Приоритеты внешней политики России
1.1. Изменение геополитической ситуации в мире и место России в ней. Факторы ослабления позиции России на международной арене. После распада Советского Союза и прекращения «холодной войны» Российская Федерация оказалась в новой международной ситуации.
Снизилась роль центрального противостояния, но одновременно возросла угроза региональных конфликтов, распространения оружия массового поражения и ракетных технологий. Социалистический лагерь распался, бывшие союзники тяготели к Западу, включая некоторые страны, ранее входившие в состав СССР. Вблизи азиатских границ СНГ образовался пояс нестабильных государств, в ряде бывших регионов СССР завязались вооруженные конфликты.
Резко снизилась внешнеполитическая активность России, сократилась военная мощь нашей страны. При этом Россия сохранила право на статус великой державы, выступив правопреемницей СССР, став постоянным членом Совета Безопасности ООН и, главное, оставив за собой контроль за советским ядерным оружием.
1.2. Концепция и основные задачи внешней политики России. Главной задачей России на международной арене является обеспечение внешнеполитических условий для модернизации страны. Этой цели подчинены все остальные задачи.
• Руководство страны поставило перед собой задачу интеграции в мировой рынок и гармонизации политического курса с политикой ведущих мировых держав.
• В качестве важной задачи осознавалась также необходимость восстановления статуса России как влиятельной в мире державы. В 1996 г. в качестве официальной была провозглашена линия на создание многополярного мира, подтвержденная в Военной доктрине и Концепции внешней политики России (июль 2001 г.).
• К концу XX столетия Россия столкнулась с проблемой глобализации, которая характеризуется образованием единого пространства мирового рынка, мировой финансовой системы, мировой сети коммуникаций и услуг.
В нашей стране в общественном мнении и среди специалистов существуют разные подходы к этой проблеме. Сторонники включения России в процесс глобализации считают участие в нем объективно необходимым, чтобы не оказаться в аутсайдерах мировой цивилизации. Противники глобализации отстаивают курс на противостояние США и их союзникам. Они отмечают опасность для России оказаться в разряде периферийных стран (прежде всего в роли сырьевого придатка, могильника для отходов вредных производств и т. д.), учитывая, что к 2001 г. доля России в мировом ВВП составляла всего лишь 1,6 % (доля США – 19 %, Европейского союза – 16 %, Китая – 10 %, Японии – 7 % и т. д.). Как на фактор риска указывается на низкую степень экономической безопасности страны, что проявляется в росте импорта продовольствия; жесткой привязке рубля к доллару и т. д. Для России тенденция глобализации оборачивается также своеобразной вестернизацией повседневной жизни и культуры.
В 2001 г. Совет по внешней и оборонной политике РФ принял рекомендации по «встраиванию России в процесс глобализации», что предполагает максимальный уровень сотрудничества с развитыми странами: через членство в «большой восьмерке», вступление в ВТО, интеграцию с Евросоюзом, сохранение контактов с НАТО.
• Задачи по развитию отношений со странами ближнего зарубежья. Связи со странами СНГ – основной сферой стратегических интересов России – сохраняют первостепенное значение как в политико‑экономической, так и в военной сферах.
В последние годы в качестве приоритетной стала восприниматься задача всесторонней защиты прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.
1.3. В соответствии с задачами развивались основные направления внешней политики РФ.
• Важнейшим направлением с начала 90‑х гг. стало сближение с ведущими странами Запада, прежде всего США.
• Одновременно, преследуя цели предотвратить создание однополярного мира, где гегемоном выступают США и их ближайшие союзники, Россия развивает отношения как со странами Европы, так и с державами Азиатско‑Тихоокеанского региона.
• Объективно жизненно важным направлением внешней политики России остаются ее связи со странами ближнего зарубежья.
На разных этапах российское руководство ставило разные акценты в своей внешнеполитической деятельности.
1.4. Новые акценты во внешней политике РФ. С приходом к власти президента В. В. Путина внешняя политика России приобрела новые акценты – более выраженную направленность на защиту общенациональных интересов. При этом российские дипломаты исправляют ошибки прошлого, пытаясь восстановить отношения с традиционными партнерами России. Среди конкретных внешнеполитических целей выделяются следующие: ориентация на установление стратегического партнерства с США и Европой; развитие отношений с ведущими азиатскими державами (в первую очередь Индией и Китаем). В. В. Путин стал первым российским лидером, посетившим Северную Корею и Кубу, а также Малайзию.
