Модели электорального поведения в России
Эффективность избирательного маркетинга во многом зависит от модели поведения, которой следует избиратель. Как показывают парламентские и президентские выборы в России,
доля избирателей, голосующих рационально, не превышает 20%. Остальные 80% голосующих испытывают при своем выборе влияние различных факторов.
Среди определяющих факторов влияния следует отметить уровень жизни. Социальной базой реформ являются те группы, которые заметно повысили уровень жизни в процессе реформ. До половины населения, по опросам РАН, считают свой доход и уровень жизни неоправданно и несправедливо более низким, чем у других. В социальной психологии этот феномен получил название «аффект бедности».
Заметим, что у бедных часто отсутствуют адекватные оценки характера труда и затрат по сравнению с аналогичными показателями у богатых. Это обстоятельство порождает ненависть и нетерпимость к разбогатевшим во время реформ.
Согласно опросам, в 48 регионах России более половины избирателей выступают за насильственное изъятие у богатых нечестно нажитых капиталов и уголовное наказание их. А в таких регионах, как Кемерово, за подобное решение выступают 59,6%, во Владивостоке — 65,8%, Нижнем Новгороде — 51,1% избирателей.
Протестный электорат неоднороден. Большая его часть ориентирована на коммунистов, меньшая — на ЛДПР и другие ультраправые организации.
Не менее важным фактором является деперсонифицированный тип сознания россиянина, длительное время формировавшегося в условиях психологического комфорта, уравнительных ценностей, консерватизма, патернализма, социальной защищенности. Раскол, переоценка некогда сложившейся российской ментальности под давлением шоковой терапии и имущественного расслоения обусловили реакцию пассивного ухода от существующего дискомфорта.
Господствующий тип работника (56,2%) — это типично созерцательный тип, способный к активным действиям в условиях политической мобилизации и контроля. Он остался преобладающим в России. Волевой тип поведения распространен лишь у 20% трудоспособного населения. Для сравнения: в США на указанные типы работников приходится соответственно 12% и 47%.
Конечно, существуют и иные зависимости. Так, например, электоральная активность зависит от возраста и материального положения: чем моложе избиратель, тем он менее активен, чем старше голосующий, тем в большей мере он импонирует левым партиям; чем более состоятелен избиратель, тем больше он симпатизирует правым партиям.
Опыт прошедших избирательных кампаний показывает известную непредсказуемость поведения российского избирателя в кабине для голосования. Она обусловлена рядом факторов, отмеченных выше. В ре-
Отмеченные модели и мотивы голосования в условиях переходных обществ характеризуются неустойчивостью, изменчивостью, повышенной иррациональностью. По этой причине во многом избирательные предпочтения у большинства избирателей России достаточно условны. Это сохраняет простор для манипулирования мнением избирателей, формированием механизмов его управления.
Формирование политической культуры позволит максимально рационализировать политический выбор российских избирателей, но не избавит их от иррациональных начал.
Контрольные вопросы к теме
1. Каковы слагаемые политического маркетинга?
2. Политический маркетинг — это наука или искусство?
3. В чем отличие экономического и политического маркетинга?
4. В чем особенность избирательного маркетинга?
5. Чем обусловлен политический выбор избирателя? Расположите факторы, влияющие на итоги голосования, по значимости.
6. В чем сущность избирательного маркетинга?
7. Каково назначение маркетингового обследования?
8. В чем назначение типологии избирателей?
9. Каким образом связаны предпочтения избирателей и личный имидж кандидата?
10. В чем особенности политической рекламы в предвыборной кампании?
11. Каковы составляющие имиджа кандидата?
12. Какое значение имеют визуальный и вербальный образы партии или кандидата?
13. В чем особенности избирательного маркетинга в России?
14. Чем вызван значительный объем грязных технологий в избирательной кампании в России?
15. Каковы мотивы голосования российских избирателей?
Логические задания и проблемные вопросы
1. Составьте анкету, позволяющую сформировать избирательные предложения граждан по месту жительства.
2. Составьте по приоритетности вопросов социальную карту проблемного поля, отражающую отношение к ним избирателей.
3. На основе важности социальных проблем для различных групп сформируйте маркетинговую стратегию для вашего кандидата.
4. Определите целевые группы, на которые вы будете опираться на основе выявления их ценностных ориентаций. Например, что для них важнее: социальная защищенность или экономические перспективы; общественный порядок или личная свобода; стабильность или реформы? Чем целевая группа отличается от иных групп избирателей?
5. Выявите готовность к голосованию на основе настроения. Оптимистично или пессимистично настроены избиратели по отношению к будущим выборам? Доверяют ли они институтам верховной власти? Ухудшилось или улучшилось их материальное положение по сравнению с прошлыми выборами?
6. Какие вопросы могут заставить избирателей сделать необходимый для кандидата выбор? Например, что вас больше волнует: правильность проведения приватизации, преступность в стране, регионе?
7. Сформулируйте привлекательный образ кандидата на основе того, какие качества избиратели хотели бы в нем видеть. Что им больше импонирует: надежный, опытный или молодой и динамичный лидер, который отвергает сложившиеся образы лидерства? Должен это быть интеллигент, «новый русский» или человек из народа?
8. Сформулируйте основной лозунг своей избирательной кампании.
9. Определите тактику своей избирательной кампании на основе предпочтений избирателей.
10. Выявите эффективность средств пропагандистского воздействия для различных групп избирателей.