Введение. Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Белгородский юридический институт
Кафедра уголовного процесса
Дисциплина «Правоохранительные органы»
ЛЕКЦИЯ № 4
Органы прокуратуры и прокурорский надзор
по специальности 030501.65 “Юриспруденция”
Время: 2 часа
Автор: преподаватель кафедры уголовного процесса майор милиции Ковтун Ю.А.
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного процесса
«____» _____ 2009г. Протокол № __
Белгород 2009
Цель лекции - ознакомить курсантов с общими положениями и основными понятиями об органах прокуратуры, об их роли и месте в системе правоохранительных органов РФ, о принципах организации и деятельности органов прокуратуры, о прокурорском надзоре, его видах и иных направлениях деятельности, а также о системе, структуре и составе прокуратуры.
План лекции:
Вступление
1. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры.
2. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации. Функции органов прокуратуры.
3. Военная прокуратура.
Заключение.
Литература
1. Федеральный закон «О прокуратуре РФ».
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
3. Дмитриев, М. А. Шапкин Ю. А. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / - 6-е изд.,. - М.: Омега-Л, 2008. - 381 с.
4. Божьев, В. П. Правоохранительные органы России : учебник / В. П. Божьев. - М. : Высшее образование, 2007. - 335 с.
5. Галустьян, О. А. Правоохранительные органы : учебник для вузов . - 3-е изд., перераб. и доп. / О. А. Галустьян. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2006. - 384 с.
6. Гуценко, К. Ф. Правоохранительные органы: учебник для юридических вузов и факультетов / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев; под ред. К.Ф. Гуценко. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2007.
Введение
В Российской Федерации прокуратура является уникальным инструментом, позволяющим, с одной стороны, сохранять единое законодательное пространство федеративного государства, с другой стороны - системой, способной быстро и эффективно осуществлять правозащитную функцию, восстанавливая нарушенные права и законные интересы граждан, общественных организаций, государства. На лекции мы рассмотрим систему, структуру и порядок образования органов прокуратуры РФ, принципы организации и деятельности органов прокуратуры.
Вопрос 1. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему прокурорских органов и учреждений. Все органы прокуратуры предназначены для осуществления надзора за исполнением законов на территории Российской Федерации.
Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, городов и районов, военные, транспортные и иные специализированные прокуратуры. В основе построения системы территориальных прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией РФ. Наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов Российской Федерации. Так, в Республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов. В Москве средним звеном являются прокуратуры административных округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов.
Входящие в систему прокурорских органов военные, транспортные и другие специализированные прокуратуры действуют на правах областных или районных прокуратур. Органы военной прокуратуры образуют свою систему, высшим звеном которой является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной прокуратуры РФ на правах структурного подразделения. Ее возглавляет Главный военный прокурор - заместитель Генерального прокурора РФ. В остальной своей части построение органов военной прокуратуры соответствует построению военных судов. К среднему звену системы военной прокуратуры относятся прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Федерации. К нижнему звену - прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.
К юрисдикции транспортных прокуратур относится осуществление надзора за исполнением законов на определенной железной дороге (ее участках), в железнодорожных учреждениях, предприятиях, организациях. Всего на правах областных прокуратур в Российской Федерации действуют 17 транспортных прокуратур: Байкало-Амурская, Волго-Вятская, Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Забайкальская, Западно-Сибирская, Кузбасская, Московская, Приволжская, Северная, Северо-Западная, Северо-Кавказская, Средневолжская, Среднесибирская, Уральская, Юго-Восточная, Южно-Уральская. Надзор за исполнением законов на территории волжского бассейна осуществляет Волжская природоохранная прокуратура. Каждая из перечисленных прокуратур имеет низовые звенья, действующие на правах прокуратур районов. Недавно система специализированных прокуратур пополнилась еще одной - Московской региональной природоохранной прокуратурой.
Прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территориях разных субъектов Российской Федерации.
Образование и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается. Структура органов прокуратуры характеризует внутреннюю организацию прокуратур, образующих систему прокуратуры РФ.
Генеральная прокуратура РФ возглавляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Он имеет первого заместителя и заместителей. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управления. Помощников по особым поручениям имеют также его заместители.
