Принципы избирательного права России
Принципы избирательного права - это его основополагающие начала, в которых в концентрированном виде выражается демократическое содержание избирательного права. Принципы избирательного права представляют собой исходные правовые предписания, в соответствии с которыми строится правовое регулирование избирательных отношений на всех его стадиях от правотворчества в сфере избирательного права (принимаемые нормативные правовые акты должны опираться на эти принципы) до реализации избирательно-правовых норм (участники избирательно-правовых отношений в процессе осуществления своих прав и обязанностей, применения норм избирательного права должны сообразовывать свои действия с принципами избирательного права).
Принцип всеобщего избирательного права раскрывается в ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях», где говорится о том, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления по достижении определенного возраста независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Этому принципу не противоречит установление в ст. 32 Конституции Российской Федерации, на неучастие в выборах граждан, признанных судом недееспособными, а также граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.
Условием реализации избирательного права является достижение определенного возраста (возрастной ценз). Граждане вправе реализовывать свое активное избирательное право (право избирать) с восемнадцатилетнего возраста наступления общей конституционной дееспособности. Возрастной ценз пассивного избирательного права устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Он различен в зависимости от вида органа, должности, в который (на которую) избирается гражданин. ФЗ «Об основных гарантиях» установлено, что минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.
ФЗ «Об основных гарантиях» впервые иностранцам предоставлена возможность принимать участие в выборах при определенных условиях. Согласно части 10 ст. 4 закона в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
ФЗ «Об основных гарантиях» в ред. от 25.07.2006 г. № 128- ФЗ был дополнен нормами о том, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации (п.3.1 ст. 4).
Также не имеют права быть избранными граждане России:
а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
в) подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 ФЗ «Об основных гарантиях», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 ФЗ «Об основных гарантиях», если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы (п. 3.2 ФЗ «Об основных гарантиях» в ред. от 05.12.2006 № 225-ФЗ).
Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях. В отношении активного избирательного права равенство избирателей достигается двумя способами. Во-первых, каждому избирателю предоставляется равное количество голосов (в одномандатном округе - один голос, в многомандатном - количество голосов, равное числу распределяемых мандатов). Избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей и соответственно участвует в голосовании только один раз. Во-вторых, на выборах образуются примерно равные по численности избирателей избирательные округа. Таким образом, достигается «одинаковый вес» голосов избирателей.
В отношении пассивного избирательного права принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый максимальный размер избирательных фондов, равенство условий при проведении предвыборной агитации.
Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления непосредственно. Данный принцип получил свое закрепление в ст. 6 ФЗ «Об основных гарантиях» и распространяется на все виды выборов в Российской Федерации.
Принцип тайного голосования предполагает недопустимость какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Для обеспечения тайны голосования избирательные бюллетени не нумеруются (не маркируются иным образом, позволяющим определить принадлежность бюллетеня конкретному избирателю), избирателю предоставляется возможность заполнить бюллетень для голосования в специально оборудованной кабине, в которой не допускается присутствие посторонних лиц. Избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
Принцип свободных выборов означает, что граждане участвуют в выборах добровольно без какого-либо принуждения со стороны государства. В соответствии с ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях» участие гражданина в выборах является свободным и добровольным, при этом никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
Неучастие избирателей в выборах получило название «абсентеизм». Различают политический, экономический, социальный и иные виды абсентеизма. В частности, при политическом абсентеизме избиратель, уклоняясь от участия в выборах, выражает тем самым политический протест предвыборным программам и платформам кандидатов, считая, что ни одна из них не отвечает в достаточной степени его взглядам и представлениям, а иногда, что данные выборы ничего не меняют или в сложившейся ситуации не могут быть свободными и честными.1 Принцип свободных выборов помимо добровольного участия предполагает наличие у избирателя свободы выбора при голосовании. Это обеспечивается альтернативностью выборов, а также всем демократическим конституционным строем государства, в котором свобода личности закрепляется как высшая ценность, признаются и обеспечиваются права на свободу собрания и объединения, свободу мысли, слова, информации.
