II. Повторение пройденного материала

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

III. Сообщение темы урока

- C севера Европы мы передвигаемся в ее центральную часть. Сегодня мы познакомимся со странами, расположенными в центре Европы.

IV. Работа по теме урока

-Рассмотрите карту на странице 127. Определите, в какие страны мы отправимся?

Первой страной будет Германия. По карте определите соседей Германии. В какие моря есть выход у этой страны?

Германия расположена в Центральной Европе, с севера она омывается Балтийским и Северным морями. Это самое большое государство Европы. Почти все население Германии проживает в городах. Самый обычный немецкий город, как правило, небольшой, тихий и уютный. Здесь нет небоскребов и широких проспектов. В центре города всегда располагается собор.

Какие крупные города отмечены на карте?

Прочитайте статью о городах Германии на страницах 128 – 129.

Какой город является столицей Германии? В Берлине проживает около 3,5 миллионов человек. Этот город известен с ХIII века. В 1871 году Берлин был провозглашен столицей Германии.

После Второй мировой войны город (как и вся страна) оказался рассеченным на две части, которые с 1961 года были отделены друг от друга железобетонной стеной. В 1990 году ее снесли, а две части разделенной Германии объединились. Сегодня Берлин – крупнейший промышленный, научный и культурный центр Германии. Здесь находится Берлинская академия наук, несколько университетов. Берлинские музеи – крупнейшие в мире. Известен так же Берлинский зоопарк.

Что вы можете сказать о городе Бремене?

Учитель показывает фрагмент из мультфильма «Бременские музыканты».

- Какие еще произведения братьев Гримм вы знаете?

Что вы запомнили о городе Кельн? Откройте страницу 132 и прочитайте вопросы, заданные в рубрике «Подумай». Ответь на них.

В Германии еще много городов, о которых есть что рассказать. Например, недалеко от Кельна находится город Бонн. Найдите его на карте. С 1946 года он был столицей той части Германии, которая называлась Федеративная Республика Германии – ФРГ. Широко известен университет, находящийся в Бонне. Бонн – родина композитора Людвига ванн Бетховена. В центре города ему установлен памятник, а в доме композитора находится музей.

Если из Берлина мы отправимся на юг, то попадем в город Лейпциг. Лейпцин основан в ХII веке. Много столетий в нем весной и осенью проводятся международные ярмарки.

Германия является высокоразвитой промышленной страной. Наиболее популярностью пользуются немецкие автомобили? Какие марки немецких машин вам известны?

Наибольшей популярностью пользуются марки таких производителей, как «Мерседес Бенц», Баварская моторная мастерская (БМВ), «Фольксваген», «Опель» и «Ауди». Некоторые германские концерны стали теперь международными. Например, «Даймлер Крайслер», или «Фольксваген», поглотивший «Роллс Ройс», «Шкоду» и «Сеат».

Учитель показывает иллюстрации с изображением различных марок автомобилей.

- Из Германии переезжаем в Австрию. Найдите эту страну на карте. Назовите ее соседей. По таблице назовите столицу, главу страны и государственный язык, на котором говорят ее жители.

Прочитайте статью об Австрии на страницах 130 – 131.

Что вы узнали о стране?

Австрию часто называют альпийской республикой. Почему?

Восточные Альпы занимают ¾ территории страны. В Австрийских Альпах около 900 ледников и более многолетних снежников. Талая вода наполняет альпийские озера, которых в Австрии 580. Особенно много их на севере страны. Этот район называют – Озерный край ¼ часть страны и животные находятся под охраной.

Еще одно природное богатство и гордость Австрии – река Дунай. Национальный гимн страны начинается со слов: «Горный край у быстрого Дуная». Слова гимна положены на музыку Моцарта. Известный всему миру вальс Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» считается вторым, неофициальным гимном государства. Послушайте его.

- Вену называют городом вальсов и парков. Как в любом старинном городе, в Вене есть свой Старый город, сложившийся вокруг средневековой крепости. Здесь же располагается собор Святого Стефана, фотографию которого вы можете видеть в учебнике. Город с трех сторон окружен полукольцом центральной улицы Ринг, на которой расположены главные достопримечательности. В Вене много памятников, жившим здесь композиторам. Это памятники Иоганну Штраусу помещены у вас в учебнике.

Гордость Вены – красивые парки. Самым известным из них является парк Венский Лес.

Австрийцы любят спорт. Горнолыжный спорт стал одним из предметов, который преподают в школе. В Австрии часто устраиваются международные соревнования по фигурному катанию на коньках. Австрия – родина балета на льду.

Миллионы туристов приезжают каждый год в эту страну, чтобы посетить старинные замки и музеи, покататься на лыжах в Альпах или отдохнуть на курортах с целебными водами.

Следующая страна – Швейцария.

Что вы знаете об этой стране? Найдите ее на карте. Назовите соседей Швейцарии. Прочитайте текст о Швейцарии.

Швейцария – самая возвышенная страна Европы. Почему?

Большую часть страны занимают горы. В горах Швейцарии находится более 1 тысячи ледников. В ледниках Альп берут начало крупнейшие реки Западной Европы – Рейн и Рона. Весной в горах сходит множество лавин. В XIII – XIV веках здесь была выведена специальная порода собак. Собаки этой породы отыскивали людей под снегом и спасали их. Вспомните название этой породы собак. Что вы знаете об этих спасателях? В каком городе стоит памятник сенбернару?

В предгорьях Альп расположены большие озера. Самыми крупными из них являются Женевское и Леман.

