Место Аристотеля в истории философии

Аристотель (5в. д.н.э.) древнегреческий фило­соф классического периода, ученик Платона, воспитатель Алек­сандра Македонского. Им двигала любовь к истине, и в этом он остался верен своему учителю, хотя в других вопросах их взгляды расходились.

Философия А. охватывает вопросы логики, психологии теории познания, учения о бытии, космологии, физики, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения П., атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти крит. введения представляют б. ценность. Учение А. - объективный идеализм. Оно сложилось в результате критики учен. П. об идеях

К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: "Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "Риторика", "Политика", "Поэтика".

Философию Аристотель делил на три вида:1) теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений; 2) практическую - о деятельности человека, устройстве госу­дарства; 3) поэтическую.

Аристотель - основатель логики. По сути, именно Ар. впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как науку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти законы в четкой и ясной постановке.

Рассматривая проблему бытия, Ар. выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

1) не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

2) существуют только единичные и конкретно определенные вещи;

3) данные вещи наз. индивидуумы ("неделимые"), то есть существует только конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула" и т. д.;

4) индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.

Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их материальное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Ар. пы­тается через категории (в перев. - высказывания).

Выделяет 10 категорий, которые отвечают на по­ставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий гово­рит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характери­стики. Данными категориями являются: 1)• сущность (субстанция);2) количество;3) качество;4) отношение; 5) место;6) время; 7) положение; 8) состояние; 9) действие; 10) страдание.

По Аристотелю бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойст­ва бытия, но не его сущность. Категории - это высшее отражение и обобщение окружающей дей­ствительности, без которых немыслимо само бытие.

Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи. По Аристотелю, материя - это потенция, ограниченная фор­мой .

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет 3 уровня души:• растительная душа;• животная душа;• разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функ­ции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления.

Аристотель выделяет шесть типов государства:• монархия;• тирания;• аристократия;• крайняя олигархия;• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);• полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы го­сударства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).

8. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:1) внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях";2) дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; 3) выделил 10 философских категорий; 4) дал определение бытия через категории; 5) определил сущность материи; 6) выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии; 7) внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок за­ключения).

Наши рекомендации