Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ИСТОРИИ.

ВОПРОС.

Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук.

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. На первый план выступают ученые - историки, которые и пытаются познать историческую действительность. Задача историка, как и любого другого ученого -- поиск истины. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям.

История - это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности - орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам - поселениям, могильникам, кладам.

Принципы изучения исторических данных

Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории. Основными научными принципами являются следующие:

Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему.

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.

ВОПРОС.

ВОПРОС.

Происхождение восточных славян.

Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен — название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия.

Античные авторы I-VI вв. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

ВОПРОС.

ВОПРОС.

Значение принятия Русью христианства в православном варианте.

При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство. Среди киевских дружинников христиане были уже в середине 10 в. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходило уже в 60-70 гг. 9 века. Ольга была христианкой, но её сын не только остался язычником, по некоторым источникам, был ярым противником христианства. До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. В языческой вере было 6 основных богов. Богам молились и приносили жертву (даже человеческие). Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. Заставить по- новому верить в старых богов было очень трудно, а в прежнем виде язычество уже не устраивало княжескую власть. Этим, наверное, и объясняется отказ Владимира от язычества и принятие христианства. “Повесть временных лет” рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители третьих религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм – т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. Однако, чтобы во всем убедиться, он посылает своих послов посмотреть, как поклоняться богу в разных странах. И вернувшись, посланники назвали самую лучшую греческую веру. С решением Владимира принять христианскую веру могла также быть связана его женитьба на византийской принцессе Анне. Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание. Большинство жителей Киевской Руси крестилось на протяжении всего правления Владимира, но язычников все ещё оставалось немало. Особенно долго сопротивлялись Северо-восток, Ростово-Суздальская и Мурманская земли. Они приняли христианство в середине 11 в. Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых. Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов… Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.

ВОПРОС.

ВОПРОС.

Политическая раздробленность на Руси. Причины.
Можно назвать следующие причины феодальной раздробленности на Руси: во-первых, особенности становления феодализма на Руси. Княжеские междоусобицы — это прежде всего борьба за перераспределение налога, которая позволяла захватить наиболее выгодные княжения и закрепиться в ранге главы суверенного княжества; во-вторых, натуральное хозяйство, отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших феодальных мирков и сепаратизму местных боярских союзов; в-третьих, развитие боярского землевладения: расширение боярских вотчин путем захвата земель смердов-общинников, покупка земли и т. п. — вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и в конечном счете к обострению противоречий между боярами и великим киевским князем. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации. Местные бояре стали приглашать князя со своей дружиной, но отводили им поначалу только полицейские функции. В последующем князья, как правило, стремились получить всю полноту власти. И это, в свою очередь, вело к обострению борьбы между боярами и местными князьями; в-четвертых, рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров; в-пятых, в XII в. торговые пути стали обходить Киев; европейских купцов, а также новгородцев все более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток, «путь из варяг в греки» постепенно терял свое значение; Итак, в середине XII в. Киевская Русь распалась на 15 больших и малых княжеств, а в начале XIII в. их количество увеличилось до 50. Сущность. Политическая раздробленность была явлением неизбежным. В чем состояли ее причины? На протяжении XI в. русские земли развивались по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе, теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел. Три основных политических центра: на юго-западе — Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке — Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля. Галицко-Волынское княжество унаследовало политический строй Киевской Руси. Князья при решении важных вопросов должны были учитывать мнение боярско-дружинной знати и городских собраний (вече). Эта особенность отражала своеобразие социально-экономического развития Галицко-Волынской земли: здесь традиционно сильными были боярские вотчины и города. С середины XIII в. княжество слабело: внутренние смуты и постоянные войны с Венгрией, Польшей и Литвой привели к тому, что оно было включено в состав Великого княжества Литовского и Польши. Владимиро-Суздальское княжество обособилось от Киева при князе Юрии Долгоруком (1125—1157). Его массовое заселение происходило в XI—XII вв. Переселенцев из южных районов Руси привлекали относительная безопасность от набегов (край был покрыт непроходимыми лесами), плодородные земли русского ополья, судоходные реки, вдоль которых выросли десятки городов (Москва, Нижний Новгород). Здесь не было старинных боярских вотчин и прочных традиций городского самоуправления. Владимиро-суздальские князья были значительно свободнее в своих решениях и опирались не столько на бояр и города, сколько на лично преданных им княжеских слуг. Иной тип государственного устройства сложился в Новгороде. Один из древнейших русских городов был вместе с тем одним из самых богатых и влиятельных. Основой его процветания стало торговля и ремесло. Местное купечество было полноправным участником торговых операций на северо-западе Европы, торговало с немецкой Ганзой, Швецией, Данией, странами Востока сукнами, солью, янтарем, оружием, драгоценностями, мехами, воском. Сила и влияние были сосредоточены в руках новгородского веча. О его составе историки спорят. Одни считают, что в нем участвовало все городское население и даже жители близлежащих сел. Другие утверждают, что полноправными участниками веча были так называемые «пятьсот золотых поясов» — выходцы из крупных боярских родов. Как бы то ни было, решающую роль играли влиятельные боярские и купеческие роды, а также духовенство. Последствия. Являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века помимо половецкой опасности Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску. В 1237-1240 годах произошло монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.

