П. Повторение пройденного материала

- С каким жанром изобразительного искусства вы познако­мились на последних уроках?

- Как вы узнаете, что перед вами портрет?

- Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занима­лись на двух последних уроках.

— Что такое автопортрет?

— Автопортреты каких художников вы изучали на прошлом уроке?

Кто приготовил домашнее задание — принес для показа репро­дукцию картины в жанре автопортрета и приготовил свой рассказ

о ней?

(Выступления школьников с демонстрациями картин-авто­портретов.)

Сегодня вы познакомитесь еще с одним жанром изобрази­тельного искусства — натюрмортом. Повторите это слово и за­помните его.

III. Беседа по теме урока

Натюрмортом называется картина, на которой изображены неодушевленные предметы, тщательно подобранные и органи­зованные в нужную единую группу. В натюрмортах изображают предметы обихода человека, которые мы видим каждый день, предметы его творчества, фрукты, лежащие на столе, или букет цветов в красивой вазе, выловленная рыба или битая дичь, на­крытый к обеду стол с сервировкой.

Слово «натюрморт» произошло от слияния двух французских слов: «натюр» — природа и «морт» — неживая.

Существует легенда о том, как возник в изобразительном ис­кусстве жанр натюрморта. Давным-давно, еще в Древней Греции, жил-был один художник, который до того искусно умел изобра­жать на своих натюрмортах предметы природы, что люди ошиба­лись, принимая их за настоящие. Говорят, что с ним был такой случай. Однажды он закончил изображать на холсте кисти вино­града. После завершения работы он оставил картину на террасе, чтобы она подсыхала, а сам удалился. Но картина ему удалась на­столько сильно, что виноград выглядел на ней поистине живым. Когда же художник возвратился обратно, то увидел необычайное зрелище: к его картине слетелись птицы и клевали нарисованный виноград. Оказывается, они тоже приняли изображение на кар­тине за живые плоды! Вот, оказывается, как может ошибиться зрение, если мастерство художника необычайно велико.

IV. Работа в тетради

Запишите в тетради тему сегодняшнего урока: «Картина-на­тюрморт», а также пояснение этого слова.

Натюрморт - это название картины с изображением предме­тов обихода, окружающих человека, цветов, фруктов. Название происходит от двух слов: «натюр» — природа и «морт» — неживая. Среди предметов человеческого обихода, представленных на натюрморте, могут быть и принадлежности художника. Допу­стим, сидит художник за столом и рисует то, что у него на этом столе выставлено — листы бумаги, сложенные в стопочку, стакан с водой для смачивания кисти, разноцветные краски, разложен­ные на палитре, карандаши и фломастеры. Возможно, на столе у него находится какая-нибудь статуэтка - и ее можно нарисовать, чтобы придать картине объем, «вытянуть» ее по вертикали.

Натюрморт, так же как и другие жанры, бывает парадным или камерным, домашним. С помощью натюрморта художник может показать не только внешнюю сторону вещей, но и переживания человека, его чувства.

Вот какие названия часто встречались в натюрмортах: «Букет цветов», «Ваза с фруктами», «Накрытый стол», «Маленький зав­трак», «Охотничий трофей». Иногда словосочетание «натюрморт» переводят как «тихая, неподвижная картина».

V. Пояснения по теме урока

Перед тем как нарисовать натюрморт, художник сначала под­бирает вещи для его составления, а потом расставляет все в нуж­ном порядке. И это не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Откройте учебники на с. 126—127, прочитайте текст и рас­смотрите репродукции натюрмортов. Что вы можете рассказать о натюрморте «Лен» В. Стожарова?

— Для начала расскажите, что такое лен? (Лен - это растение, из которого делали льняные нитки, а из ниток ткали материю,)

У писателя К. Ушинского есть рассказ под названием «Как рубашка в поле выросла», в котором маленькая девочка Таня на­блюдает, как сначала в ее деревне отец сеял семена льна в землю, как лен всходил, вырастал, как из него сначала делали нитки, а по­том уже - льняную материю. Вот на этом натюрморте художник показывает почти все этапы превращения растения под названием лен в материю. Сейчас вы в этом убедитесь.

— Где расположены предметы натюрморта? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Натюрморт представляет собой уголок старинного русско­го дома — деревянной избы, предметы расположены на столе и на стенах.

— А какая погода в это время на улице? (Солнечный день.)

— Как вы об этом узнали? (По освещению картины.)

