Научно-практическое значение материалов правовой статистики

Важнейшие функции комиссии — разработка основных направ­лений стратегии и подготовка предложений Совету Безопаснос­ти по выработке и реализации государственной политики в этой области, оценка эффективности функционирования системы обеспечения защиты граждан от преступных и иных противо­правных действий и подготовка предложений по ее совершенст­вованию, анализ и прогнозирование состояния преступности и иных криминальных явлений в целях обеспечения обществен­ной безопасности, обобщение практики борьбы с коррупцией в фе­деральных органах государственной власти и внесение предложе­ний по профилактике этого вида противоправных действий.

Осуществляя эти функции, комиссия наряду с другими необ­ходимыми материалами и информацией в полном объеме ис­пользует данные правовой статистики.

Материалы правовой статистики широко применяются и как средство оперативного руководства вышестоящих органов подчи­ненными и постоянного контроля за их деятельностью. Количе­ственно фиксируя результаты деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судов, арбитража и т.д., правовая статистика тем самым помогает выявить типичные не­достатки и принять своевременные меры к их устранению в це­лях укрепления режима законности. Например, показатели стати­стики МВД позволяют судить о работе его отдельных служб по рас­крываемости преступлений, соблюдению сроков расследования, возмещению материального ущерба и т.д.

Важную роль играют материалы статистики и в распростра­нении положительного опыта.

Так как уголовно-правовая статистика дает необходимый ма­териал, характеризующий работу органов уголовной юстиции, она может использоваться и для решения вопросов о дислокации, финансировании правоохранительных органов, планировании штатного расписания, подготовки кадров для этих органов, повы­шения их квалификации и т.п.

Приведем наглядный пример. В 1994 г. в связи с обвальным ростом тяжких преступлений в Московской городской прокура­туре был образован отдел по расследованию бандитизма и убийств. Этот отдел начал работать параллельно с уже существующими след­ственными отделами. Общее число следователей возросло с 27 до 37 человек. А когда стало очевидно, что это преобразование не по­спевает за развитием событий в криминальном мире, было при-

нято решение объединить параллельные структуры с увеличени­ем штата следователей до 50 человек. Между тем нагрузка на следователей увеличивается едва ли не с каждым днем. Постоян­но растет число сложных дел, по которым приходится работать брига­дами'.

В настоящее время во многих регионах России также созданы специальные подразделения из сотрудников прокуратуры по рас­крытию умышленных убийств и бандитизма.

Существенную роль материалы правовой статистики играют в про­цессе координации деятельности разных структур правоохранитель­ных органов и органов правосудия, преодоления их разобщенно­сти и снятия взаимных претензий.

Судебная система — сердцевина правоохранительной деятель­ности. Ее задачам подчинено выполнение практически всех дру­гих правоохранительных функций. Независимо от того, входит или не входит судебная система в правоохранительную2, люди, пред­ставляющие обе эти системы, не могут с цифрами в руках не об­щаться в профессиональном плане ради достижения общей зада­чи — обеспечения российским гражданам права на безопасность. При всей своей специфичности судебная система конституцион­но входит в единую государственную власть. Оставаясь независи­мыми и подчиняясь только закону, суды в то же время не могут отрешиться от стоящих перед государством в целом и в области контроля над преступностью задач. И в этом отношении статис­тика судимости — важный индикатор благополучия (или небла­гополучия) общества.

Эта ветвь государственной власти должна стать главным арби­тром правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государст­венности в ближайшем будущем3.

Координируют деятельность органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов налоговой поли­ции, органов таможенной службы и других правоохранительных

1 См.: Муров О. Кадровые трудности мешают борьбе с бандитизмом // Центр PLUS. 1995. Январь. № 5.

2 Ранее суды включались в правоохранительные органы и считались частью карательного аппарата. Судьи избирались на сессиях местных Советов и проходи­ли сначала партийный фильтр. Судебная система не была самостоятельной вет­вью власти. Существовали органы единой государственной власти, которые вы­полняли функции наказания.

3 См.: Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Указ. соч. Сб.

108 Глава II. Правовая статистика и ее значение в обеспечении режима законности

органов Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему проку­роры.

Координация деятельности этих государственных структур призвана способствовать повышению действенности правовой защиты личности и ее собственности со стороны судебной влас­ти, органов прокуратуры, МВД, налоговой полиции, ФСБ.

В целях обеспечения координации деятельности указанных ор­ганов прокурор наряду с другими мероприятиями истребует ста­тистическую и другую необходимую информацию.

Кроме того, система организационных и юридических средств зашиты прав личности невозможна без разветвленной и доступ­ной инфраструктуры правовой помощи гражданам со стороны та­ких институтов, как адвокатура и нотариат. Естественно, стро­гий государственный и муниципальный контроль за их деятель­ностью основан на соответствующих материалах правовой ста­тистики. Оказание правовой помощи гражданам не должно за­висеть от стихии рынка услуг, так как это вызовет нежелатель­ные последствия'.

Третье направление широкого применения материалов правовой статистики — сфера законотворчества. В этом отношении труд­но переоценить роль, место и значение правовой статистики, криминологической информации в частности, в определении правовой политики государства в целом и уголовно-правовой в особенности: ее тенденций в сфере криминализации и декри­минализации, пенализации и депенализации, изучения эффектив­ности уголовного наказания как элемента системы социального контроля и достижения его целей (восстановление социальной спра­ведливости, исправления осужденного и предупреждения совер­шения новых преступлений и т.д.)2.

Объективные показатели состояния преступности, правонару­шений в целом и реального контроля над ними имеют важное зна­чение для разработки государственной программы борьбы с ни­ми на длительную перспективу и краткосрочных, как федераль­ных, так и региональных программ борьбы с преступностью3.

1 «О действенности государственной власти в России». Послание Президен­та РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 1995. 17 янв.

2 См., например: Коробеев А.И., Усе А.В., Голик Ю.В. Указ. соч.; Загородни-ков Н.И. Советская уголовная политика: Учеб. пособие. М., 1979; и др.

3 См., например: Федеральная целевая программа по усилению борьбы с пре­ступностью на 1996-1997 годы // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2696.

Наши рекомендации