Как оценивать распад Руси.

С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси — закономерный этап на пути к будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому взлету уже на новой основе. Повсюду и в Европе, и в Азии за раздробленностью последовала новая централизация государств. Во многих странах со временем усиливалась центральная власть, которая опиралась на дворянство, города, купечество. Сильная власть подчиняла себе крупных феодалов-землевладельцев, ставила их на службу государства. Новое объединение происходило в условиях мощного хозяйственного развития, больших сдвигов в культуре. Подобные же этапы переживала и Русь.
Залогом этого являлось успешное развитие отдельных княжеств в период раздробленности. В условиях становления новых экономических районов и оформления новых политических образований шло неуклонное развитие крестьянского хозяйства, осваивались новые пахотные земли, происходило расширение и количественное умножение вотчин, которые для своего времени стали наиболее передовой формой ведения хозяйства, хотя и происходило это за счет труда зависимого крестьянского населения.
Происходил рост городов, развивались старые и зарождались новые ремесленные специальности, процветала торговля. В городах создавались замечательные памятники культуры, летописи. Важнейшей отраслью хозяйства в ряде земель становились лесные промыслы, добыча соли. В рамках отдельных земель набирала силу русская церковь. Из кругов духовенства вышло немало замечательных писателей, живописцев.
Среди полутора десятков княжеств, которые образовались в XII в. на территории Руси, наиболее крупными были: Киевское с центром в Киеве, Черниговское и Северское с центрами в Чернигове и Новгороде-Северском, Новгородское с центром в Новгороде, Галицко-Волынское с центром в Галиче и Владимире-Волынском, Владимиро-Суздальское с центром во Владимире-на-Клязьме.
Каждое из них занимало обширные земли, ядром которых были не только исторические территории еще старых, племенных княжений, но и новые территориальные приобретения, новые города, которые выросли в землях этих княжеств за последние десятилетия.

ВОПРОС.

Внешняя агрессии в 13 веке.

В 13 веке врагами, ослабившими внутреннее и внешнее положение Руси, были монголо - татары. Характеристика войска татар: пешие, конные воины, вооруженные щитом и луком, стрелами. Войско было организованно по десятичному принципу: 10, 100, 1000, 10 тысяч человек (тумен). Все подразделения были скованы жёсткой дисциплиной, за малейшее нарушение суровое наказание. Сильная сторона войска-разведка, до начала похода собирались сведения о противнике. (Опрос купцов). Тактика: засады, облавы, обманные манёвры, подкопы под город, военная хитрость. Покорив часть Индии, Китай, монголы взяли у них осадные орудия. Татары использовали ночную и дневную армии. При Чингисхане были завоеваны большие территории. В 20е гг. 13века о монголо-татарах на Руси ничего не знали.

1223г.- битва на реке Калке - первая встреча русских и монголо- татар. Половцы пригласили русских князей, так как опасались в одиночку сражаться с противником. Русские в бою были не едины.

Половцы их сразу покинули. Часть русских князей вступили в бой, другие предпочли подождать. Последствием стало жесточайшее поражение.

После победы на реке Калке, монголо-татары отошли на восток и русские о них на какое-то время забыли. Новый поход начал хан Батый, внук Чингисхана в конце 1237г. 140- тысячное войско пройдя через мордовские леса осадило Рязань. Рязанский князь обратился за помощью к соседям, но не получил её. Рязань сама приняла всю тяжесть удара. Раздраженный невиданным упорством обороняющихся, хан батый приказал полностью разрушить город. После шестидневной осады и жестокого штурма Рязань пала. Захватчики беспощадно расправились с жителями и разрушили город. Батыевы полчища двинулись вглубь Северо- восточной Руси.

