Глава 2. Детерминанты территориальной дифференциации электорального поведения населения России на уровне регионов (Новгородская область)

Электоральное поведение граждан: понятие, формы, основные способы выявления и факторы электорального поведения

Изучению и обобщению электорального поведения посвящено огромное количество литературных источников. Это понятие широко используется в политической практике, им оперируют при анализе хода избирательных кампаний различного уровня и осуществлении мониторинга результатов выборов, оно часто встречается в названиях научных работ. Географы практически не уделяют внимания проблеме его определения, оставляя данную задачу социологам и политологам. И напрасно, поскольку результатом является потеря самостоятельности и комплексности электорально-географических исследований.

Большинство специалистов пытаются подойти к решению данного вопроса через определение более широкого понятия - "политическое поведение".

В сравнительной политологии в последние годы стал доминирующим термин "политическая система". Большинство западных политологов под политической системой подразумевают совокупность политических взаимодействий ролей и функций, существующих в обществе.

Говоря о политической системе, мы подразумеваем политическое устройство, политическую самоорганизацию общества, которые невозможно представить себе без институциональной структуры (Гаджиев, 1997).

М.Дюверже подчеркивает, что политическая система имеет отношение к комплексу институтов - власти, государственному аппарату и средствам его функционирования, а также всему тому, что с этим связано (Duverger, 1951).

Политическая система
Вход
Выход
Требование Требование Решение

Поддержка Действия


Схема 2. Политическая система по Д. Истону (D.Easton, 1953).

Любая политическая система состоит из ряда элементов, которые в наиболее обобщенном виде можно представить следующим образом:

ü политическая структура (институты и функции);

ü политические нормы (ценности);

ü политические отношения (принципы и режимы);

ü политическое сознание, включающее политическую культуру и поведение.

Политическая культура - термин, возникший относительно недавно как результат попытки классифицировать с помощью одного термина то, что раньше представало как отношение к политике, политические ценности, идеология, национальный характер, культурная среда и т.д. (Davies, Lewis, 1971).

"Политическое поведение является важнейшей внешней формой выражения места и роли политической психологии в сфере политики", - пишет А.И. Соловьев: "Именно здесь психология выступает и как механизм, и как специфический фактор человеческой активности в политической жизни" (А. И. Соловьев, 2000). Наиболее распространенной является оценка политического поведения как "любой формы участия в осуществлении власти (или противодействия её осуществлению), охватывающего участие в формальных организациях и массовых движениях, включенность в различные элементы системы или осознанную отстраненность от них, публичную манифестацию взглядов с целью воздействия на общественное мнение, политические институты или руководящие политические группы" (Ольшанский, 1995). В конечном счете, политическое поведение есть действия (или уклонение от действий) некоего субъекта в отношении политической системы.

Электоральное поведение представляет собой форму проявления политического поведения граждан по поводу делегирования ими полномочий. В.Л.Римский под электоральным поведением предлагает понимать "систему взаимосвязанных реакций, действий или бездействий граждан, осуществляемых с целью приспособления к условиям проведения политических выборов". Однако в такой трактовке электоральное поведение распространяется и на активное, и на пассивное избирательное право граждан (см. § 1.4.). Оно охватывает не только непосредственно избирателей, но и кандидатов в органы государственной власти и местного самоуправления, чиновников, политических технологов, заказчиков, исследователей и прочих лиц, от деятельности (или бездеятельности) которых зависят подготовка, организация и проведение избирательных кампаний. С точки зрения Римского, "разделение анализа электорального поведения на отдельный анализ поведения простых избирателей и анализ поведения должностных лиц, депутатов, кандидатов, других представителей элиты, не всегда позволяет раскрыть соответствующие закономерности: поведение всех социальных групп на выборах очень сильно взаимосвязано" (В.Л.Римский, 2011).

Таким образом, электоральное поведение в широком смысле слова имеет весьма сложную структуру. Оно включает и восприятие политической информации, циркулирующей в средствах массовой информации до начала избирательной кампании и непосредственно в ходе нее, и коммуникацию в межличностном общении, посвященную обсуждению тех или иных явлений в политической сфере, и размышления о собственном политическом выборе, и, собственно, участие в голосовании.