К принципам организации и проведения выборов относятся: периодичность и обязательность проведения выборов, открытость и гласность выборов, альтернативность выборов, осуществление организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами - избирательными комиссиями, непрерывность и поступательность, законность, гласность (открытость) избирательного процесса, равноправие однопорядковых субъектов избирательного процесса, документальность избирательного процесса.
Принцип периодичности означает, что выборные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного срока, по окончании которого обязательно должны быть проведены новые выборы. Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований и не может составлять более пяти лет (ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об основных гарантиях»).
Организационно-правовым выражением принципа обязательности проведения выборов являются порядок и сроки назначения выборов. Так, в соответствии со ст. 10 ФЗ «Об основных гарантиях» выборы назначаются уполномоченными на то органами или должностными лицами в соответствии со сроками, закрепленными в соответствующих нормативных правовых актах, и проводятся избирательными комиссиями. В случае если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией.
Федеральное избирательное законодательство содержит совокупность норм, обеспечивающих реализацию принципа открытости и гласности выборов в деятельности избирательных комиссий на всех стадиях избирательного процесса, а также открытость и гласность избирательных кампаний для всех участников избирательного процесса. Так, гласность обеспечивается, в частности, введением в избирательный процесс института наблюдателей, требованием закона о систематической публикации в средствах массовой информации сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, обязательность официальной публикации полных данных о результатах выборов в объеме данных протоколов избирательных комиссий всех уровней.
Альтернативность выборов означает, что на один мандат претендуют как минимум два кандидата. Данный принцип получил свое закрепление в частях 33 и 35 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях», в соответствии с которыми, если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа депутатских мандатов или равным ему либо если в едином избирательном округе зарегистрирован только один кандидат, список кандидатов или не будет ни одного зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, голосование в таком избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладывается для дополнительного выдвижения кандидатов, списков кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Исключением является, если в одномандатном или едином избирательном округе окажется зарегистрированным один кандидат, голосование по одной кандидатуре допускается при проведении повторного голосования, а также (если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации) на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Источники избирательного права России
Под источником избирательного права понимается внешняя форма установления и закрепления правовых норм, регулирующих избирательные отношения. Многообразию избирательных правовых норм соответствует и многообразие содержащих и выражающих их источников, которые образуют определённую систему по функциональному назначению и юридической силе.1 В зависимости от уровня их принятия они подразделяются на четыре группы: международные, федеральные, региональные и муниципальные.
К первой группе относятся международно-правовые акты. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В международных договорах закрепляются международные избирательные стандарты - обязательства государств предоставлять гражданам права и свободы на участие в свободных, справедливых, подлинных и периодических выборах, не посягать на такие права и свободы, принимать соответствующие меры по их реализации.
Основными и важнейшими источниками международных избирательных стандартов являются: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Статья 21 Декларации устанавливает: воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования;
Согласно ст. 25 Пакта каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Первым кодифицированным международно-правовым документом является Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.
Ко второй группе относятся Конституция Российской Федерации 1993 г., законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне. Конституция Российской Федерации 1993 г. регулирует избирательные отношения в нескольких аспектах.
Во-первых, в ней закрепляется принцип народовластия. Статья 3 гласит: единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституция устанавливает, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, закрепляя, таким образом, исходный (выборный) принцип организации системы органов государственной власти.
Во-вторых, Конституция признает и гарантирует избирательные права граждан. Статья 32 закрепляет: граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
В-третьих, Конституция разграничивает компетенцию Федерации и её субъектов в сфере избирательного законодательства. Статья 71 устанавливает, о регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (следовательно, и избирательных прав) находится в ведении Российской Федерации, защита же прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Федерации и её субъектов (ст. 72). К исключительному ведению Российской Федерации относится установление системы федеральных органов государственной власти, порядка их организации и деятельности, их формирование, а к совместному ведению относится установка общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Сама же система органов государственной власти субъектов Российской Федерации согласно ст. 77 устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
В-четвертых, Конституция в ст. 81 упоминает о принципах избирательного права: всеобщем равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании - только применительно к выборам Президента России.
Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (ред. от 26.04.2007г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с послед. изменениями и дополнениями) является своеобразным «ядром» избирательного законодательства, его основополагающим актом. Основные особенности Закона в том, что:
1) он является универсальным актом, регулирующим любой избирательный процесс на территории Российской Федерации;
2) его основной целью является гарантирование избирательных прав граждан, что реализуется конкретизацией содержания избирательных прав граждан, закреплением основных принципов проведения выборов, а также установлением общей регламентации процедуры проведения выборов;
3) он имеет рамочный характер. Закон устанавливает обязательные стандарты обеспечения избирательных прав граждан, подлежащие соблюдению не только в правоприменительном, но и в законотворческом процессе. Статья 1 прямо закрепляет верховенство данного закона в системе избирательного законодательства: федеральные законы, законы субъектов Федерации, подзаконные нормативные правовые акты о выборах и референдумах не должны противоречить данному закону.
4) он имеет прямое действие. В случае если федеральные законы, законы субъектов Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, противоречат данному закону, применяются нормы ФЗ «Об основных гарантиях». Нормы закона применяются также в случае пробелов в федеральном и региональном законодательстве. Принцип прямого действия Закона означает также, что избиратели и иные участники избирательного процесса вправе обжаловать неправомерные решения и действия должностных лиц, государственных органов, организаций, основываясь на данном федеральном законе.
Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ (ред. от 12.07.2006г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» был принят, чтобы восполнить пробелы в регулировании порядка проведения муниципальных выборов в Российской Федерации. Он применяется в части, не противоречащей ФЗ «Об основных гарантиях», в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании нормативно-правовой базы для проведения муниципальных выборов, а также в случае отсутствия органов и должностных лиц, ответственных за осуществление избирательных действий.
Федеральные законы о выборах в федеральные органы государственной власти: Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ (ред. от 26.04.2007г.) «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51–ФЗ (ред. от 26.04.2007г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Федеральные законы, определяющие общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (ред. от 10.05.2007г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 15.06.2007г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законы, регулирующие отдельные аспекты избирательных отношений. Федеральными законами, предметом регулирования которых не являются избирательные отношения, могут определяться некоторые правовые понятия, имеющие значение для избирательного права, отдельные стороны правового статуса участников избирательного процесса. Среди них следует выделить: Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 11 июля 2001 года «О политических партиях», Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие.
Особое значение имеет Федеральный закон «О политических партиях», который определил новый электоральный статус партий. Во-первых, при проведении федеральных и региональных выборов избирательными объединениями были признаны только политические партии и их региональные объединения. Во-вторых, федеральный закон вводил в систему избирательного права новые институт и категорию – электоральные преференции политических партий в избирательном процессе или право электоральных преференций. В-третьих, федеральный закон вводил в качестве обязательного компонента региональной избирательной системы пропорциональную модель распределения депутатских мандатов.1
К источникам этой группы относятся нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Так, Указом Президента России от 21 августа 2006 г. № 913 было утверждено Положение о выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края первого созыва, которым подробно регулируется порядок проведения выборов в законодательный орган нового субъекта Российской Федерации, образовавшегося в результате объединительного референдума.