В течение февраля 1238 года захватчики обратили в развалины 14 русских городов в междуречье Оки и Волги, в том числе Владимиро - суздальская земля. Погибли тысячи людей, тысячи других были уведены в плен, остатки населения укрылись в лесах. Огонь пожаров уничтожил множество рукописей, фресок. Март 1238 произошло сражение на реке Сить, где великий князь владимирский Юрий Всеволодич мужественно сражался вместе с небольшим войском. Битва на реке Сить ослабила завоевателей и дальше на север они не пошли. Монголо - татары дошли до Торжка, две недели оборонялся этот маленький городок. Отсюда завоеватели повернули на Юго - Восток. При отходе в степи они применили свой знаменитый приём-облавы. Они двинулись на юг широким фронтом небольших отрядов, грабя всё на своем пути. На Новгород они не двинулись вследствие тяжелых потерь, понесенных в зимнем походе. Но и на обратном пути войско Батыя ждало упорное сопротивление. Семь недель до последнего человека держался городок Козельск, прежде чем завоевателям удалось овладеть им. В 1239 году враг начал новый поход, теперь на Южную Русь.

В 1240 году после осады и уличных боёв пал Киев. Двигаясь на запад, завоеватели вторглись в Чехию, Венгрию, Германию, однако, встретив отпор и, будучи уже ослабленными в ходе боев на Руси, они ушли обратно за Волгу. Героическим сопротивлением русского народа Центральная и западная Европа была спасена от ужасов монголо - татарского ига и получила возможность для
дальнейшего развития своей экономики. На завоеванных территориях основалось новое государство - Золотая Орда.

Иго-политическое (ярлык) экономическое угнетение (дань, облавы).

Появляется новое государство Золотая орда, столица Сарай - Бату. Последствия ига: углубление феодальной раздробленности, борьба князей за престол урон экономике и культуре Руси. Русь сильно отстаёт в своём развитии от Европейских стран, но к счастью для народа завоеватели не поселились на этой территории. Монголо - татары задержали развитие страны, но не могли остановить его.

1240г - новгородцы узнали о походе шведов. Цель: шведы хотели преградить русским выход в Балтийское море и захватить путь по Неве. Шведы хотели захватить устье р.Невы и г.Ладогу, захват пути из Варяг в Греки. По схеме: шведы 100 судов- 5тыс. человек, командир Ярль Биргер. Князь Александр, спешно собрав ополчение и княжескую дружину, подошли незаметно к лагерю шведов Русские ударом конницы в центр лагеря шведов и обходом пеших воинов вдоль Невы, хотели загнать противника в угол между Невой и Ижорой. Последствие: Русские напали внезапно, было удачно было выбрано место сражения, согласованность русской конницы и пехоты, героизм воинов, талант князя Александра. Значение: победа устранила угрозу порабощения русских земель и народов Прибалтики, Русь сохранила выход к Балтийскому морю.

Русские освобождают Псков и преследуя немцев выходят к Чудскому озеру. Ледовое побоище 1242 год по схеме: немцы в форме клина (свинья, по краям - тяжеловооруженные рыцари).

Русские: Александр Невский поставил в центр ополченцев - небывальцев, на флангах конницу, то есть усилил фланги. Во время битвы немецкая «свинья» попыталась ударом клина расчленить противника, а затем уничтожить его по частям. Тяжеловооруженные рыцари пробили строй русских, но не выдержали фланговой атаки.

Итог битвы:

1)Русские войска освободили территорию от захватчиков,
2)Новгородские и Псковские земли остались независимы.

ВОПРОС.

Причины побед монголов.


Главной причиной побед монголов являлось превосходство их армии, прекрасно организованной и обученной. Монголы сумели создать лучшее в мире войско, в котором поддерживалась жесткая дисциплина. Монгольское войско почти целиком состояло из конницы, поэтому было маневренным и могло покрывать очень большие расстояния. Основным оружием монгола был мощный лук и несколько колчанов со стрелами. Противник обстреливался на расстоянии и только потом, если было необходимо, в бой вступали отборные части. Монголы широко использовали такие военные приемы, как ложное бегство, фланговые обходы и окружение. Вот как о монгольской армии писал Плано Каприни в «Истории монгалов» (середина XIII в.):