Россия и страны Запада
2. 1. Политические и военные отношения с США.
• Россия и США в 1991–1999 гг. В первой половине 90‑х гг. XX в. предпочтение во внешней политике отдавалось связям с западными странами, в первую очередь США.
В совместной декларации двух стран (Кэмп‑Дэвид, США, 1992 г.) было зафиксировано окончание «холодной войны» и сделано заявление, что Россия и США больше не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. Россия присоединилась также к Конвенции о запрещении химического оружия. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ‑2). Согласно Договору, к 2003 г. должно быть достигнуто соглашение о сокращении к 31 декабря 2007 г. ядерного потенциала двух стран на 2/з по сравнению с уровнем, определенным Договором СНВ‑1 (для сравнения: в 1990 г. США располагали 10 563 боеголовками, а СССР – 10 271).
• Новый этап в развитии российско‑американских отношений начался после избрания Президентом России В. В. Путина, который продолжил российско‑американский политический диалог с новым президентом США Дж. Бушем‑младшим. Несмотря на ратификацию обеими сторонами договора СНВ‑2, процесс сокращения ядерного потенциала сопровождается рядом трудностей, связанных с позицией США.
Реальный процесс двустороннего сближения начался после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США, когда Россия поддержала усилия американцев по борьбе с мировым терроризмом, в частности кампанию по свержению талибов в Афганистане. Однако российская сторона не разделяет позицию США по выделению так называемой «оси зла» (Иран, Ирак, Северная Корея) – стран, которые по подозрению в причастности к терроризму должны быть, по мнению США, подвергнуты массированным бомбардировкам. В этой связи Россия не поддержала боевую операцию США по свержению режима Саддама Хусейна в Ираке весной 2003 г.
Основные проблемы связаны с тем, что после избрания президентом Дж. Буша‑младшего США усилили курс на установление единоличного глобального лидерства. Отсюда их активность на мировой арене. Еще в 90‑е гг. США начали вовлечение в сферу своего влияния бывших советских республик, в конце 90‑х гг. осуществили прямое вмешательство в югославский конфликт. Зоной стратегических интересов США было объявлено соседнее с Россией Закавказье. У мирового сообщества также вызывает опасения новая ядерная доктрина США. В 2002 г. США в одностороннем порядке вышли из договора 1972 г. по противоракетной обороне (ПРО).
В России существует стереотип восприятия США если не как враждебной, то и не как дружественной страны, которая не может рассматриваться в качестве союзника России. Высказывается большая озабоченность фактами ущемления национальных интересов нашего государства со стороны США, их пренебрежительным отношением к позиции России на мировой арене. Некоторые политики считают, что целью американской политики в отношении РФ является ослабление российской государственности. Такое состояние двусторонних отношений иногда трактуется как «холодный мир».
В этих условиях Россия, сохраняя стремление к сотрудничеству и взаимопониманию с США на основе приверженности «демократии и экономическим свободам», в последние годы твердо и последовательно отстаивает свои позиции с целью обеспечить учет ее интересов мировым сообществом.
2.2. Российская дипломатия и НАТО. С ослаблением позиций РФ в странах Центральной и Восточной Европы и процессом «расширения НАТО на Восток» российское руководство столкнулось с новой проблемой, которая реанимирует ситуацию, аналогичную периоду «холодной войны». Поэтому фактор НАТО во многом определяет характер усилий России по созданию новой системы национальной обороны.
К лету 1994 г. совместную с НАТО программу «Партнерство во имя мира» (без предоставления статуса полноправного члена) подписали более 20 стран, включая членов СНГ. В июне 1994 г. к ней присоединилась Россия. При этом уже с конца 1994 г. НАТО взяло курс на полную интеграцию ряда стран, в том числе прибалтийских, что вызывает беспокойство России.
В мае 1997 г. в результате серьезных дипломатических усилий был подписан «Основополагающий акт Россия – НАТО», на основе которого создан постоянный совместный совет «НАТО – Россия». Массированное применение вооруженных сил НАТО в Центральной Европе, бомбардировки Косовского края и Сербии в период обострения ситуации в Югославии в 1999 г. рассматривались российской стороной как нарушение международного права.