— Как освещен натюрморт? (Свет падает слева.)

Видимо, и оттуда надо начинать рассматривать всю картину, переводя взгляд слева направо.

- Что вы видите на переднем плане картины? (Букет льна.) Наверное, художник только что вернулся с прогулки и принес пакетик льняных стеблей, что лежит на переднем плане картины. Лен положен на белоснежное вышитое полотенце, и пока даже не верится, что из подобных колючих и неказистых стеблей вскоре должна получиться точно такая же красивая белоснежная ткань. Но и остальные предметы на этой картине не менее инте­ресны. Например, много внимания уделено разным деревянным предметам.

- Чем отличаются деревянный стол и стена избы? (Стол сделан из одних досок, покрашенных в черный цвет, стена — из других, длинных и некрашеных, напиленных из целого дерева, которые уже успели растрескаться от времени.)

- Что находится на стене слева? (Слева к стене прибита дощеч­ка, за которую воткнуты старинные предметы с острыми концами.)

Эти предмета — веретена для наматывания ниток, которые будут делать изо льна.

Что находится на правой стороне картины? Кто знает, как называется этот старинный деревянный предмет? Это гребень — предмет для расчесывания льна на отдельные волокна, из кото­рых потом скручиваются нитки. Видите, ручка требня затейливо вырезана.

- Какой предмет в этом натюрморте самый старый? (Види­мо, это деревянная выдолбленная миска, которая находится в центре, почерневшая от времени.).

Может быть, в подобных мисках, только больших, замачивали лен после того, как его собирали, чтобы он стал мягче, нежнее.

- Какой предмет здесь самый высокий? (Деревянное ведерко.)

- Что могли складывать в такие ведерки, сделанные из коры дерева? (Грибы и ягоды.)

Подобные берестяные ведерки назывались словом «туеса», «туес». У Е. Благининой есть стихотворение «По малину», которое начинается такими словами:

Я надела поясок,

Прихватила туесок,

Побежала по малину

Через луг наискосок.

Вот именно с такими туесками, сделанными из березовой коры - бересты, девочки раньше ходили по ягоды в лес. Наконец, на задней стене в картине «Лен» прикреплена боль­шая деталь, которая является частью старинного ткацкого стан­ка — кроены. После того как изо льна делали нитки, с помощью ткацких станков из ниток пряли полотно. Вот, оказывается, какой это непростой натюрморт с коротким названием «Лен». В нем художник не просто показал, как выглядят побеги льна, но еще и рассказал целую историю о превращении льна в материю. Еще мне кажется, в этом натюрморте художник воспевает людей, ко­торые умеют трудиться. Ведь так непросто вырастить на поле лен, потом стебельки растения собрать, сделать из них нитки и ткань. Для этого нужно и терпение, и умение, и старание. Обязательно найдите рассказ писателя К. Ушинского «Как рубашка в поле вы­росла», прочитайте его и после этого еще раз внимательно рассмо­трите данный натюрморт. Думаю, что после прочтения рассказа картина станет вам ближе и понятнее.

Теперь посмотрите на второй натюрморт — «Скрипка».

— Чем он интересен?

(Педагог обобщает ответы школьников.) В этой картине интересен контраст разных линий — прямых и изогнутых, гибких.

— Где вы видите прямые линии? (Контур окна и все, что на­ходится за окном, — силуэты крыш и стен домов.)

— Что нарисовано изогнутыми линиями? (Силуэт скрипки.) Художник К. Петров-Водкин жил и работал в Санкт-Петер­бурге в начале XX в., вот и в этой картине он, конечно же, изобра­зил свой любимый город, который тогда назывался Петроградом и в котором в это военное время жилось очень тяжело. Вот этот город — строгий, суровый, голодный, тесно застроенный — и по­казан в натюрморте «Скрипка». На крышах домов расположе­ны печные трубы, в начале века дома в городе, даже в несколько этажей, отапливались дровами, а не паровым отоплением, как большинство домов сегодня. Окна без занавесок, они словно смо­трят своими пустыми глазницами в пространство и ждут перемен к лучшему. А эти перемены могут сделать только люди.

— Что такое скрипка? (Музыкальный инструмент.)

— Кому мог принадлежать пот музыкальный инструмент? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Вероятнее всего, музыканту.

