Типы, виды, методы и средства политики.
Типы политики:
1.По сферам жизни:
А.Социальная
Обеспечение всеобщей доступности соц благ(в области здравоохранения, образования, пенсионная полит, регулирование доходов, демографическая полит).
Б.Экономич
В области промышленности, аграрная политика, финанс полит, бюджет полит, налоговая полит.
В. В культ сфере
В области кино, театра, СМИ, библиотеч дела, в обл музейного дела.
2. По объектам применения:
-национальная;-молодежная;-женская.
3. По субъектам примен:
-государственная, муницип;-региональная;-междунар;-полит партий;-полит презид.
4. По методам деят-ти:
-сбалансир;-волюнтаристская(воля);-открытая(публич);-закрытая(кулуарная).
Методы политики-способы, приемы воздействия, кот использует субъект с целью добиться повиновения объекта.
Средства- конкретные факторы влияния субъектов полит на объект (деньги,знания,пропаганда).
Классификация методов:
1. По характеру использованных средств:
· насильственный (гос террор)
· ненасильственный (переговоры).
2. По характеру политрежима:
· авторитарный (отсутствие контроля со стороны граждан),
· тоталитарный (полный контроль государства над обществом);
· демократический(согласно мнениям и интересам)
3. По характеру отношений к субъекту:
· принуждение (вопреки согласию объекта):бывает физический – штрафы и психологический –манипулирование(скрытое управление политическим сознанием людей, с целью вынудить их действовать или бездействовать вопреки собственным интересам) и популизм (метод полит деятельности, основанный на стремление обратить на себя внимание, снискать уважение в обществе благодаря необычным обещаниям и заявлениям)
· убеждение (побудительные приемы и способы для достижения необходимого поведения объекта, который оставляет право выбора).
Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.
Целостность общественного развития достигается при взаимодействии политики с другими сферами жизнедеятельности человека, в которых он удовлетворяет свои потребности
Мораль и политика являются одними из ранних социальных регуляторов общественной жизни , мораль и политика относятся к нормативным регуляторам жизнедеятельности индивидов
Практический опыт показывает, что в политике, как и в любом другой сфере общественной жизни, процесс реализации интересов изначально связан с моральным выбором человека. Политика изначально соединяет в себе две различные системы координат в отношениях человека с государственной властью: пользы и нравственности. Конечно, моральность политики - величина относительная. В стабильных демократических режимах мораль является одним из важнейших источников взаимно уважительного диалога правящих групп и общества. Аморальная политика является прямым поощрением и выражением диктатуры, насилия над личностью, фашизма.
Выдержать необходимый баланс между политическими и моральными критериями весьма непросто. И чаще всего это удается людям, имеющим непосредственный опыт разностороннего политического участия с крепкими нравственными устоями.
ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА.
Экономика выступает важным фактором, определяющим политическую жизнь. По мнению К Маркса, «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». Иначе говоря, политика лишается самостоятельности, является лишь отражением производственных отношений. Так, Ф. Энгельс замечал, что «политическая власть является лишь порождением экономической власти». Широко известна ленинская формула о том, что «политика есть концентрированное выражение экономики». Более взвешенным и реалистичным представляется подход сторонников «теории развития», рассматривающих действительную динамику политических изменений посредством анализа всех переменных (экономических, социальных, культурных, идеологических факторов), влияющих на политическую жизнь и на собственно политическое развитие.
Политика, как правило, вмешивается в экономику. Зависит от типа политического режима:
- тоталитарный (полное вмешательство)
- либеральный (экономика свободно развивается)
- неолибиральный (экономика управляема)
Например, сегодня в России без помощи Президента и правительства в принципе невозможно установить режим хозяйственной конкуренции, утверждение рыночных отношений, развитие предпринимательства, т. е. всего того, что составляет суть экономической реформы. В то же время оппозиция также пытается использовать материальную силу государства, но не для поощрения, а для воспрепятствования этим тенденциям, для возврата к идеалам «плановой экономики». И от того, удастся ли исполнительной власти отстоять курс на реформы или же она не устоит перед натиском политических оппонентов, и будет зависеть характер политического воздействия на экономику. Политика и экономика связаны не непосредственно, а - опосредствованно - через социальные отношения.
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Д.б. вместе. Право должно ограничивать политику и действия политиков. Правовое государство — тогда, когда любая деятельность осущ-ся в рамках закона. Право определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур, выступая, таким образом, одной из важных предпосылок легитимизации политическою режима. Конечно, в конкретных политических системах отношения между политикой и правом.