«I. Когда они желают пойти на войну, они отправляют вперед передовых застрельщиков, у которых нет с собой ничего, кроме войлоков, лошадей и оружия. Они ничего не грабят, не жгут домов, не убивают зверей, а только ранят и умерщвляют людей, а если не могут иного, обращают их в бегство; все же они гораздо охотнее убивают, чем обращают в бегство. За ними следует войско, которое, наоборот, забирает все, что находит; также и людей, если их могут найти, забирают в плен или убивают. Тем не менее, все же стоящие во главе войска посылают после этого глашатаев, которые должны находить людей и укрепления, и они очень искусны в розысках.<...>

III. Надо знать, что всякий раз, как они завидят врагов, они идут на них, и каждый бросает в своих противников три или четыре стрелы; и если они видят, что не могут их победить, то отступают вспять к своим; и это они делают ради обмана, чтобы враги преследовали их до тех мест, где они устроили засаду…»

У Китая степняками были заимствованы осадные орудия, с помощью которых завоеватели могли захватывать крупные крепости. Покоренные народы часто предоставляли монголам воинские контингенты. Перед предполагаемыми военными действиями шпионы и разведчики проникали в страну будущего противника.

Монголы быстро расправлялись со всяким неповиновением, жестоко пресекая любые попытки к сопротивлению. Используя политику «разделяй и властвуй», они стремились раздробить силы противника в завоевываемых государствах, что и было сделано на Руси. Именно благодаря этой стратегии им удавалось сохранить свое влияние в захваченных землях в течение достаточно продолжительного временного отрезка. Политическая раздробленность русских княжеств также помогла монголам быстро захватить земли.

Последствия нашествия монголов на Русь.


Последствия монгольского нашествия оказались для русских княжеств чрезвычайно тяжелыми. Прежде всего, резко сократилось население страны. Множество людей было уведено в рабство. Многие города оказались уничтоженными.

Нашествие нанесло тяжелый удар развитию производительных сил, в первую очередь в городе. Преемственность в средневековом ремесле осуществлялась путем передачи производительных секретов от отца к сыну, от мастера к ученику. Гибель многих ремесленников и увод в Орду остальных оборвали цепочку. Поэтому после нашествия утрачиваются многие производственные навыки, исчезают целые ремесленные профессии. Если до нашествия русское стеклоделие знало десятки и сотни различных рецептов изготовления художественного стекла, то после нашествия стеклянные изделия стали грубее, а число применяемых рецептов сократилось во много раз. Разучились изготавливать стеклянную столовую посуду и оконные стекла. На несколько десятилетий прекратилось каменное строительство.

Пострадали международные торговые связи Руси. Были перерезаны важнейшие торговые пути, воцарился экономический упадок. Нашествие также привело к гибели многих культурных ценностей. При сожжении городов, бывших основными культурными центрами, оказались уничтоженными многочисленные памятники письменности, выдающиеся произведения искусства.

Одним из последствий татаро-монгольского нашествия стало усиление на Руси феодальной раздробленности. Если до завоевания русских земель большую роль играли родственные связи с великим князем, то теперь влияние княжества определялось, прежде всего, его военной силой. Удельные княжества обрели реальную независимость. Великое княжение рассматривалось скорее не как главная цель князя, а в качестве эффективного средства укрепления своего удельного княжения. В свою очередь монгольские ханы старались укрепить систему раздробленности, передавая ярлык от одного князя к другому.

ВОПРОС.

ВОПРОС.

Объединительный процесс начался в Северо-Восточной Руси. Здесь и до нашествия монголо-татар были наиболее сильны позиции княжеской власти, которой удалось сломить сопротивление боярской оппозиции. Объединительный процесс на Руси шел параллельно с освобождением от золотоордынского ига. Именно Москва возглавила оба этих процесса.

Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского - Даниил Александрович (1276-1303). При нем под контролем московского князя оказалось все течение Москвы-реки (после присоединения в начале XIV в. Коломны и Можайска и получения по завещанию от бездетного племянника Переяславльского княжества).

«Дальнейшее усиление Москвы продолжалось при его сыновьях - Юрии Даниловиче (1303 - 1325) и Иване I Даниловиче Калите (1325-1340). Особое значение московские князья придавали овладению ярлыком на великое княжение Владимирское (ярлык выдавался ханами Золотой Орды), так как не было иного способа возвыситься над другими русскими князьями. В конце XIII - начале XIV в. этим ярлыком владели князья Твери (по праву старшинства, лествичному праву, которого вначале пытались придерживаться золотоордынские ханы), но князьям Москвы удалось закрепить Владимирский престол за собой. В 1317 г. ярлык получил Юрий Данилович. В 1328 г. (после восстания в Твери 1327 г.) ярлык был вручен Ивану Калите. И с этого времени он не выходил из-под контроля Москвы, хотя передачи ярлыка другим князьям случались и позже».