Почему же скрипка изображена одна, а не в руках этого му­зыканта? Можно предположить, что музыкант ушел на войну за­щищать свой родной город и там он был убит. А скрипка покор­но ждет, когда же ее хозяин наконец вернется, возьмет ее в руки и снова из нее польется дивная музыка. Кажется, что скрипка еще - хранит тепло человеческих рук: с такой любовью она нарисована. Глядя на этот натюрморт, вспоминаешь строчки из стихотворения поэта Л. Квитко «Скрипочка»:

...Тихо дремлет музыка

В скрипочке моей.

- С помощью какого приема нарисованы облик скрипки и го­рода за окном — сходства или контраста? (Контраста.)

- Как проявляется контраст в линиях? (Для города использо­ваны прямые линии, для скрипки — изогнутые.)

- Как проявляется контраст в освещении? (Город освещен солнцем, скрипка находится в тени.)

Свет падает справа, с востока, т. е. показано утро - время су­ток, когда восходит солнце. Крыши домов уже освещены, и на се­редину скрипки, на ее струны падают робкие солнечные лучи, ко­торые говорят нам о том, что не надо падать духом, добро победит и в любой жизни наступят лучшие времена. Зарождается новый день, и он несет с собой надежду, веру в светлое будущее.

Рассмотрите последний натюрморт — «У постели больной». )то фрагмент картины. Значит, натюрморт может входить в кар­тину как ее часть.

- Какие предметы изобразил художник? (Графин с водой, ста­кан с водой и ложечкой, пузырек с микстурой, несколько ста­рых книг, положенных одна на другую, карандаш и ластик.)

- Что вы можете сказать о лампе, находящейся рядом? (Это лампа-ночник, у нее низко опущен абажур, чтобы не потре­вожить светом больную.)

Но и сама лампа - необычная, она старинная, у нее мрамор­ная ножка, нарядный цоколь. Художник В. Поленов, который нарисовал эту картину, жил в начале XX в., когда еще не было повсеместного электрического освещения, в лампе горит настоя­щий огонь. Видите, возле картины не стоит даты, указывающей, какое время передает художник, но изображенные им предметы говорят нам об этом сами.

- Как выглядят книги, лежащие на столе? (Они старые, у од­ной даже отходит корешок, в них много бумажных закладок.)

В правом нижнем углу картины виден край тетради или за-II иеной книжки, куда, видимо, читательница этих книг вносила нужные пометки или записи из книг.

- Посмотрите на карандаш, лежащий рядом. Что вы може­те о нем сказать? {Карандаш остро заточенный, значит, им Наконец, на задней стене в картине «Лен» прикреплена боль­шая деталь, которая является частью старинного ткацкого стан­ка — кроены. После того как изо льна делали нитки, с помощью ткацких станков из ниток пряли полотно. Вот, оказывается, какой это непростой натюрморт с коротким названием «Лен». В нем художник не просто показал, как выглядит побеги льна, но еще и рассказал целую историю о превращении льна в материю. Еще мне кажется, в этом натюрморте художник воспевает людей, ко­торые умеют трудиться. Ведь так непросто вырастить на поле лен, потом стебельки растения собрать, сделать из них нитки и ткань. Для этого нужно и терпение, и умение, и старание. Обязательно найдите рассказ писателя К. Ушинского «Как рубашка в поле вы­росла», прочитайте его и после этого еще раз внимательно рассмо­трите данный натюрморт. Думаю, что после прочтения рассказа картина станет вам ближе и понятнее.

Теперь посмотрите на второй натюрморт — «Скрипка».

— Чем он интересен?

(Педагог обобщает ответы школьников.) В этой картине интересен контраст разных линий — прямых и изогнутых, гибких.

— Где вы видите прямые линии? (Контур окна и все, что на­ходится за окном, — силуэты крыш и стен домов.)

— Что нарисовано изогнутыми линиями? (Силуэт скрипки.) Художник К. Петров-Водкин жил и работал в Санкт-Петер­бурге в начале XX в., вот и в этой картине он, конечно же, изобра­зил свой любимый город, который тогда назывался Петроградом и в котором в это военное время жилось очень тяжело. Вот этот город — строгий, суровый, голодный, тесно застроенный — и по­казан в натюрморте «Скрипка». На крышах домов расположе­ны печные трубы, в начале века дома в городе, даже в несколько этажей, отапливались дровами, а не паровым отоплением, как большинство домов сегодня. Окна без занавесок, они словно смо­трят своими пустыми глазницами в пространство и ждут перемен к лучшему. А эти перемены могут сделать только люди.