К источникам избирательного права относятся также нормативные правовые акты избирательных комиссий, принятые ими в рамках делегированного правотворчества. Право издавать такие акты предоставляется избирательным комиссиям законодателем и содержится в законодательных актах либо в виде наделения избирательной комиссии общими полномочиями по принятию нормативных актов, либо в виде прямых предписаний издать определенный акт. Так, в ч. 13 ст. 21 ФЗ «Об основных гарантиях» закреплено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения данного закона, обязательные для исполнения. Содержащиеся в инструкциях Центризбиркома предписания закрепляют в основном процедуры организационного характера (формы официальных документов, порядок их рассмотрения в избирательных комиссиях1), нормативы технического характера (стандарты оборудования) и т.д. Таким образом, в инструкциях Центризбиркома могут содержаться нормативные предписания, регулирующие организационно-процедурные и технико-юридические вопросы, которые по объективным причинам не урегулированы в федеральном законе и потому нуждаются в подзаконном (вторичном) регулировании общественных отношений. 2
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации также вправе принимать правовые акты, имеющие нормативный характер. Так, Избирательная комиссия Белгородской области Постановлением от 23 марта 2005 г. утвердила «Положение о порядке предоставления помещений зарегистрированным кандидатам в депутаты Белгородской областной Думы для проведения предвыборных собраний и встреч с избирателями».
Дискуссионным является вопрос об отнесении к источникам избирательного права решений Конституционного Суда Российской Федерации, в которых рассматриваются и разрешаются вопросы конституционности федеральных законов, законов субъектов Федерации, регламентирующих проведение выборов. Решения Конституционного Суда Российской Федерации являются актами применения права, носящими нормативно-интерпретационный характер, что позволяет отнести их к особому виду источников российского права.3 По мнению Ю.А Веденеева и С.В. Навального решения Конституционного Суда Российской Федерации не только образуют юридическое содержание новых институтов избирательного права, но и определяют политико-правовой смысл современного избирательного права»1.
Фактически все основные моменты, касающиеся политико-правового и юридико-технологического содержания избирательной системы Российской Федерации, а именно: субъективного и объективного избирательного права, равенства избирательных прав граждан; принципов организации и проведения выборов, в том числе обязательности, периодичности, альтернативности; открытости и прозрачности действий участников избирательного процесса; разграничения полномочий по законодательному регулированию избирательных отношений; соблюдения общефедеральных стандартов регулирования избирательных процедур и действий получили адекватное юридическое решение. Всего с 1991 г. Конституционным Судом Российской Федерации было принято 135 постановлений и определений, касающихся практически всех аспектов организации и проведения выборов и референдумов.2 Нормативный характер постановлений Конституционного Суда состоит в том, что они имеют общеобязательный характер, распространяются на неопределённый круг субъектов и предполагают многократность применения.
К третьей группе источников относятся конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на уровне субъектов Российской Федерации. Так, в Уставе Архангельской области от 20 марта 2001 г. закреплены основные принципы выборов (ст. 14), общий порядок и условия проведения референдума (ст. 13, 15).
В развитии регионального избирательного законодательства можно выделить два подхода к строительству его системы. Во-первых, это «пакетное» регулирование, когда региональное законодательство представляет собой «пакет» законов, регулирующих отдельные виды выборов: в законодательные органы субъектов Российской Федерации, в органы местного управления. Во-вторых, кодифицированное регулирование: в этом случае избирательные отношения регулируются единым сводным кодифицированным нормативным актом (законом – кодексом). Такие кодексы действуют в Белгородской, Воронежской и Свердловской областях, Республике Башкортостан.
Источником избирательного права являются нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, коллегиальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так, в постановлении губернатора Белгородской области «О мерах по содействию избирательным комиссиям области в организации подготовки и проведения выборов депутатов Белгородской областной Думы четвёртого созыва и представительных органов вновь образованных муниципальных образований городских и сельских поселений» от 15 августа 2005 г. № 1301 рекомендуется прокуратуре Белгородской области, Управлению внутренних дел Белгородской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Белгородской области, иным территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, а также главам местного самоуправления муниципальных образований обеспечить охрану общественного порядка и общественную безопасность в период подготовки и проведения выборов и осуществить другие мероприятия в рамках их полномочий. Наряду с рекомендациями в данном постановлении содержатся прямые предписания Департаменту финансовой и бюджетной политики области, Управлениям здравоохранения, социальной защиты населения, печати и телерадиовещания области обеспечить принятие соответствующих мер по содействию в организации и проведении выборов.
Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации также вправе принимать правовые акты, имеющие нормативный характер. Так, Избирательная комиссия Белгородской области Постановлением от 23 марта 2005 г. утвердила «Положение о порядке предоставления помещений зарегистрированным кандидатам в депутаты Белгородской областной Думы для проведения предвыборных собраний и встреч с избирателями».
К четвёртой группе источников относятся муниципальные акты. Центральное место среди них занимают уставы муниципальных образований, которые в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяют формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, структуру и порядок формирования органов местного самоуправления, срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.
Помимо этих вопросов уставы муниципальных образований могут в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации регулировать отдельные избирательные отношения в рамках, определенных ФЗ «Об основных гарантиях». Так, в уставах муниципальных образований содержатся нормы, регламентирующие сроки проведения и порядок назначения муниципальных выборов, и некоторые другие положения.
Таким образом, источниками избирательного права России являются главным образом нормативные правовые акты, разнообразные по форме, содержанию и уровню принятия.
1 Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Вопросы и ответы / Под ред. д.ю.н. Ю.А.Веденеева. – М. , 2001. - С. 9-10.
[1] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 2004. - С. 359.
2 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.В.Баглая, Ю.И.Лейбо, Л.М.Энтина. - М., 2005. - С. 235.
3 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. к.ю.н. Вешняков А.А. - М., 2003. - С.44.
4 Постников А.Е. Избирательное право России. - М., 1996. - С. 14.
5 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – В 2 т. Т. 2. - М., 2005. - С.162.
6 Веденеев Ю.А., Навальный С.В. Избирательное право: роль и место в системе права России // Вестник ЦИК РФ. 2004. № 2 (140). С. 66.
1 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. к.ю.н. Вешняков А.А. - М., 2003. - С.12.
2 Сергеев Д.Б. Предмет российского избирательного права: научные дискуссии и их влияние на законодательную и правоприменительную деятельность // Право и политика. 2003. № 10. С. 4.
3 Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации. Учебно-практическое пособие. - СПб., 2003. - С. 7.
4 Астафичев П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития. - Орёл, 1999. - С. 149-152.
5 Пылин В.В. Указ. соч. С. 7.
1 Навальный С.В. Избирательное право: роль и место в системе права России // Право и политика. 2003. № 12. С. 27-28.
1 Постников А.Е. Избирательное право России. - М., 1996. - С. 32.
1 Навальный С.В. Указ. соч. С. 29-30.
1 Введение в избирательное право. Учебное пособие. – М., 2003. - С. 21 - 22.
2 Дмитриев Ю.А., Исраэлян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. - Ростов-на-Дону, 2004. - С. 103.
1 Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Указ. соч. С.27.
1 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. к.ю.н. Вешняков А.А.- М.: Издательство НОРМА, 2003. С.43.
1 Пылин В.В. Указ. соч. С. 20.
1 Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. 2006. № 6. С. 51.
1 Инструкция о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Утв. Постановлением Центризбиркома РФ от 27 августа 2003 г. № 22/157-4 // Российская газета. 2003. 9 сентября.
2 Иванов С.А. Юридическая сила инструкций Центральной избирательной комиссии РФ и их место в правовой системе // Журнал российского права. 2006. № 7. С. 29.
3 Гошуляк В.В., Ховрина Л.Е., Геворкян Т.И. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. – М., 2006. – С. 119.
1 Веденеев Ю.А., Навальный С.В. Избирательное право: роль и место в системе права России // Вестник ЦИК РФ. 2004. № 2(140). С. 72.
2 Веденеев Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. 2006. № 6. С. 54 -55.
1 Белгородские известия. 2005. 30 августа.