Прямое участие граждан в решении вопросов государственного и местного значения путем выборов, референдумов, собраний, сходов, всенародного обсуждения – это

А) социалистическая демократия В) элитарная демократия
Б) непосредственная демократия Г) представительная демократия

14. Избирательная система, при которой мандаты распределяются между партиями, избирательными объединениями пропорционально поданному за них числу голосов:

А) свободная В) пропорциональная
Б) мажоритарная Г) плюральная

15. Какая из приведенных ниже характеристик соответствует патриархальному типу политической культуры:

А) прямая передача политического опыта от старшего поколения к молодому В) ориентации на местные ценности – общину, род, клан, племя и т.д.
Б) в политике участвуют только лица старшего возраста (патриархалы) Г) почтительное отношение к старшим

16. Абсентеизм – это:

А) идея безвластия, безгосударственного устройства общества В) форма правления, при котором верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства и передается по наследству
Б) исключительные политические качества лидера Г) форма уклонения избирателей от участия в голосовании

17. Непосредственное приобретение политических знаний и установок представляет собой содержание процесса:

А) косвенной социализации В) непосредственной социализации
Б) прямой социализации Г) опосредованной социализации

Сторонники какой политической идеологии абсолютизировали принцип «государство – ночной сторож»?

А) анархизм В) консерватизм
Б) либерализм Г) социализм

19. Ученый, разработавший экономические основы политического либерализма:

А) У. Годвин В) К. Маркс
Б) Д. Локк Г) А. Смит

20. Президент Российской Федерации избирается сроком на:

А) 7 лет В) 4 года
Б) 5 лет Г) 3 года

21. Федерация – это:

А) союз суверенных государств, созданный для осуществления конкретных совместных целей В) союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий
Б) единая политическая организация, состоящая из административно-территориальных единиц Г) крупное государство, имеющее обширные колонии

Какое суждение является правильным?

А) все партии делятся только по классовому признаку В) все партии имеют своей целью борьбу за государственную власть
Б) каждая партия имеет свою программу и устав Г) все партии имеют индивидуальное финансированное членство


Примерная тематика рефератов, эссе, докладов

Темы докладов и рефератов

  1. «Идеальные государства» Платона, Аристотеля и Цицерона.
  2. Т.Гоббс о власти и формах государства.
  3. Проблема разделения властей в теоретическом наследии Ш.-Л. Монтескье.
  4. Современные теории власти.
  5. Концепция легитимного господства М.Вебера.
  6. Способы легитимизации власти в современной России.
  7. Специфика политической власти.
  8. Сила, авторитет и принуждение в структуре власти.
  9. Системный анализ в политической науке.
  10. Сравнительный анализ концептуальных моделей политических систем Д. Истона и Г. Алмонда.
  11. Федерализм в современном мире.
  12. Теории федерализма.
  13. Российская модель Федерализма.
  14. Современные монархии.
  15. Проблемы становления и развития правового государства в России.
  16. Права человека и формирование правового государства в России.
  17. Коалиционная политика российских партий.
  18. Партийная система современного российского общества.
  19. Античная и современная демократии: сравнительный анализ.
  20. Теория полиархии Р. Даля.
  21. Демократия с позиции рационального выбора.
  22. Роль политической культуры в политической системе общества.
  23. Политическая культура эпохи постмодерна.
  24. Особенности политической культуры тоталитарного общества.
  25. Политическая культура современной российской молодежи.
  26. Политический портрет известного деятеля.

6.5. Методические указания по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа заключается:

- в самостоятельной подготовке студента к лекции – чтение конспекта предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. В начале лекции проводится устный или письменный экспресс-опрос студентов по содержанию предыдущей лекции;

- в подготовке к практическим занятиям по основным и дополнительным источникам литературы;

- в выполнении домашних заданий;

- в самостоятельном изучении отдельных тем или вопросов по учебникам или учебным пособиям;

- в выполнении контрольных мероприятий по дисциплине;

- в подготовке рефератов

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Тема 1.Политология как наука

1. Идейные истоки политологии, зарождение политической науки.

2. Назовите различные подходы к определению предмета политологии.

3.Политология в системе профессиональной подготовки специалистов.

4. Логические, теоретические и эмпирические методы в политической науке.

5. Перечислите основные парадигмы политологии.

6. Политика как общественное явление.

Тема 2. Власть как социальный феномен

1.Дайте сущностные характеристики политической власти. Отличия от других видов власти.

2. Перечислите различные трактовки власти (телеологическая, реляционистская, системная, структурно-функциональная, бихевиористская).

3. Что такое объект, субъект, ресурсы, механизм властвования?

4. Каков механизм осуществления политической власти?

5. Легитимность и эффективность власти как два основных фактора функционирования власти.

Тема 3. Человеческое измерение политики.

1. Каким должно быть соотношение морали и политики, на Ваш взгляд? Аргументируйте свою позицию.

2. Существует ли у политики и морали функциональная общность?

3. Считаете ли Вы, что в политике при достижении благой цели оправданы любые средства?

4. Раскройте суть идей прав человека в Античности и Средневековье.