В данной дипломной работе речь пойдет в основном об электоральном поведении в узком смысле слова, т.е. о политических пристрастиях населения, которые проявляются посредством голосования на выборах. С.В.Туманов пишет: "...качество «быть избирателем», «быть частицей электората» не относится к числу свойств, имманентно присущих человеку на протяжении всей его взрослой жизни. Большинство людей живет проблемами, далекими от политической жизни страны. Качество «быть электоратом» они приобретают по мере актуализации проблемы выборов, по мере того, как в них актуализируется интерес к участию в голосовании... Термин «электорат партии» чаще всего употребляется в узком смысле этого слова и обозначает группу людей, которые на последних выборах проголосовали или вообще устойчиво голосуют за данную партию... Понятие "электорат партии" в количественном отношении фиксирует конкретный результат на конкретный момент времени" (Туманов, 2000).

Под электоральным поведением будем понимать решение (поступок, действие) отдельного человека, социальной группы или избирателей в целом о поддержке на выборах того или иного избирательного объединения или кандидата или об игнорировании выборов (абсентеизм, от англ. abstain from - воздержаться на выборах, не участвовать в голосовании).

Выделяется 3 следующие формы электорального поведения:

ü голосование за объединение/кандидата (электоральные предпочтения);

ü голосование против всех объединений/кандидатов (негативизм);

ü неучастие в голосовании (неявка на выборы, или абсентеизм). (примеч. на самом деле, существуют различные подходы к разграничению понятий "электоральное поведение" и "электоральные предпочтения". В одних случаях они понимаются как синонимы, в других электоральное поведение рассматривается в узком смысле слова - как явка или неявка на выборы (т.н. "голосование ногами"). Некоторые специалисты считают, что непосредственное отношение к выборам имеет лишь электоральное поведение, а электоральные предпочтения существуют сами по себе, "внутри" общества. Строго говоря, имеет смысл также различать электоральные предпочтения, политические предпочтения, электоральные пристрастия и политические симпатии электората).

Самостоятельную область для анализа представляет так называемое вербальное электоральное поведение, которое выявляется путем проведения опросов общественного мнения. Некорректные формулировки вопросов анкеты, низкая заинтересованность людей в ответах на них, отсутствие навыков рефлексии, недостаток политической культуры - все эти факторы отрицательным образом сказываются на достоверности получаемой информации. По мнению специалистов Центра политического консультирования Никколо М. (nikkolom.ru), "довольно часто респонденты отвечают на содержательные вопросы по шаблону или так, как, по их мнению, надо отвечать, или отвечают что попало, чтобы «отвязались»". Кроме того, социологические опросы, пожалуй, в еще большей степени, нежели выборы, подвержены фальсификациям. При научном анализе результатов опросов населения, посвященных изучению уровня популярности политических партий и кандидатов, весьма трудно отделить неангажированное социологическое исследование от того, которое выполняет определенный политический заказ. Наконец, что особенно важно, значительная часть избирателей принимает решение, за кого голосовать, только в день выборов, так сказать "над избирательным бюллетенем". "Нередко можно встретить публикации разного рода рейтингов, электоральных прогнозов, выполненных на основе замеров, сделанных за полгода и даже за год до выборов. Здесь мы сталкиваемся либо с непрофессионализмом, либо с очевидной политической ангажированностью - стремлением поднять "электоральный ветер" и направить его в сторону мнимого лидера предвыборной гонки" (Туманов, 2000).

Ключевым для любого электорального исследования является вопрос о факторах поведения избирателей. Он имеет и важное прикладное значение, определяя ту "систему координат", в которой осуществляется выбор стратегии избирательной кампании.

В западной политической науке широко распространены три основные концепции электорального поведения:

1. «Социологическая» (или социально-экономическая) теория голосований. «Социологический подход» тесно связан с выделением в обществе электоральных «расколов» (кливажей), под которыми понимается наличие дифференциации поведения избирателей по определенным критериям. В каждой стране формируется своя система расколов.

