Научно-практическое значение материалов правовой статистики
Важнейшие функции комиссии — разработка основных направлений стратегии и подготовка предложений Совету Безопасности по выработке и реализации государственной политики в этой области, оценка эффективности функционирования системы обеспечения защиты граждан от преступных и иных противоправных действий и подготовка предложений по ее совершенствованию, анализ и прогнозирование состояния преступности и иных криминальных явлений в целях обеспечения общественной безопасности, обобщение практики борьбы с коррупцией в федеральных органах государственной власти и внесение предложений по профилактике этого вида противоправных действий.
Осуществляя эти функции, комиссия наряду с другими необходимыми материалами и информацией в полном объеме использует данные правовой статистики.
Материалы правовой статистики широко применяются и как средство оперативного руководства вышестоящих органов подчиненными и постоянного контроля за их деятельностью. Количественно фиксируя результаты деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, судов, арбитража и т.д., правовая статистика тем самым помогает выявить типичные недостатки и принять своевременные меры к их устранению в целях укрепления режима законности. Например, показатели статистики МВД позволяют судить о работе его отдельных служб по раскрываемости преступлений, соблюдению сроков расследования, возмещению материального ущерба и т.д.
Важную роль играют материалы статистики и в распространении положительного опыта.
Так как уголовно-правовая статистика дает необходимый материал, характеризующий работу органов уголовной юстиции, она может использоваться и для решения вопросов о дислокации, финансировании правоохранительных органов, планировании штатного расписания, подготовки кадров для этих органов, повышения их квалификации и т.п.
Приведем наглядный пример. В 1994 г. в связи с обвальным ростом тяжких преступлений в Московской городской прокуратуре был образован отдел по расследованию бандитизма и убийств. Этот отдел начал работать параллельно с уже существующими следственными отделами. Общее число следователей возросло с 27 до 37 человек. А когда стало очевидно, что это преобразование не поспевает за развитием событий в криминальном мире, было при-
нято решение объединить параллельные структуры с увеличением штата следователей до 50 человек. Между тем нагрузка на следователей увеличивается едва ли не с каждым днем. Постоянно растет число сложных дел, по которым приходится работать бригадами'.
В настоящее время во многих регионах России также созданы специальные подразделения из сотрудников прокуратуры по раскрытию умышленных убийств и бандитизма.
Существенную роль материалы правовой статистики играют в процессе координации деятельности разных структур правоохранительных органов и органов правосудия, преодоления их разобщенности и снятия взаимных претензий.
Судебная система — сердцевина правоохранительной деятельности. Ее задачам подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Независимо от того, входит или не входит судебная система в правоохранительную2, люди, представляющие обе эти системы, не могут с цифрами в руках не общаться в профессиональном плане ради достижения общей задачи — обеспечения российским гражданам права на безопасность. При всей своей специфичности судебная система конституционно входит в единую государственную власть. Оставаясь независимыми и подчиняясь только закону, суды в то же время не могут отрешиться от стоящих перед государством в целом и в области контроля над преступностью задач. И в этом отношении статистика судимости — важный индикатор благополучия (или неблагополучия) общества.
Эта ветвь государственной власти должна стать главным арбитром правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности в ближайшем будущем3.
Координируют деятельность органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции, органов таможенной службы и других правоохранительных
1 См.: Муров О. Кадровые трудности мешают борьбе с бандитизмом // Центр PLUS. 1995. Январь. № 5.
2 Ранее суды включались в правоохранительные органы и считались частью карательного аппарата. Судьи избирались на сессиях местных Советов и проходили сначала партийный фильтр. Судебная система не была самостоятельной ветвью власти. Существовали органы единой государственной власти, которые выполняли функции наказания.
3 См.: Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Указ. соч. Сб.
108 Глава II. Правовая статистика и ее значение в обеспечении режима законности
органов Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Координация деятельности этих государственных структур призвана способствовать повышению действенности правовой защиты личности и ее собственности со стороны судебной власти, органов прокуратуры, МВД, налоговой полиции, ФСБ.
В целях обеспечения координации деятельности указанных органов прокурор наряду с другими мероприятиями истребует статистическую и другую необходимую информацию.
Кроме того, система организационных и юридических средств зашиты прав личности невозможна без разветвленной и доступной инфраструктуры правовой помощи гражданам со стороны таких институтов, как адвокатура и нотариат. Естественно, строгий государственный и муниципальный контроль за их деятельностью основан на соответствующих материалах правовой статистики. Оказание правовой помощи гражданам не должно зависеть от стихии рынка услуг, так как это вызовет нежелательные последствия'.
Третье направление широкого применения материалов правовой статистики — сфера законотворчества. В этом отношении трудно переоценить роль, место и значение правовой статистики, криминологической информации в частности, в определении правовой политики государства в целом и уголовно-правовой в особенности: ее тенденций в сфере криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации, изучения эффективности уголовного наказания как элемента системы социального контроля и достижения его целей (восстановление социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений и т.д.)2.
Объективные показатели состояния преступности, правонарушений в целом и реального контроля над ними имеют важное значение для разработки государственной программы борьбы с ними на длительную перспективу и краткосрочных, как федеральных, так и региональных программ борьбы с преступностью3.
1 «О действенности государственной власти в России». Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 1995. 17 янв.
2 См., например: Коробеев А.И., Усе А.В., Голик Ю.В. Указ. соч.; Загородни-ков Н.И. Советская уголовная политика: Учеб. пособие. М., 1979; и др.
3 См., например: Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 годы // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2696.