восстановления нарушенных прав. Действующее законодательство предъявляет серьезные требования ко всем элементам, составляющим протест прокурора. К ним, в частности, относятся: наименование опротестованного правового акта или действия (бездействия) должностного лица; кем и когда правовой акт издан либо произошло неправомерное действие; содержание опротестованного акта; правовое обоснование незаконности либо необоснованности правового акта (действие либо бездействие должностного лица); ссылка на нормы нарушенного закона либо другого нормативного акта; содержание требований о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона; "протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом, которым он направлен, не позднее чем в десятидневный срок после его поступления, а местными Советами депутатов на очередных сессиях". В протесте указываются: должностное положение прокурора, вынесшего протест, классный чин и дата принесения протеста. В случае нерассмотрения протеста в установленный срок либо его отклонения, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта или прекращения незаконных действий. Подача прокурором заявления в суд приостанавливает действие опротестованного акта.
15. К правовым средствам, направленным на привлечение к ответственности нарушителей законов относятся: возбуждение уголовных дел, дисциплинарного производства или производства об административном правонарушении; передача в предусмотренном законом случае материала о них общественным организациям для решения вопросов о применении
мер общественного воздействия.
16. К правовым средствам, направленным на обеспечение материального ущерба, причиненного правонарушением, относятся:
принятие мер обеспечения предъявленного или возможного гражданского иска по уголовному делу; принятие мер обеспечения против сокрытия имущества обвиняемого, предъявление или поддержание предъявленного гражданского иска в уголовном деле, если этого требует охрана государственных, общественных интересов или прав граждан; предъявление исков в порядке гражданского судопроизводства.
18. К правовым средствам распорядительного характера относятся:
письменные указания органам дознания и предварительного следствия о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения; возвращение уголовных дел органам дознания и предварительного следствия о производстве дополнительного расследования; изъятие и передача следователю любого дела, передача дела от одного органа предварительного следствия к другому и т. д.; отстранение лица, проводящего дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущены нарушения закона при расследовании дела; освобождение лица, которое незаконно содержится в местах лишения свободы или в нарушение закона, подвергнутого задержанию, предварительному заключению, принудительному лечению и воспитанию;
^постановления и предложения прокурора относительно соблюдения установленного законом порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, к которым применяются меры принудительного лечения или перевоспитания.