2. «Социально-психологическая теория» представляет собой своего рода модифицированную трактовку социологической модели. Принципиальных различий между ними действительно нет. Электоральное поведение также рассматривается как экспрессивное, но речь здесь идет уже не о принадлежности избирателя к социальной группе, а о механизмах его психологической привязанности к определенной партии или кандидату. При этом выделяются теория так называемой «партийной идентификации», как правило, передающейся из поколения в поколение на уровне коллективного бессознательного, и теория имиджевых выборов (когда избиратели голосуют из эмоциональных побуждений, а победу одерживает харизматичный лидер, который умеет наиболее ярко выразить и использовать испытываемые населением ощущения в избирательной кампании).

Своеобразный "конек" социально-психологической модели - эффект принятия решения о голосовании в последнюю минуту, непосредственно на избирательном участке: "Получив избирательный бюллетень, индивид на какой-то момент оказывается как бы отрезанным от внешних воздействий, наедине со своей совестью. Между тем его изолированность в действительности является мнимой. Уединяясь в кабине, он вносит в нее с собой весь груз влияний, которым подвергался и на протяжении долгих лет социализации и в ходе интенсивной избирательной кампании" (Галкин, 2008).

Главный недостаток двух рассмотренных теорий электорального поведения - социологической и социально-психологической - заключается в их неспособности объяснить и предсказать эволюцию электоральных предпочтений, их динамику. Кроме того, о феномене партийной идентификации и солидарности можно говорить лишь в странах с формировавшейся политической системой и устойчивыми электоральными традициями. Классический пример такой страны - США, где республиканцы и демократы из кампании в кампанию получают стабильную поддержку определенных групп населения, обладающих устойчивыми политическими предпочтениями (красные и синие штаты в США).

3. Концепция электорального поведения - «экономическая» - говорит о том, что голосование представляет собой индивидуальное, рациональное по своей сути решение избирателя о поддержке на выборах определенной политической силы. Фундаментальные положения данной концепции о "сравнительной выгоде для избирателя голосования за ту или иную партию или кандидата" и о "зависимости состояния экономики и результатов выборов" были разработаны в работах Э.Даунса "Экономическая теория демократии" и М.Фиорины "Ретроспективное голосование на национальных выборах в Америке" (Downs, 1957; Fiorina, 1981). В соответствии с рационально- инструментальной моделью, избиратель голосует:

исходя из оценки уровня и качества своей жизни (т.н. эгоцентрическое голосование) либо основываясь на особенностях социально-экономической ситуации в стране или регионе (социотропное голосование):

анализируя текущее благосостояние, то, "что уже сделано" правящей партией или кандидатом (ретроспективное голосование) или исходя из своих ожиданий по поводу того, "чего сможет добиться инкумбент (кандидат на выборную должность) в будущем" (перспективное голосование).

В исследованиях мотивации электорального поведения существует также "теория коммуникации и информации"- направление, акцентирующее внимание на частоте и характере передачи сведений о кандидатах и партиях по каналам политической информации.

Характер и степень влияния на избирателя зависят от конкретного вида средств массовой информации. Печатные издания, радио, телевидение формируют принципиально разные - образы (вербальные, зрительные, слуховые) и используют для их создания специальные приемы, как общие для всех СМИ, так и специфические:

ü обращение, как к общепризнанным общественным авторитетам, так и к политическим, при подаче информации;

ü организация пресс-конференций, выступлений политических лидеров;

ü информирование об экспресс-опросах;

ü столкновение мнений оппонентов (дебаты);

ü организация телефонных линий с представителями политических институтов, и т.д.

Важным исследовательским объектом в рамках рассматриваемой теории коммуникации и информации является уровень политической культуры избирателей, степень их просвещенности, наличие у населения сознательного, рационального по своей сути политического выбора. Если голосование осуществляется "по наитию", а избиратель не утруждает себя анализом политических программ и практической деятельности кандидатов (или просто не в состоянии его осуществить), манипулятивные возможности средств массовой информации возрастают на порядок.