Еще один крупный успех московских князей - их тесный союз с церковью, перенос митрополии из Владимира в Москву. Это придало Москве статус церковного и идеологического центра, а князья получили богатого и влиятельного союзника. На церковном Соборе в Переяславле - Залесском в 1311 г. группу светских защитников тогдашнего главы церкви - митрополита Петра, обвиняемого в продаже церковных должностей и других грехах (епископом Твери Андреем), возглавил московский князь Юрий Данилович. Полностью оправданный Петр позже подолгу гостил в Москве, имел свое подворье на территории Кремля; в Москве он и скончался в декабре 1326 г., был погребен в незаконченной стене заложенного в этом же году Успенского собора. Передача же ярлыка Ивану Калите совпала с прибытием из Византии нового митрополита Феогноста (1328-1353). Феогност сразу прибыл в Москву и утвердил там резиденцию митрополитов. По словам В.О. Ключевского, «это сочувствие церковного общества, может быть, всего более помогло московскому князю укрепить за собой национальное и нравственное значение в Северной Руси...».

Иван Калита получил от хана Узбека право сбора дани с русских княжеств, доставки ее в Орду. Этим была достигнута передышка от ордынских набегов. Существенную роль в усилении Москвы сыграли расширение территории княжества (Калита скупал земли у церкви, частных лиц, приобрел даже три удельных города - Галич, Углич, Белоозерск), а также - сложившийся в первой половине XIV в. союз с Новгородской республикой. Накопленный в правление Калиты военно-экономический потенциал позволил его потомкам вступить в открытую борьбу с Ордой.

ВОПРОС.

Иван III.

Внешняя политика Ивана III.

Во время княжения Ивана III в 1502 г. прекратила свое существование Золотая Орда.

Москва и Литва часто воевали из-за Русских земель, находящихся под Литвой и Польшей. По мере усиления власти великого государя Московского всё больше русских князей со своими землями переходили от Литвы к Москве.

После смерти Казимира Литва и Польша вновь разделились между его сыновьями, Александром и Альбрехтом, соответственно. Великий князь литовский Александр женился на дочери Ивана III Елене. Отношения между зятем и тестем ухудшались, и в 1500 г. Иван III объявил войну Литве, которая прошла успешно для Руси: были завоеваны части Смоленского, Новгород-Северского и Черниговского княжеств. В 1503 г. был подписан договор о перемирии на 6 лет. Иван III Васильевич отклонил предложение о вечном мире, пока не будут возвращены Смоленск и Киев.

В итоге войны 1501-1503 гг. великий государь Московский принудил Ливонский орден платить дань (за г. Юрьев).

Иван III Васильевич за время своего правления предпринимал несколько попыток подчинить Казанское царство. В 1470 г. Москва и Казань заключили мир, а в 1487 г. Иван III взял Казань и возвел на престол хана Махмет-Аминя, который 17 лет был верным послушником московского князя.

Реформы Ивана III.

При Иване III началось оформление титула «великого князя всея Руси», а в некоторых документах он называет себя царем.

Для внутреннего порядка в стране Иван III в 1497 г. разработал Свод гражданских законов (Судебник). Главным судьей был великий князь, высшим учреждением стала Боярская дума. Появились приказная и поместная системы управления.

Принятие Судебника Ивана III стало предпосылкой установления на Руси крепостного права. Закон ограничивал выход крестьян и давал им право перехода от одного владельца к другому один раз в году (Юрьев день).

Итоги правления Ивана III.

При Иване III значительно расширилась территория Руси, Москва стала центром русского централизованного государства.

Эпоха Ивана III ознаменована окончательным освобождением Руси от татаро-монгольского ига.

Во время правления Ивана III были построены Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата, церковь Ризоположения.

ВОПРОС.

Московское государство.

Общественный строй.

В течение этого периода все социальные слои утратили те минимальные права и свободы, которые они имели. Такое принципиальное изменение социальной системы произошло в условиях образования единого государства без необходимых на то социально-экономических предпосылок и ухудшения внешнеполитического положения. Единственным средством обеспечения безопасности и единства страны стало усиление административно-финансового нажима государства на все слои населения.