— Что такое скрипка? (Музыкальный инструмент.)

— Кому мог принадлежать этот музыкальный инструмент? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Вероятнее всего, музыканту.

Почему же скрипка изображена одна, а не в руках этого му­зыканта? Можно предположить, что музыкант ушел на войну за­щищать свой родной город и там он был убит. А скрипка покор­но ждет, когда же ее хозяин наконец вернется, возьмет ее в руки и снова из нее польется дивная музыка. Кажется, что скрипка еще хранит тепло человеческих рук: с такой любовью она нарисована. Глядя на этот натюрморт, вспоминаешь строчки из стихотворения поэта Л. Квитко «Скрипочка»:

...Тихо дремлет музыка

В скрипочке моей.

- С помощью какого приема нарисованы облик скрипки и го­рода за окном — сходства или контраста? (Контраста.)

- Как проявляется контраст в линиях? (Для города использо­ваны прямые линии, для скрипки — изогнутые.)

- Как проявляется контраст в освещении? (Город освещен солнцем, скрипка находится в тени.)

Свет падает справа, с востока, т. е. показано утро - время су­ток, когда восходит солнце. Крыши домов уже освещены, и на се­редину скрипки, на ее струны падают робкие солнечные лучи, ко­торые говорят нам о том, что не надо падать духом, добро победит и в любой жизни наступят лучшие времена. Зарождается новый день, и он несет с собой надежду, веру в светлое будущее.

Рассмотрите последний натюрморт — «У постели больной». )то фрагмент картины. Значит, натюрморт может входить в кар­тину как ее часть.

- Какие предметы изобразил художник? (Графин с водой, ста­кан с водой и ложечкой, пузырек с микстурой, несколько ста­рых книг, положенных одна на другую, карандаш и ластик.)

- Что вы можете сказать о лампе, находящейся рядом? (Это лампа-ночник, у нее низко опущен абажур, чтобы не потре­вожить светом больную.)

Но и сама лампа - необычная, она старинная, у нее мрамор­ная ножка, нарядный цоколь. Художник В. Поленов, который нарисовал эту картину, жил в начале XX в., когда еще не было повсеместного электрического освещения, в лампе горит настоя­щий огонь. Видите, возле картины не стоит даты, указывающей, какое время передает художник, но изображенные им предметы говорят нам об этом сами.

- Как выглядят книги, лежащие на столе? (Они старые, у од­ной даже отходит корешок, в них много бумажных закладок.)

В правом нижнем углу картины виден край тетради или за­писной книжки, куда, видимо, читательница этих книг вносила нужные пометки или записи из книг.

- Посмотрите на карандаш, лежащий рядом. Что вы може­те о нем сказать? (Карандаш остро заточенный, значит, им часто пользуются, и его владелица тает, что пометки на ли­стах книг можно делать только карандашом, чтобы их потом можно было легко стереть.) Это означает, что человек бережно относится к книгам. Очень интересно посмотреть, как и стакане с водой переда­но изменение облика металлической ложечки. В нижней части стакана налита вода, поэтому ложечка выглядит неодинаково, художник словно делить ее на три части. Ее верхняя часть, вы­глядывающая из стакана, находится на воздухе. Среднюю часть, середину с витой ручкой, мы рассматриваем через стекло стакана. А ее нижнюю часть мы видим сквозь толщу воды.

- Как выглядит сама ложечка? (У нее витая нарядная ручка с кокетливо загнутым кончиком.)

Такая изысканная форма говорит о том, что ложечка, скорее всего, сделана из благородного металла — золота или серебра.

- С каким предметом ложечка образует единый ансамбль? (Со старинной лампой, также отделанной декоративными деталями.)

- Какие еще детали подчеркивают, что на картине изображе­но начало XX в.? (К бутылке с лекарством привязан бумаж­ный рецепт.)

Верно, такие рецепты назывались словом «сигнатурки», их привязывали в аптеках к горлышкам бутылочек с лекарствами, и на них писались рекомендации, сколько раз в день это лекарство надо принимать. А еще в бутылке с лекарством настоящая пробка, сделанная из коры пробкового дерева. В наше время почти у всех бутылок пробки пластмассовые. Вот как много познавательного можно увидеть, если внимательно всмотреться в натюрморт.

Какой из натюрмортов вам понравился больше остальных и почему? Какие чувства вызвал он у вас? Обратите внимание на использованные средства выразительности.

Наши рекомендации