Ни одна из рассмотренных концепций электорального поведения не претендует на то, чтобы считаться единственно верной и адекватной, и не в состоянии в одиночку объяснить поведение избирателя. Экономический подход помогает лучше понять динамику электоральных предпочтений, создавая основу для теоретического синтеза, но не способен истолковать сам факт голосования. Поэтому речь должна идти не о трех, а в каких-то случаях четырех, независимо существующих концепциях, а о некоторых системах их взаимозависимости между собой.

В. А. Колосов в классической работе "Политическая география: проблемы и методы" условно выделял 4 группы факторов, влияющих на результаты выборов (у автора - "факторы территориальной расстановки партийно-политических сил"):

ü порайонные социально-экономические различия;

ü историко-политические традиции (политическая культура);

ü показатели, описывающие территориально-организационную структурумассовых политических организаций;

ü показатели, касающиеся региональных особенностей активности политических организаций в данный период, популярности и авторитетности местных лидеров, политической обстановки в районе (Колосов, 1988).

Приведенная классификация интересна тем, что, несмотря на емкость, она в то же время охватывает всю совокупность разноуровневых факторов различного типа и их генезиса, влияющих на электоральное поведение населения.

Е.Ю.Мелешкина анализирует влияние на электоральное поведение российских избирателей:

ü жизненные позиции (отражают т.н. социальные онтологии, общее отношение человека к миру и действительности): пессимиста или оптимиста, прогрессиста либо консерватора и т.д.;

ü социально-статусные установки, или диспозиции (формируются под воздействием социетальных размежеваний);

ü идеологические предпочтения (попытки рационального обоснования социально-статусных диспозиций, определяемые также условиями политической социализации личности, типом политической культуры);

ü субъективные мнения и суждения (возникают под влиянием краткосрочных факторов, как эмоциональная реакция на них) (Мелешкина, 2006).

Специалисты Центра политического консультирования Никколо М. анализируют наиболее распространенные мотивы голосований за кандидата, выделенные рядом английских исследователей (nikkolom.ru):

ü идеологическая ориентация:

ü партийная принадлежность - "та призма, сквозь которую воспринимаются личность политика, его программа действий и ситуация, в которой он действует";

При этом имидж партии определяется либо неосознанно перенесенной на нее оценкой той «эпохи», когда ее лидеры определяли внутреннюю и внешнюю политику, либо имиджем видных, известных всей нации деятелей партии.

ü политическая платформа кандидата, его позиции по актуальным социально-политическим вопросам, конкретные результаты деятельности политика во время его пребывания на посту;

Для нас важно отметить, что в отсутствие чрезвычайных ситуаций (войн, международных кризисов, скандалов и т.п.) наибольшее влияние на оценку деятельности политического лидера или его программы оказывает состояние национальной экономики.

ü симпатии к личности кандидата, его имиджу:

Влияние этого фактора особенно рельефно проявляется на президентских выборах в феномене так называемого «отклоняющегося голосования», когда личность кандидата настолько импонирует избирателям, что они голосуют за него вопреки партийной приверженности.

ü прочие факторы, определяющие электоральный выбор.

Каждый из названных мотивов оказывает некоторое влияние на поведение электората, а для какой-то его части имеет определяющее значение. При этом соотношение между мотивами носит динамический характер, формируя различные модели электорального поведения.

Соответственно, можно выделить следующие чистые типы избирателей: партийный, эгоцентрический экономический, социотропный экономический и избиратель группы интересов, ориентирующийся по групповым лидерам. Поскольку разные группы и слои общества имеют различные мотивационные профили, результат выборов зависит от «равнодействующей» всех групп.

Кроме того, нужно отметить, что реальный электоральный ландшафт включает в себя административную составляющую как естественный компонент, тесно связанный с другими (политической культурой, социально-экономическим положением и др.) и наряду с ними имеющий свои пространственные закономерности.

Наши рекомендации