Анализ внутренней среды бизнеса

Получив данные о факторах, представляющих опасность или открывающих новые возможности для предприятия в результате анализа внешней среды, необходимо оценить внутреннюю среду предприятия, т.е. выяснить, обладает ли предприятие внутренним потенциалом, чтобы воспользоваться предоставляемыми возможностями или защититься от реальных опасностей внешней среды.
Кроме того, анализ внутренней среды может проводиться для сравнения позиции Вашего предприятия с позицией ближайших конкурентов.

№ п/п Факторы внутренней среды Составляющие элементы
Организационный Коммуникационные процессы внутри организации Организационные структуры Нормы, правила и процедуры Распределение прав, обязанностей и ответственности Иерархия подчинения и т.п.
Кадровый Взаимодействие менеджеров и рабочих Наем, обучение и продвижение кадров Оценка результатов труда и стимулирование Корпоративная культура Создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
Маркетинговый Доля рынка и конкурентоспособность Продуктовая стратегия, стратегия ценообразования Стратегия продвижения продукта на рынке Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов Выбор рынков сбыта и систем распределения и т.п.
Финансовый Поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности Создание инвестиционных возможностей и т.п.
Стратегический Экономичность Конкурентоспособность Внедрение нововведений.
Производственный Изготовление продукта Снабжение и ведение складского хозяйства Обслуживание технологического парка Осуществление НИР и т.п.


Выявив сильные и слабые стороны Вашего предприятия (согласно факторам внутренней среды), Вы можете определить «узкие места», проблемы Вашего бизнеса и решить – на что в первую очередь обратить внимание.

Метод SWOT-анализа

После анализа внутренней и внешней среды бизнеса необходимо сопоставить полученные данные и свести их воедино. Для этого можно использовать метод SWOT-анализа, который позволяет получить общую картину действительности.
Аббревиатура SWOT:
S – strengths – сильные стороны;
W – weaknesses – слабые стороны;
O – opportunities – возможности;
T – threats – угрозы.

Таким образом, метод SWOT-анализа выявляет в потенциале:
- силы предприятия (S) (например, то, в чем предприятие преуспело);
- слабости предприятия (W) (например, то, что у предприятия никак не получается);
- возможности (О), предоставляемые предприятию внешней средой (например, нечто, дающее предприятию шанс сделать что-то новое);
- угрозы (Т) для предприятия со стороны внешней среды (например, то, что может нанести вред предприятию).

Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (например, более качественный товар, прогрессивная технология, известность товарной марки).

Возможности могут состоять, например, в уходе с рынка конкурента, в появлении большого числа новых потребителей, строительстве шоссе рядом с предприятием и т.д.

Слабость может заключаться в низкой квалификации сотрудников, недостатке патентов, низком технологическом уровне, невыгодном географическом положении и т.д. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать предприятие уязвимым.

Угрозы могут состоять в несанкционированном копировании уникальных разработок предприятия, появлении новых конкурентов или товаров-заменителей и т.п.

Анализ возможных ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа.

Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах – состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два уровня состояния: возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; силы и слабости потенциала предприятия. На пересечении 2х2 получается четыре поля, в результате складываются следующие группы ситуаций: 1. Поле SO – «сила – возможности» - отмечают те сильные стороны потенциала предприятия, которые обеспечивают ему использование представившихся возможностей;
2. Поле ST – «сила - угрозы» - относят те слабые стороны потенциала предприятия, которые не дают шанса использовать представившиеся возможности;
3. Поле WT – «слабость - угрозы» - наихудшее сочетание для предприятия. Снижение угроз возможно только разработкой стратегий развития своего потенциала;
4. Поле WO – «слабость - возможности» - необходимо определить либо целесообразность поиска стратегий развития предприятия, либо целесообразность использования возможностей при наличии указанных слабых сторон предприятия.

Матрица SWOT - анализа

  Внешняя среда предприятия
Возможности (O) Угрозы (Т)
Внутренняя среда предприятия Cила (S) Поле SO Поле ST
Слабость (W) Поле WO Поле WT


Выбирая стратегию, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент.

Наши рекомендации