Базовые факторы электорального поведения

В политической географии сравнительно недавно было введено понятие региональная политическая культура. При этом сложившейся и самой важной задачей электоральной географии сейчас признается деление территории России на региональные политические культуры. Региональные политические культуры рассматриваются, как синтетические политические районы, характеризующиеся уникальным набором электоральных показателей и факторов голосования, включая исторические и культурные особенности территории.

В настоящее в политической географии предложено несколько подходов к выделению региональных политических культур. Наиболее распространенным среди них является выявление идеально-типических электоральных культур (типов голосования). В соответствии с тремя основными факторами голосования выделены городские и сельские, центральные (в т.ч. столичные), полупериферийные и периферийные электоральные культуры, северные и южные, а также республиканские (национальные) типы голосования и др. [Туровский Р.Ф.]

1.1. Раскол «город-село»

Раскол «город-село» - основополагающий для электоральной карты современной России, что зафиксировано в трудах целого ряда специалистов. И если у политологов различия в электоральном поведении городских и сельских избирателей не получил должного освещения, то у географов они, наоборот, остаются излюбленное темой для изучения.

О принципиальных различиях в электоральных культурах города и села, об электоральном сближении малых городов с сельской местностью, о влиянии на результаты голосования фактора административного статуса населенного пункта написано и сказано уже столько, что остается лишь систематизировать полученные результаты. (В Приложение можно вынести, дабы не увеличивать объем диплома. Приложение 10)

Электоральный раскол "город-село" имеет, по крайней мере, три среза, или проявления: уровень урбанизированности территории, людность города и его административный статус. Территориальные различия в структуре электоральных предпочтений населения в значительной степени определяются фактором людности города (т.е. численности его населения). Разнотипно голосуют также избиратели административных центров субъектов Федерации и остальных городов. Первые обычно лояльнее относятся к партиям и кандидатам демократической ориентации, нежели города на периферии. Это связано с особенностями распространения инноваций по территории, с влиянием фактора административного статуса и с повышенной численностью населения региональных центров.

Раскол «центр-периферия»

Типология территорий по доле городского населения с учетом фактора столичного центра позволяет учесть их позиционирование в общей системе «центр-перифирия». В свою очередь, с помощью центр-периферийной модели можно объяснять различия в электоральном поведении городских и сельских избирателей.

Согласно модели «центр-периферия», которая часто используется в географической науке, новые идеи, в том числе связанные с внедрением политической культуры, возникают чаще всего в центрах и оттуда распространяются на периферию.

Раскол «центр-периферия» имеет широкое, но в то же время косвенное и трудно формализуемое влияние на электоральное поведение населения. В целом для России влияние центр-периферийного градиента посредственно генетическими и трансформационными факторами. На внутрирегиональном уровне раскол «центр-периферия» удобнее всего проследить на примере электоральных предпочтений жителей Великий Новгород.

Сравнительно крупный город в Новгородской области (Великий Новгород) формирует вокруг себя зоны электорального влияния, в которых доля коммунистического электората существенно ниже (Батецкий, Новгородский районы), чем в отдаленных районах (Боровический, Демянский районы). Это хорошо прослеживается на последних выборных кампаниях по избранию Президента РФ, на примере результатов голосования кандидатов Зюганова Г.А. и Путина В.В. и результатах выборов в Государственную Думу Федерального Собрания за политические партии КПРФ и Единая Россия. Малые и средние города, которые удалены от крупных городов, голосуют почти так же, как окружающие села. Таким образом, в каждом субъекте РФ (регионе) формируется своя электорально-географическая картина. Такие параметры, как удаленность от центральных мест (мегаполисов, административных центров, больших городов), важнейших коммуникаций (например, автомагистральных и железнодорожных дорог) зачастую позволяют объяснять электоральное поведение разных районах страны.

Р.Ф. Туровский в самом первом приближении выделяет для России:

Ø Центры первого уровня – столицы, города-миллионеры;

Ø Центры второго уровня – прочие административные центры регионов;

Ø Полупериферию – средние города, не являющиеся административными центрами;

Ø Ближнюю периферию – малые города, поселки городского типа, пригородные села;

Ø Дальнюю периферию – удаленные от больших городов села, очень удаленные малые города и поселки.

Кроме того, требуется отдельное рассмотрение различных отклоняющихся случаев со слишком большим разрывом экономико и политико- административного статуса. В первую очередь речь идет о наукаградах (Туровский, 2002).

Вполне возможно говорить о следующей географической закономерности поведения избирателей: за редким случаем, чем больше жителей в населенном пункте проживает и чем ближе он располагается к крупному населенному пункту, тем выше доля голосов за партии и кандидатов демократической ориентации.

На уровне Новгородской области модель "центр-периферия" тесно связана с расколом "город - село" и зонированием территории по инфраструктурной обеспеченности.