5. Что представляет из себя либеральная трактовка прав человека?

6. Каковы важнейшие права личности и в чем выражается проблема их реализации в современном мире?

7. Универсальны ли права человека?

8. Как осуществляются права человека в международной политике?

Тема 4. Политическая система и ее функционирование

1. Дайте определение политической системы Д. Истона. Раскройте сущность «черного ящика».

2. Определите понятие окружающей среды.

3. Кибернетическая модель Г.Алмонда. Функции «входа» и «выхода» политической системы.

4. Какова суть классификации политических систем Г.Алмонда.

5. Политический режим как способ функционирования политической системы.

6. Типология Линца, линейная типология.

7. Существует ли проблема «рецидива» тоталитаризма? В чем она заключается?

8. Демократия как ценность.

Тема 5. Избирательные системы.

1. Какую роль играют выборы в демократической политической системе?

2. Перечислите функции выборов в условиях демократии.

3. Что такое избирательная система?

4. Чем различаются пропорциональная и мажоритарная системы? Каковы их достоинства и недостатки? Какие разновидности этих систем существуют в современном мире?

5. Основная проблема при выборе избирательной системы состоит в определении того, какое правительство лучше: более сильное или более представительное? Что Вы думаете на этот счет?

6. В чем отличие избирательной процедуры от избирательной кампании?

7. Что такое референдум (плебисцит)? Чем он отличается от обычных выборов?

8. Какие недостатки и отрицательные явления Вы видите в нынешней избирательной системе? Каким образом их можно устранить?

9. Что представляют из себя PR- технологии?

Тема 6. Политическая культура и социализация.

1. Дайте определение политической культуры Г.Алмонда. Перечислите сновные элементы культуры.

2. Существует ли противостояние культур Востока и Запада.

3. Чем характеризуются патриархальная и подданнические типы культуры.

4. Раскройте культуру политического участия – культуру демократии.

5. «Гражданская культура» Г.Алмонда.

6. Перечислите четыре ступени социализации.

7. какова на Ваш взгляд роль ВУЗа в политической социализации студентов.

Тема 7. Политическая идеология.

1. Перечислите уровни политического сознания. Что такое аттитюды.

2. Раскройте суть политической идентификации.

3. Кто определил идеологию как «ложное сознание»?

4. Классические направления в идеологии (консерватизм, либерализм, социализм).

5. Перечислите представителей русского либерализма.

6. Каковы идеологические ориентации молодежи?

Тема 8. Государство как механизм функционирования политической власти.

1. Раскройте содержание марксисткой теории возникновения государства.

2. Теория общественного договора. Особенности возникновения российской государственности.

3. Различия между парламентской и президентской республиками.

4. Унитаризм и федерализм. Проблемы российского федерализма.

5. Почему конфедерация является недолговечным государственным образованием.

Тема 9. Политические партии, общественно-политические организации, партийные системы.

1. Какова роль партии в механизме политической власти.

2. История становления политических партий.

3. Типология партий М.Дюверже. Новый вид партий – «картели-хватай-всех».

4. Преимущества двухпартийной и многопартийной систем.

5. Становление российской многопартийности и возможность превращения в двухпартийную систему.

Тема 10. Политическое развитие и модернизация.

1. Как соотносятся понятия «политическое развитие» и «политическая модернизация»?

2. Дайте характеристику основных критериев политического развития.

3. Какова сущность теории модернизации?

4. Каковы основные этапы эволюции теории политической модернизации и как они связаны с историческим развитием мирового сообщества?

5. В чем заключаются особенности либеральной и консервативной моделей осуществления политической модернизации?

6. Анализируя опыт политических реформ в России, странах Восточной Европы и Китае, выясните, какие факторы определяют выбор политической модернизации и в какой степени от него зависит успех переходного процесса?

7. Рассмотрите специфику переходного периода в современной России (эволюцию государства, политического режима, социальной структуры, партийной системы).

8. В какие исторические периоды наблюдались волны демократизации?

9. В чем специфика третьей волны демократизации?

Тема 11. Политический процесс.

1. Что такое политический процесс?

2. Назовите основные интерпретации политического процесса и раскройте его структуру.

3. В чем проявляется взаимодействие политической системы и политического процесса?

4. Каковы основные стадии политического процесса?

5. Дайте характеристику основных типов политического процесса.

6. Какие политические процессы оказывают наиболее глубокое воздействие на общество и в чем оно проявляется?

7. В чем заключаются особенности политического процесса в России?

Тема 12. Политическое решение.

1. Какова сущность политического решения?

2. Какие предварительные условия необходимы для подготовки и принятия политического решения?

3. В каких условиях возникает проблема, требующая принятия политического решения?

4. Опишите этапы принятия политического решения.

5. Какие факторы влияют на объективность и оптимальность политического решения?

6. Что представляет собой рационально-универсальный метод политического решения?

7. Когда и в каких целях применяется метод последовательных ограничений (метод ветвей)?

8. В чем сущность смешанно-сканирующего метода?

9. Какова конечная цель принимаемого решения?

10. Каковы механизмы реализации решения?