Крупными источниками дохода Швейцарии являются туризм и банковское дело. Особое признание стране принесли ее мастера часовых дел. Эти часы славятся на весь мир точностью и надежностью.

Раньше Швейцария много воевала, но с 1815 года был принят закон «о вечном нейтралитете», то есть невмешательстве ни в какие войны.

V. Итог урока

- Мы с вами путешествовали по Центральной Европе. В каких странах мы побывали? Посмотрим, что об этих странах можно найти в Копилке интересных фактов?

На доске прикреплены карточки с названиями стран, их столиц и флагов, дети распределяют карточки по тройкам. Учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя».

ПРОБНЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ТЕМА: Путешествие по Франции и Великобритании.

ЦЕЛИ УРОКА:

Познакомить учащихся с Францией и Великобританией.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Репродукция картины Леонардо да Винчи «Джоконда», иллюстрация Эйфелевой башни, замка в Версале, видеоаппаратура, мультфильм «Красная шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах», видеозапись о Париже и Версале, фильм «Анжелика и Король».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

III. Сообщение темы урока

-Из центра Европы мы сегодня передвигаемся на запад. Следующими европейскими странами, с которыми мы познакомимся, будут Франция и Великобритания.

IV. Работа по теме урока

-Рассмотрим карту на странице 134. Найдите Францию.

Какие страны являются ее соседями?

В какие моря и океаны можно выйти из ее портов?

Франция омывается водами Северного моря, пролива Ла Манш, Атлантического океана и Средиземного моря. Благодаря действию морских ветров и теплому течению Гольфстрим с одной стороны и защите гор с другой стороны, Франция обладает удивительным разнообразием природных условий. Недалеко от покрытых снегами горных вершин Альп можно увидеть пальмы на Лазурном берегу.

Горные массивы занимают больше половины страны. В первую очередь – это Альпы. Через территорию каких еще государств проходят эти горы? На территории Франции находятся Пиренеи и хребты Юра, Вогезы и Арденны. В западной части страны располагается равнина, по которой протекаю реки Сена, Луара, Гаронна. Леса покрывают около ¼ части территории Франции и сохранились в основном в горах.

Вспомните, на какой реке находится столица Франции.

Париж считается красивейшим городом Европы. Что можно увидеть, приехав в город? Прочитаем об этом в учебнике.

Какой собор стоит в центре Парижа? Назовите крупнейший музей мира, находящийся в столице Франции?

- Великий итальянец Леонардо да Винчи жил в конце XV - начале XVI веков. Он был знаменитым живописцем, скульптором, архитектором, инженером и математиком. Он много рисовал, изобретал и стоил. До наших дней дошли и сохранились картины и рисунки художника. Ими уже несколько веков восхищаются люди всего мира. Перед вами репродукция картины «Мона Лиза». Это портрет молодой женщины, жившей почти 500 лет назад. Второе название этого портрета «Джоконда.

Вы прочитали об одном из замечательных мест Франции – Версале. Сейчас здесь музей, который ежедневно посещают тысячи туристов. Особенно красиво в Версале летом.

Учитель включает кадры из фильма «Анжелика и король» (или французский фильм «Три мушкетера»).

- Вы можете увидеть красоту Версаля и костюмы, в которых ходили придворные во Франции несколько столетий назад.

V. Викторина

Учитель показывает кадры из мультфильмов «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах» (или зачитывает отрывки из этих произведений).

- Назовите произведения и их автора. Эти произведения написал великий сказочник Шарль Перро, который жил в XVII – начале XVIII веков. Его сказки переведены на все языки мира. Дети всех стран знают и любят Кота в сапогах, золушку и Красную Шапочку.

VI. Работа по теме урока(продолжение)

- Следующая остановка нашего маршрута – в Великобритании. Рассмотрите на карте ее расположение. Что вы можете сказать?

Великобритания – островного государства Западной Европы. Наиболее крупные из этих островов – Великобритания и Ирландия. Самый большой – Великобритания – дал имя всей стране.

Назовите соседей Великобритании.

Страна граничит по суше только с Ирландией. Остальные границы – морские.

В состав королевства входят Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Большинство населения (80%) составляют англичане.

Рассмотрите фотографии на страницах 140 – 141 и вспомните, что мы уже знаем и Великобритании?

То, что страна находится на островах, особенно от всей Европы, наложило отпечаток на привычки, нравы и обычаи англичан. Так, например, в Британии до сих пор левостороннее движение на улицах. У них своя система мер, от которой они не собираются отказываться. Расстояние британцы измеряют в милях и ярдах, рост – в футах и дюймах, вес – в стоунах.

- Великобритания является конституционной монархией. В этой стране монарх царствует, но не правит страной. Вся власть принадлежит парламенту.

Прочитайте текст о Великобритании на страницах 140 – 141.

На какой реке стоит столица Британии? Какие достопримечательности можно увидеть в центре города?

Замок Тауэр – средневековая крепость, охранявшая королевский дворец. Этот замок служил тюрьмой для политических преступников. Рядом с Тауэром находится разводной мост. Они вместе смотрятся как законченный ансамбль, хотя и возводились в разные эпохи.

В Лондон около 80 театров, более 30 музеев и галерей. Лондонский метрополитен – старейший в Европе. Он начал свою работу в 1863 году. В Лондоне много парков, садов и открытых зеленых пространств.

VII. Итог урока

- Какую интересную информацию о Франции и Великобритании можно найти в копилке интересных фактов?

Дети отвечают на вопросы рубрики «Проверь себя».

Наши рекомендации