Косвенным признаком "центральности" или "периферийности" территории служит показатель участия в выборах. "Центры" первыми освобождаются от "наследия" традиционной стопроцентной явки, что свидетельствует о более свободном подходе к участию в голосовании вообще. Высокий процент участвующих в выборах в современной России говорит о традиционном политическом сознании, сохраняющемся в отдаленных сельских районах.

(таблица по явке по районам с 2000 годов)

Еще один возможный способ оценки центральности или периферийности территории связан с применением показателя плотности населения. Однако к статистическим расчетам на уровне Новгородской области следует относиться с предельной осторожностью. Сравнительная близость Новгородской области к двум городам федерального значения Москва и Санкт-Петербург делает процесс применение показателей плотности населения дуалистическим. [Приложение о плотности и численности населения].

Более качественные итоги исследования можно получить, применяя в качестве независимой переменной плотность сельского населения Новгородской области. Правда, этот показатель в большей степени оценивает уровень заселенности и освоенности территории и несколько в меньшей степени свидетельствует о ее географическом положении в системе "центр-периферия". [Приложение см. выше.)

(Таблица соотношения итогов голосования и процентом проживания населения сельского населения в Новгородской области)

Можно говорить о том, что чем выше плотность сельского населения, тем ниже показатели поддержки партий и кандидатов демократической ориентации. Таким образом, плотность сельского населения оказывается индикатором голосования за партии и кандидатов коммунистической ориентации.

Важными проявлениями расколов "город-село" и "центр-периферия" являются территориальные различия в возрастной структуре, образовательном уровне и этническом составе населения. (табл.6-8 в приложении 9). [Приложение см. выше]

1.3. Возрастной, половой и образовательный состав населения Новгородской области

Влияние на электоральное поведение возрастного состава населения является одним из существенных факторов электоральных предпочтений.

Ни для кого не секрет, что пенсионеры симпатизируют более левоцентрические партии (КПРФ, Справедливая Россия и др.). Об этом говорят данные всех статистических исследований и социологических опросов.

В условиях общего падения популярности коммунистов и массированной агитации в пользу партии власти, пенсионеры остаются верными КПРФ.

Пенсионеры и предпенсионного возраста, кроме того, традиционно обеспечивают на выборах более высокую явку, что также находит свое территориальное подтверждение. Правда, к концу 1990-х гг. указанная зависимость ослабла, а на последних парламентских и президентских выборах впервые была отмечена отрицательная связь участия в выборах с долей населения старше трудоспособного возраста. (Таблица соотношения возрастной структуры населения области с явкой) .

Зависимость уровня поддержки партий и кандидатов демократической ориентации от доли населения старше трудоспособного возраста выражена слабо. А электорат крупнейшей демократической партии, "Яблоко", вообще формируется не по возрастному принципу, что давно доказано.

Согласно данным социологических опросов, половой состав населения также имеет высокую значимость - многие политические партии пользуются разной популярностью у мужчин и женщин. Так, за "Яблоко" более охотно голосуют женщины (около 60% электората партии), а среди избирателей ЛДПР их доля всего 40% (по данным опросов ВЦИОМ). Однако очевидно, что на уровне только Новгородской области различия в половом составе не могут использоваться для объяснения дифференциации электорального поведения, поскольку различия эти слишком малы и "растворяются" в сложной системе прочих факторов голосования.

Для оценки влияния образовательного уровня избирателей на электоральное поведение возьмем такой показатель , как число лиц, имеющих послевузовское, высшее и неполное профессиональное образование (на 1000 человек в возрасте 15 лет и более, по переписи населения 2002 и 2010 года. - составить на основе этого таблицу). Образовательный состав населения Новгородской области во многом определяется долей горожан Великого Новгорода, где сосредоточены основные образовательные учреждения региона, который в свою очередь представляет собой частное проявление раскола "город-село". (таблица)

Этнический фактор

Рассмотренные расколы — "город-село" и "центр-периферия" — азональны. Азонален и этнический фактор электорального поведения. Важно отметить, что показатель доли русских в населении Новгородской области (по переписи 2002 и 2010 гг.) обнаруживает высокую зависимость с поддержкой конформистов и национал-патриотов, т.е. тех партий и кандидатов, для которых до настоящего времени не удалось выявить устойчиво индикативные факторы голосования.

Этнический состав населения в весьма значительной степени определяет степень управляемости голосованием в регионе. Поддержка партии власти ("Единой России") и В.В. Путина (Д.А. Медведева на Президентских выборах РФ в 2008 году) оказывается выше в тех регионах и ТИКах, где преобладает сельское и этническое население, то есть там, где избиратели более управляемы. (Анюхина, Мелешкина, 2002)

Анализ результатов выборов показывает, что конформистское голосование является наиболее типичным для сельских районов национальных республик, то есть для дальней этнической периферии российского пространства (Туровский, 2002).

(таблица этнического состава Н.О. по результатам переписи 2010 года) Вернуться к вопросу!

Наши рекомендации