Вопрос 25. Конституционные основы организации государственной власти в РФ
В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей является одной из основных характеристик правового государства и выступает в качестве гарантии реализации принципа приоритета человека, его прав и свобод как высшей ценности. Характеристики принципа разделения властей: 1)Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти;2) самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу;3) система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. Такими полномочиями являются, например:- право Гос. Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;- право Президента РФ распускать Гос. Думу;- право Конституционного Суда признавать неконституционными законы, принятые Федеральным Собранием, и др.;4) единство государственной власти. Разделение властей не означает, что гос. власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению. Согласно ст. 11 К. РФ госуд. власть в РФ осуществляют:1) Президент РФ;2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);3) Правительство РФ;4) суды РФ. В связи с федеративным строением России Конституция РФ закрепляет, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы госуд. власти. Обычно региональные органы госуд. власти представлены законодател. (представительным) органом и исполнительным органом власти, в некоторых субъектах образуют. конституционные (уставные) суды. Система судов общей юрисдикции и арбитражных судов является единой и федеральной, поэтому субъекты Федерации не вправе создавать по своему усмотрению судебные органы данных видов. Отличительной особенностью разделения властей в российской системе госуд. власти является его несбалансированность, нарушенност системы сдержек и противовесов. Прежде всего это связано с неопределенным местом Президента РФ в системе разделения властей. Во-первых, согласно ч. 1 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой статьи закрепляет, что Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Эти положения свидетельствуют о том, что Президент РФ занимает положение как бы «над» всеми 3 ветвями власти, координируя их деятельность и выступая в роли «всеобщего противовеса» в системе разделения властей. Во-вторых, с другой стороны, Президент РФ фактически является главой исполнит. власти. Согласно ч.З ст. 80 Конституции РФ он определяет основные направления внутренней и внешней политики гос-тва в соответствии с К. РФ и федеральными законами (подзаконный характер деятельности Президента РФ говорит об исполнительной природе осуществляемых им функций). Кроме того, Президент РФ обладает обширными полномочиями по отношению к Правительству РФ: он вправе назначать и освобождать от должности министров, отправлять правительство в отставку. В-третьих, Президент РФ имеет право издавать указы, содержащие нормы права. Статья 90 К. РФ требует, чтобы указы Президента РФ не противоречили К. РФ и федеральным законам. Однако федеральные законы приняты еще не по всем вопросам, требующим правового, регулирования. В этом случае указы Президента РФ являются единственным источником правовых норм и фактически выступают в роли закона.
Вопрос 26. РФ как суверенное государство: понятие и признаки. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.
Суверенитет государства исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета государства, волеизъявление народа порождает государственную власть. В то же время народ выступает как своеобразный гарант государственного суверенитета, ибо любое ущемление независимости государства, умаление верховенства власти означает нарушение коренных интересов народа, создает источники внутренних или международных конфликтов
Верховенство государственной власти – это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан, т.е. исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти. Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок.. Эта самостоятельность государственной власти обеспечивается отсутствием зависимости (политической, финансовой и др. ) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства.
Суверенитет РФ закрепляется в следующих трех положениях:– суверенитет РФ распространяется на всю территорию;– Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;– РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории.Эти формулировки особенно важны для понимания нового российского федерализма. Они не оставляют сомнения в том, что на территории Федерации не может быть иных неограниченных суверенитетов, что субъекты Федерации, даже обладающие статусом государства, могут рассматриваться только как имеющие остаточный суверенитет.
В таком же соотношении находятся Конституция РФ и федеральные законы, с одной стороны, и все нормативные акты субъектов Федерации – с другой Положение о «верховенстве на всей территории РФ» не может означать ничего другого, как установление безусловного приоритета федеральных актов высшей юридической силы в случае их расхождения с конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Российский федерализм – это не многовластие, а ясное разделение полномочий единой по своей природе власти между Федерацией и ее субъектами. В ст. 5 в связи с этим закрепляется положение о государственной целостности и единстве системы государственной власти.Госуд. целостность – одна из основ конституционного строя РФ. Важный аспект суверенитета – неприкосновенность территории. Это положение К. обращено вовне государства, оно призвано подчеркнуть неприемлемость чьих бы то ни было притязаний на территорию России и решимость защищать ее в случае нападения или демографической экспансии. Сочетание принципов неприкосновенности и целостности означает, что нарушение или притязание на территорию любого региона является тем самым нарушением суверенитета РФ и влечет соответствующие меры с ее стороны.