Сущность и основные принципы демократии.
На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению сущности демократии:
Первый подход - этимологический, т.е. рассматривающий происхождение и изначальное значение термина "демократия". Дословно же "демократия" переводится с греческого языка на русский как "народовластие", или, по сделанной в XIX в. американским президентом А. Линкольном расшифровке, "правление народа, избранное народом и для народа". То есть, иначе говоря, согласно этому подходу, демократия - это форма общественного устройства, основанная на равноправном участии членов общества в управлении с принятием решений большинством.
Но подобный подход к пониманию природы демократии мало что проясняет, т.к. даже в самом греческом языке составляющее его корень слово "демос" одновременно означает народ, толпу, чернь и всех людей вообще. Подлинный смысл понятия "демократия" снова от нас ускользает.
Кроме того, при этом остается неясным, как конкретно народ осуществляет свою власть при народовластии? Какие условия должны быть для этого созданы? Должны ли при этом существовать какие-либо ограничения власти народа?
Второй поход - нормативный - состоит в понимании демократии как определенного идеала общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства и братства, выдвинутых Великой Французской революцией.
Сразу же бросающаяся в глаза слабость данного подхода состоит в том, что он не учитывает оторванность любого идеала от реальной жизни общества (в реальности зачастую недостижимы даже формальная свобода и равенство, а братство - вообще не политическая категория), противоречий, существующих между самими принципами свободы, равенства и братства (как показывает исторический опыт, свобода быстро сводит на нет равенство, а равенство - свободу).
Третий подход - социально-политический - трактует демократию как массовое общественное движение за осуществление демократических целей и идеалов. Как полагают специалисты по политической истории, оно возникло в Новое время в странах Европы под флагом борьбы с абсолютизмом за права третьего сословия, пережило несколько волн и продолжает действовать и поныне.
Слабость этого подхода к пониманию природы демократии заключается в том, что остается неясной связь массового устремления к демократии, массовых движений под демократическими лозунгами с реальным достижением демократии. Как показывает исторический опыт, массовые движения под демократическими лозунгами (например, рабочее движение начала ХХ в. в России под руководством РСДРП) могут вести и к тоталитаризму.
Четвертый подход - так называемая "гражданская теория демократии" (российский политолог В. Махнач и др.) - рассматривает ее не просто как власть большинства (толпы), а именно как власть сознательных, активных, цивилизованных и политически культурных граждан. Главной проблемой понимаемой таким образом демократии является то, что такие граждане, как правило, составляют меньшинство общества.
Пятый подход - негативный - рассматривает демократию буквально как власть черни и толпы, власть людей с низменными наклонностями, попирающими все общественные устои (так, например, понимали демократию ее античные критики - Платон, Аристотель, Фукидид, так толкуют ее некоторые современные правые и консерваторы).
Слабость этого подхода - в его очевидной односторонности, поскольку ни в одном социальном явлении, тем более таком сложном и многогранном, нельзя видеть одни только отрицательные стороны.
Шестой подход - эмпирический (эмпирия - непосредственное чувственное восприятие событий и явлений окружающего мира) - призывает отойти от рассмотрения идеальных и несуществующих моделей демократии, и рассматривать ее такой, какая она есть на самом деле.
С позиций этого подхода демократия представляется как форма правления, основанная на свободной и честной конкуренции политиков в борьбе за власть с добавлением еще некоторых признаков - подотчетность правительства парламенту, власть закона, открытость общества, уважение к частной собственности и правам граждан, и т.д.
Слабость такого понимания демократии проявляется в том, что, несмотря на отвлеченный характер идеальных моделей демократии, определенный идеал все-таки нужен для того, чтобы на него можно было ориентироваться в реальной политической жизни и усовершенствовать действительность
Принципы демократии:
1. Гласность –произошедшее от слова «глас» - «голос», означает возможность напрямую обращаться к общественности. Гласность – это широкая информированность граждан о социально-политической жизни общества, свободный доступ к информации и свобода её передачи, поэтому гласность – необходимая предпосылка и важнейший принцип демократии. Сфера гласности - эта та сфера полит. жизни, в которой общественность осуществляет контроль за полит. властью. Гласность предполагает что в определенном месте, в определенное время я могу получить любую интересующую меня информацию. Гласность – это высокий уровень правовой культуры. Одним из важнейших способов осуществления гласности –деятельность прессы.
2. Плюрализм
Политический плюрализмозначает многообразие форм политической деятельности. Плюрализм – вечная и естественная форма человеческого разномыслия, без которого невозможно поступательное развитие человечества. Различают два вида плюрализма это идейный и политический. Идейный – связан с правом человека иметь свое мнение и юридически недоступен. Существует правило: все мнения равноправны, никто не имеет монополии на истину. Мнение – дело убеждений, личной позиции каждого человека, дело его совести. Позицию человека нельзя запретить или изменить, не нарушая цивилизованное право свободы совести. Политический – это различие интересов и форм их выражения. Политическим плюрализмом характеризуется общество, где власть широко распределена между многочисленными группами, которые находятся в подвижных состояниях конфликта, соперничества и сотрудничества друг с другом.
3. Толерантность. (терпимости)действие этого принципа начинается с ограниченного нормой справедливости права быть иным. В своих развитых формах толерантность предполагает не пассивность и равнодушие, а взаимно-снисходительное отношение к доводам оппонентов, каждый из которых привержен не только своими собственными ценностями, отличающим его от других, но и общим для всех ценностей – тем, на основе которых можно достичь компромисса, наладить сотрудничество. Практическое назначение толерантности состоит в том, чтобы максимально расширять общественное многообразие при соблюдении базисных правил, гарантирующих сохранение жизнеспособности общества.
4. Наличие оппозициив рамках политического плюрализма- непременное условие и принцип развития демократического общества.Современные политологиЗапада считают оппозицию второй оформленной, организованной и конституционно закрепленной, но неофициальной властью, которая постоянно напоминает официально существующей власти, что она не вечна и непогрешима. Оппозиция может функционировать в виде политически оформленной организации: полоит. партии, парламентские фракции и т.д.
5. Принцип свободы критики.Как правило, оппозиция оперирует главным своим инструментарием – критическим отношением к существующей официальной власти. Критика в демократическом обществе призвана помочь общему делу, общественному прогрессу. Критика – мощное орудие развития общества, но применять его необходимо осторожно, умело – в противном случае эта критика может стать причиной конфронтации, взаимных обид и оскорблений. Критика может высказываться только при соблюдении условий:
· Абсолютно установленные факты
· Презумпция невиновности критикуемого
· Критика должна быть и самокритичной
· Критика должна быть конструктивной
2. Избирательные системы: характер и сравнительный анализ.
Избирательная система – образование сложное и динамичное. Они изменяются под влиянием многочисленных обстоятельств. Многие отечественные ученные под избирательной системой понимают «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, а так же осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами». В политологии утверждается: «избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление государственных представительных органов политической власти».
Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система.
Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.
Механизм выдвижения кандидатов может быть различным: в одних странах допускается самовыдвижение наряду с выдвижением кандидатов от политических партий или общественных объединений, в других странах кандидаты могут быть выдвинуты только политическими партиями. Но в любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса - гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».
Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.