Поэтика» Аристотеля и её место в истории литературоведческой науки
Жизнь двенадцати цезарей» Светония как предтечка биографической прозы.
Работа Гая Светония «Жизнь 12 цезарей» (написана около 120 года) содержит биографии 12 императоров от Юлия Цезаря до Доминиана. Это произведение является важным историческим памятником благодаря тому, что биографии содержат большое кол-во мелких деталей из общественной и личной жизни императоров. Именно благодаря этому появились такие выражения как «Конь Калигулы», «Деньги не пахнут», основанные на сюжетах, описанных в «Жизни 12 цезарей». Изложение содержит в основном сухие факты – Светоний не сильно заботился о худ. оформлением. Хронология в его описаниях нарушена: его произведения делят на 4 раздела: жизнь императора до прихода к власти; гос. деятельность; частная жизнь; смерть и погребение. В первом и последнем разделе автор придерживается хронологической последовательности событий; но средние разделы, охватывающие время правления императора, целиком построены по логической схеме с рубриками и подрубриками. Он сосредотачивает интерес на личности императора, не уделяя особого внимания описанию исторических событий, т.к. его цель – описать как вёл себя император при этих событиях . М.Л. Гаспаров писал, что фигура императора выписана со всеми возможными подробностями: здесь в изображении человека, олицетворяющего собой всю римскую державу, для Светония нет несущественных мелочей. Он заботливо собирает сведения о его характере, здоровье, привычках, интересах, образе жизни; частная жизнь императора оказывается неотъемлемым дополнением его гос. деятельности, она ка бы раскрывает перед читателем задатки властителя в частном человеке и позволяет предугадывать по чертам характера черты политики. Таким образом, произведения Светония являются ярким примером биографической прозы, т.к. объектом исследования в них является жизнь исторического лица, а не описание исторических событий.
Поэтика» Аристотеля и её место в истории литературоведческой науки
«Поэтика» - трактат, в котором рассмотрены вопросы искусствоведения (эстетики); Аристотель, считает, что формы и произведения искусства в нашем смысле слова есть подражание (но не копирование) формам бытия, как естественным, так и искусственным; поэзия как искусство слова – эпос, трагедия, комедия, драма – пользуется такими средствами подражания, как ритм, слово, гармония, и при этом либо всеми вместе, либо одним из них, тогда как проза пользуется только словами без ритма и гармонии; искусство может изображать людей, улучшая их, ухудшая или сохраняя такими, как они есть (трагедия, комедия, драма), при этом действие трагедии (именно о ней идет речь в сохранившейся части «Поэтики») на зрителей характеризуется как очищение.
В «Поэтике» Аристотель дает определение трагедии, которое на многие века становится не только фундаментальным определением жанра, но и основой определения самой категории трагического. «Трагедия есть подражание действию важному и законченному … посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение от подобных аффектов». Учение Аристотеля о трагедии и категории трагического стало предметом исследования и комментирования на протяжении многих веков, оно не утратило своего теоретического значения и сейчас.
Считается, что существовала ещё и 2 часть "Поэтики" Аристотеля, посвященная комедии. Существование 2 части подвергалось сомнению, но в 1839 году в Париже была открыта рукопись Х века, содержащая фрагмент сочинения Аристотеля на эту тему.
В «Поэтике» Аристотель также излагал множество мыслей о задачах поэтов и историков. Он считал, что задача поэта — говорить не о том, что было, а о том, что могло бы быть, будучи возможно в силу вероятности или необходимости. Ибо историк и поэт различаются не тем, что один пишет стихами, а другой прозою, различаются они тем, что один говорит о том, что было, а другой — о том, что могло бы быть. Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории, ибо поэзия больше говорит об общем, история — об единичном... Таким образом, Аристотель сделал множество открытий, которые имеют место в истории литературоведческой науки.