Изменение социального статуса бояр и дворян.

Первой причиной наступления государства на права удельных князей и бояр стала логика политической борьбы: любой социально-политический институт (в данном случае государство в лице великого князя), не имеющий политических ограничений, всегда стремится к абсолютной власти.

В середине ХV в. в Москве проживало приблизительно 40 боярских московских родов, наиболее известными и влиятельными из которых являлись Кошкины, Морозовы, Бутурлины, Челяднины, Воронцовы, Ховрины, Головины, Сабуровы, Вильяминовы. В 1463 г. Ивану III били челом о принятии на службу все (Великий с удельными) князья ярославские, в 1472 г. - остававшиеся вольными князья ростовские (половину княжества Москва приобрела раньше). К концу же ХV в. из разных княжеств в Москву прибыло более 150 княжеских и боярских родов.

К середине XVI в. социально-политическое положение этого слоя значительно изменилось. По указанию царя бояр переселяли из их вотчин на другие земли, но уже на правах помещика. Отныне бояре должны были нести военную или чиновничью повинность в пользу государства. Из некогда правящего сословия они превратились в «служилых людей по отечеству».

По своему положению они делились на чины боярские (бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки), московские (стольники, чашники, постельничие и т.д.) и городовые (провинциальное боярство).

Судьба «служилых по отечеству» принципиально отличалась от жизни европейских феодалов: служба во всех европейских странах была добровольной. Например, в Польше шляхтичи могли не ходить на войну даже в том случае, если враг напал на их собственную страну. В Москве же термин «служилые люди» стал синонимом «кабальные люди», «государевы холопы».

Термин «дворяне» (дворовые люди князя) появляется в источниках с конца XII в. Земцов Б.Н. История отечественного государства и права - М.: Евразийский открытый институт, 2009 - С.180 Так обозначались несвободные люди, служившие у князя или боярина. Они находились на их полном материальном обеспечении и являлись низшей прослойкой вотчинной администрации.

Дворянство создавалось государством на базе разных групп населения. Неграмотные горожане и крестьяне становились пограничниками. Так, после завоевания Новгорода, Пскова, Вятки тысячи горожан были переселены на южные окраины Московского княжества - в Алексин, Боровск, Муром и в крепости. Священники и грамотные горожане пополняли ряды приказных подьячих.

Размеры поместий в середине XVI в. зависели от служебного места дворянина и составляли, в основном, от 150 до 300 десятин, московские дворяне получали до 1500 десятин. За воинские доблести размеры поместья могли быть увеличены. Но в случае плохого выполнения своих обязанностей поместье могли и отобрать. К поместному содержанию полагалось денежное, но обычно оно выдавалось лишь перед подготовкой к походу, поскольку без него служилому человеку было сложно приобрести оружие Земцов Б.Н. Законодательное оформление, юридическую стройность и законченность поместная система приобрела в 1556 г., когда были созданы Поместный приказ (ведавший вопросами поместного землевладения) и Разрядный (занимавшийся распределением служилых людей).

Политический строй.

Форма государственного единства. Московское государство оставалось еще раннефеодальной монархией. В силу этого отношения между центром и местами строились первоначально на основе сюзеренитета-вассалитета. Однако с течением времени положение менялось. Московские князья, как и все другие, делили свои земли между наследниками. Последние получали обычные уделы и были формально самостоятельны. Однако фактически старший сын, заняв "стол" великого князя, сохранял положение старшего князя. Со второй половины XIV в. вводится порядок, по которому старший наследник получал большую долю наследства, что давало ему экономические преимущества перед братьями. К тому же он вместе с великокняжеским "столом" обязательно получал и всю Владимирскую землю.

Великий князь. Главой Русского государства был великий князь, обладавший значительной властью. Он издавал законы, осуществлял общее руководство государством, имел судебные полномочия. Первоначально свои законодательные, административные и судебные полномочия великий князь осуществлял лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В XIV-XV вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на праве общей собственности. С ослаблением власти удельных князей великий князь становился подлинным властителем на всей территории государства.
Таким образом, централизация явилась внутренним источником великокняжеской власти. Внешним было падение власти Золотой Орды. Вначале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали право на великокняжеский стол. С Куликовской битвы (1380 г.) эта зависимость становится формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями. Новому содержанию вел

Наши рекомендации