В современной ситуации руководство НАТО не исключает обсуждения с российской стороной модели отношений «19+1», т. е. более тесного участия России в НАТО.
2.3. Россия и Совет Европы. 14 января 1992 г. расширенное Бюро Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) приняло решение о передаче России ранее имевшегося у СССР статуса «специально приглашенного». В 1994 г. заявление России о вступлении в СЕ было заморожено на два года из‑за событий в Чеченской Республике. 25 января 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. Вступив в СЕ, Россия обязалась подписать и ратифицировать важные европейские соглашения, включая Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, на которой базируется европейская правозащитная система.
С 1999 г. в отношениях между Советом Европы и РФ одной из основных остается «чеченская проблема», а также проблема статуса граждан Калиниградской области.
2.4. Сотрудничество с ведущими державами мира развивается и в ходе участия РФ в урегулировании региональных конфликтов. Россия приняла участие в урегулировании в 1996 г. балканского кризиса. Здесь ее роль была весьма заметной не только в подготовке примирения участников конфликта, но и в оказании экономической и гуманитарной помощи Сербии и Черногории. В 1999 г. наша страна сыграла существенную роль в частичном урегулировании косовского конфликта. Весной 2004 г. Россия вновь оказала гуманитарную помощь жертвам эскалации антисербских беспорядков в Косово.
Россия настаивает на мирном урегулировании ближневосточного конфликта. При этом, кроме традиционных связей с арабским миром, российская сторона учитывает тот факт, что свыше 1 млн граждан Израиля – выходцы из России и других бывших республик СНГ.
2.5. Экономическое сотрудничество с зарубежными странами.
Западное направление как источник новых технологий и инвестиций, сбыта традиционных товаров оказалось главным во внешнеэкономической стратегии России. На Западную Европу приходилось 73 % нашей задолженности и 80 % полученной извне помощи. Кроме того, 40 % российской внешней торговли падает на Европейский Союз – главного партнера по модернизации страны.
В 1994 г. году было принято решение о расширении «семерки» ведущих западных стран за счет России (при этом речь пока идет лишь об участии ее в выработке политических, но не экономических решений). Россия стала полноправным членом Международного валютного фонда (МВФ), обсуждается вопрос о ее вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Россия и страны Азии
Еще одним стратегически важным направлением внешнеполитического курса Российской Федерации является дальневосточный и тихоокеанский регионы.
3.1. Восточное направление выступает на современном этапе важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ, хотя в целом восточное направление российской внешней политики остается пока второстепенным. Здесь Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретает зона Азиатско‑Тихоокеанского региона. Существуют серьезные перспективы для развития традиционного сотрудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). В одного из основных торговых партнеров России в этом регионе превратился Китай.
3.2. Россия и Китай отвергли политику взаимного противостояния, их экономические и иные отношения стали более тесными. Москва и Пекин выступают против любых проявлений политического силового диктата и утверждения однополюсного мира. Наблюдается совпадение позиций двух стран по вопросам об агрессии НАТО на Балканах, об одностороннем выходе США из договора по ПРО, военной операции США против Ирака.
Китай – третий по значению торговый партнер России, однако в общем товарообороте РФ доля КНР составляла до 1999 г. лишь 5 %. В настоящее время Россия участвует в сооружении в соседней стране ряда крупных промышленных объектов. Развивается сотрудничество в военно‑технической области. Подписано соглашение (2001) о сооружении нефтепровода «Россия – Китай» протяженностью 2400 км, на условиях раздела продукции реализуются нефтегазовые проекты на шельфе Сахалина.
3.3. Российско‑японские отношения, имеющие особую важность для положения в регионе, отставали в своем развитии от уровня отношений Москвы со странами ЕС и США, но развивались все 90‑е гг.
Летом 1997 г. руководство Японии фактически объявило о «концепции новой дипломатии» в отношении России, в основу которой легли принципы «доверия, взаимной выгоды и долгосрочной перспективы». Отныне Токио отделяет проблему «северных территорий» (Южных Курил) от всего комплекса вопросов двусторонних отношений. Конкретными шагами в реализации нового курса стали неформальные встречи высших руководителей двух стран. Создана совместная Российско‑японская комиссия по экономическому сотрудничеству, а также форум, в рамках которого будут вестись переговоры по подписанию Мирного договора между двумя странами, который так и не был заключен со времен Второй мировой войны.