В Генеральной прокуратуре действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ. Главная военная прокуратура возглавляется заместителем Генерального прокурора РФ. Начальники управлений и отделов на правах управления являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора РФ. В главных управлениях, управлениях и отделах имеются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и их помощников.
Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, то Президент представляет этой палате другую кандидатуру. Сообщение о Назначении Генерального прокурора РФ на должность и освобождении его от должности публикуется в печати. Срок полномочий Генерального прокурора - пять лет.
Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры РФ и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. В пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда он устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, а также штаты и структуру подчиненных прокуратур и учреждений прокуратуры.
Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от должности начальников главных управлений, управлений, отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ и его заместителей, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов, прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам и их помощников.
Прокуроры всех звеньев системы прокуратуры также назначаются Генеральным прокурором РФ. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ назначение прокуроров субъектов Федерации происходит по согласованию с последними.
Генеральный прокурор РФ несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Законом о прокуратуре. Ежегодно он представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.
В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей их выполняет его первый заместитель. Если последний также отсутствует или в силу каких-то обстоятельств(болезни и др.) не может выполнять обязанности Генерального прокурора, то их выполнение возлагается на одного из его заместителей. Заместители Генерального прокурора по его представлению назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации. Распределение обязанностей между ними производит Генеральный прокурор РФ.
В Генеральной прокуратуре имеется коллегия в качестве совещательного органа. На основании решений коллегии Генеральный прокурор РФ издает приказы.
Прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые назначаются на должность Генеральным прокурором РФ, причем прокуроры субъектов Федерации - по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками, могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников. Коллегии прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним иных прокуратур на своих заседаниях рассматривают наиболее важные вопросы деятельности прокурорских органов, выполнения приказов и указаний Генерального прокурора РФ по осуществлению надзора за исполнением законов и борьбе с преступностью, заслушивают отчеты начальников управлений и отделов, нижестоящих прокуроров, обсуждают вопросы подбора, расстановки и воспитания кадров, проекты приказов.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах, образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками прокуроров субъектов Российской Федерации, которые назначают их на должность и освобождают их от должности (ч. 3 ст. 15 Закона о прокуратуре).
В указанных прокуратурах устанавливаются должности старших помощников и помощников прокурора, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также следователей по особо важным делам и старших следователей и их помощников, которые назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующими прокурорами. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры могут иметь назначаемых ими на должность и освобождаемых ими от должности помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. Они назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору. Сообщения о назначении прокуроров на должность и об их освобождении от должности публикуются в печати.
Прокуроры городов с районным делением руководят деятельностью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях.
В течение срока полномочий прокурор может быть освобожден от занимаемой должности:
- по собственному желанию;
- в связи с выходом в отставку;
- в связи с переводом на другую работу;
- в связи с невозможностью исполнять обязанности по состоянию здоровья;
- по результатам аттестации;
- в случае совершения преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
- по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде.
Вопрос 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации. Функции органов прокуратуры
В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются централизация, независимость, законность, гласность.
Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами, назначаемыми в соответствии с Конституцией РФ, стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.
Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры состоит в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.
Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.
Основной функцией органов прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов.
Надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями. Прокуратура РФ осуществляет надзор также за исполнением указов Президента РФ.
Закон о прокуратуре выделяет в надзоре следующие направления:
- надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории России законов федеральными министерствами и государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- надзор за исполнением законов судебными приставами.
При осуществлении надзора прокуроры могут использовать широкий круг полномочий, реализация которых позволяет решать задачи, поставленные перед ними Законом о прокуратуре. Прокуроры вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, иметь доступ к их документами материалам. Прокуроры вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Должностные лица, от которых зависит выполнение этих требований, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии. При необходимости прокуроры вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушений законов.
Актами прокурорского реагирования на установленные факты нарушений закона в зависимости от их характера, степени опасности и других обстоятельств могут быть:
- внесение представления об устранении нарушений;
- принесение протеста на противоречащий законам правовой акт;
- обращение в суд или арбитражный суд с требованием о признании правового акта недействительным;
- вынесение постановления об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебного органа;
- постановление о возбуждении производства об административном правонарушении;
-- письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности;