Тема 3. Участие граждан в решении вопросов местного значения
Формы участия граждан в решении вопросов местного значения
Права граждан РФ на осуществление местного самоуправления и формы их участия в решении вопросов местного значения
Согласно ст. 3 Конституции РФ, носителем суверенитета единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет власть в следующих формах:
Непосредственная демократия | Представительная демократия | |
через органы государственной власти | через органы местного самоуправления | |
Эта форма подразумевает прямое волеизъявление народа по вопросам государственной или общественной жизни. Высшая форма непосредственного выражения власти народа – референдум и свободные выборы. Данная форма имеет юридически значимый результат (общеобязательность решения, право депутатов на осуществление своих обязанностей). Возможны и другие формы, не имеющие столь значимых последствий (собрания, митинги, шествия, обращения, всенародные обсуждения законопроектов и др.). | Решение многих вопросов невозможно без участия специалистов в той или иной области, поэтому обычно власть от имени народа осуществляют государственные органы. Это относится не только к законодательной ветви. Исполнительная и судебная власть также связаны волей народа, определяющей их деятельность. | Действие этой формы охватывает сферу местного самоуправления. Управленческая деятельность здесь обладает определенной спецификой, в связи с тем, что на местном уровне решаются вопросы местного значения, которые представляются незначительными по сравнению с общегосударственными. В то же время, эти вопросы наиболее близко соприкасается с народом и их решение нередко представляется населению даже более значимым, близким и важным, чем решение многих глобальных общегосударственных и мировых проблем. |
Формами участия граждан РФ в решении вопросов местного значения выступают участие в местном референдуме, муниципальных выборах, общих собраниях (сходах), конференциях граждан и территориальном общественном самоуправлении.
Формы осуществления непосредственной демократии
В Российской Федерации
Непосредственная демократия в законах Российской Федерации закреплена в форме референдума и свободных выборов.
Референдум – всенародное голосование граждан по законопроектам, законам и другим вопросам государственного значения.
В соответствии с федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», референдум является высшим непосредственным выражением власти народа. Закон содержит ограничения на проведение референдума по общегосударственным вопросам в условиях военного или чрезвычайного положения и на вынесение на голосование ряда вопросов (например, о налогах).
Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом избирательных действиях и действиях по подготовке референдума, а по достижении установленного законами возраста – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) имеют все граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Исключение составляют граждане, признанные судом недееспособными, а также находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
В ряде случаев могут устанавливаться возрастные и иные ограничения для реализациипассивного избирательного права (например, Президентом РФ может быть избрано лицо, достигшее 35 лет при условии постоянного проживания на территории РФ в течение 10 лет).
Граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и каждый имеет один голос. В соответствии с этим осуществляется так называемая «нарезка избирательных округов» с примерно равным числом избирателей в каждом округе, обеспечивается возможность голосования в отдаленных местах.
Прямое избирательное право означает непосредственное участие каждого избирателя в голосовании и выборах. Гражданин должен лично прийти на избирательный участок, а передача права голоса другим лицам не допускается.
Голосование на выборах тайное. При голосовании на избирательном участке заполнение избирательного бюллетеня осуществляется в закрытой кабине, что обеспечивает свободу выбора и исключает контроль за волеизъявлением лица.
В соответствии с принципом добровольности и свободного характера выборов и голосования никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах или референдуме, а также на его свободное волеизъявление. В отличие от Российской Федерации, где существует принцип добровольности и свободного характера выборов и голосования, в ряде стран, например, в Бельгии, избиратель, не принявший участие в голосовании, должен уплатить определенную денежную сумму в доход государства.
Все мероприятия по подготовке и проведению выборов, референдума, подсчету голосов, установлению итогов голосования, определению результатов выборов и референдума осуществляются открыто и гласно под контролем независимых наблюдателей и всех заинтересованных лиц и с официальным опубликованием для всеобщего ознакомления отчетов обо всех значимых событиях.