Конституционные основы организации государственной власти в РФ

Деятельность государства осуществляется посредством государственных органов. Органы государственной власти – это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.

Организация и деятельность государственной власти в России определяется исходными факторами: ее народной природой; федеративным устройством страны; единством государственной власти и разделением ее ветвей; участием народа, его различных организаций, граждан; сочетанием мероприятий власти «сверху» и инициативы «снизу», со стороны граждан и их различных объединений, создающих импульсы для деятельности власти, в том числе для совершенствования организации и методов работы самой власти; демократической организацией структуры власти и методов ее деятельности; эффективностью государственной власти.

Принцип народности в организации и деятельности государственной власти в наиболее концентрированной форме выражено в ст. 3 Конституции РФ. В ней говорится о том, что народ является единственным источников власти, которую он осуществляет в различных формах (в том числе и через органы государственной власти).

п.4 ст. 3 Конституции РФ гласит: Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти преследуется по закону. Принцип народного начала по вторен в аналогичных формулировках во всех конституциях и уставах субъектов РФ. Народная природа государственной власти обусловливает использование различных институтов прямой непосредственной демократии, демократических методов деятельности.

Другим исходным фактором является федеративное устройство России. Как говорилось, оно порождает «двойственность» государственной власти, которая с учетом ее иерархии принадлежит и федерации, и ее субъектам. О государственной власти Федерации, органах государственной власти говорится во многих статьях Конституции РФ (ст. 3, 7, 11 и др.). Государственная власть субъектов РФ также упоминается в ряде статей Конституции РФ (ст. 5, 11, 66, 68, 73 и др.), во все конституциях и уставах субъектов РФ (например, ст. 4, 6 и др. Конституции Республики Дагестан 1994 г., ст. 3 и др. Устава Саратовской области 1995 г., ст. 4 Устава Чукотского автономного округа 1997 г.). Существование на одной территории двух государственных властей предполагает их разграничение. Каждая из них имеет свою сферу деятельности (а также совместную сферу). Это — размежевание по уровням государственной власти, вертикальное разделение властей, сочетающееся в России с совместной компетенцией. Оно обусловливает многие особенности в структуре и деятельности государственной власти на федеральном уровне, и на уровне ее субъектов.

Третий фактор — единство государственной власти и разделение ее ветвей.. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляете на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Это означает разделение государственной власти по видам деятельности, горизонтальное разделение властей. В п.3 ст. 5 устанавливает, что федеративное устройство в России основано ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. Таким образом, в России существует не только вертикальное разделение, но и вертикальное единство властей, связанное с федеративным характером государства.

Отношения законодательной, исполнительной, судебной власти также не ограничиваются только разделением. Правда, Конституция РФ (ст. 10) делает акцент на самостоятельности органов законодатель­ной, исполнительной и судебной власти, но в ее других статьях нашел выражение принцип их единства, взаимодействия (ст. 80). Без такого взаимодействия невозможно принятие законов, деятельность государ­ственного аппарата (понимая его в широком смысле) основывается на взаимодействии различных органов. Иными словами, наряду с верти­кальным существует и горизонтальное единство и разделение властей. В масштабе Федерации оно относится к законодательной, исполни­тельной, судебной власти, в масштабе каждого субъекта — к законода­тельной и исполнительной.

Таким образом, в России одновременно существует и вертикаль­ное, и горизонтальное единство и разделение властей.

Четвертый фактор — участие народа, его различных организаций, в осуществлении государственной власти, действия власти «сверху» и поддержка их «снизу».

Пятый фактор – осуществление государственной власти «свержу» и поддержка, критика, корректировка ее «снизу». О критике свидетельствует статья 31 Конституции РФ, которая гласит, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Шестой фактор – демократизм организации и методов деятельности структур власти. Глава государства, одна из палат парламента, законодательные органы государственной власти субъектов РФ, представительные органы и главы муниципальных образований избираются.

Седьмое – эффективность Государственная деятельность, ее организационная форма и методы должны приносить результаты.

Наши рекомендации