Тема 13. Политический конфликт.

1. Какова сущность конфликта? Какие типы и виды конфликтов Вы знаете?

2. В чем специфика политического конфликта?

3. Охарактеризуйте конфликт как фактор стабильности общества на примере теории конфликта Р.Дарендорфа.

4. На материале российской истории проанализируйте этапы вызревания и проявления внутриполитических кризисов.

5. Каковы основные функции конфликта?

6. Какие этапы (стадии) проходит политический конфликт?

7. Что означает управление конфликтом и какие задачи оно решает?

8. Охарактеризуйте основные способы предотвращения конфликтов.

9. Проанализируйте механизмы формирования демократического консенсуса в переходном обществе.

10. Раскройте содержание политических средств, форм, методов и путей разрешения межнациональных конфликтов.

Тема 14. Национальный интерес и национальная политика.

1. Дайте определение национальной политики, укажите ее основные черты.

2. Как решается национальный вопрос и проводится национальная политика в условиях различных общественных систем?

3. Раскройте сущность основных проблем межнациональных отношений в рамках федерации.

4. Дайте определение и укажите основные черты государственного интереса.

5. В чем совпадение и расхождение национального и государственного интересов?

6. В чем заключаются национальные интересы современной России?

7. Как решается национальный вопрос в Российской Федерации?

Промежуточный контроль

Промежуточный контроль проводится в виде устного зачета или зачетного теста (по всему курсу, включая темы, изученные самостоятельно) в 3 семестре. Максимальный балл за устный ответ или тест на зачете составляет 40 баллов.

Допуск к зачету – выполнение контрольных мероприятий 1-9. Рейтинговая оценка по дисциплине ставится на основании устного ответа, а также учета баллов текущего контроля.

Промежуточный контроль в форме устного зачета

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Политология как наука: предмет, методы, функции, основные категории и парадигмы.

2. Политика как общественное явление.

3. Политические и социологические трактовки власти, типология.

4. Политическая власть: субъект, объект, источники, ресурсы и механизм властвования.

5. Легитимность и эффективность власти как два основных фактора функционирования власти, типы легитимности. Легитимность власти в России.

6. Понятие, структура и функции политической системы.

7. Теории и типологии политических систем.

8. Понятие и принципы правового государства. Проблема становления правового государства в РФ.

9. Государство как институт политической системы: природа, основные функции, типология.

10. Понятие и признаки гражданского общества, проблемы формирования гражданского общества в РФ.

11. Политический режим: понятие, основные компоненты, классификация.

12. Общая характеристика тоталитарного политического режима.

13. Общая характеристика демократического политического режима.

14. Демократия как социально-политическое явление, основные модели демократии.

15. Сравнительная характеристика прямой и представительной демократии.

16. Политический партии: сущность, генезис, функции.

17. Структура и классификации политических партий.

18. Партийные системы, их типология, особенности партийной системы РФ.

19. Общественные движения и оранизации: природа, специфика, классификация.

20. Заинтересованные группы: сущность, отличие от партий, классификация.

21. Понятие, признаки и функции политической элиты.

22. Типы политических элит и методы ее воспроизводства. Особенности российской политической элиты.

23. Основные теории политических элит.

24.Политическое лидерство: сущность, функции, основные теории.

25. Лидер и власть, типология лидерства.

26. Бюрократия и борьба с бюрократизмом.

27. Федерализм: понятие, основные принципы, проблемы российского федерализма.

28. Политическая культура общества: сущность, компоненты, функции.

29. Типы политической культуры, особенности политической культуры России.

30. Политическая социализация: механизмы и посредники.

31. Политическое поведение и его формы.

32. Структура, функции, и уровни политической идеологии.

33. Консервативное направление в политической мысли.

34. Либеральное направление в политической мысли.

35. Идеология социализма.

36. Политический конфликт: понятие, источники, функции.

37. Стадии и типология политического конфликта.

38. Политический кризис и его разновидности, методы решения политических конфликтов и кризисов.

39. Политическая модернизация: сущность, критерии, типы. Понятие «третьей волны» демократизации.

40. Сущность и процесс принятия политического решения.

41. «Гражданская культура» Г.Алмонда.

42. Избирательные системы: понятие, сущность и принципы функционирования, основные виды.

43. Форма правления: понятие, виды, особенности.

44. Форма государственного устройства: понятие, виды, особенности.

45. Социальная стратификация: сущность, типологии.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Политология: Учеб./Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2009. Рек. УМО

2. Политология: Учеб./Под ред. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана. 2008. Рек. МО

3. Политология: Учеб./Под ред. А.Ю.Мельвиль. – М.6 Проспект, 2010. РМО

4. Мухаев, Р.Т. Политология: Учеб.- М.: Юнити-Дана, 2010. Рек. МО

5. Козырев, Г.И. Политология: учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2010. РМО

Дополнительная литература

  1. Политология: учебное пособие/А.Г. Аникевич, Е. И. Камышев, М.Н. Ненин и др. Под редакцией А.Г. Аникевича – Красноярск, СФУ, 2010. – 226 с. (В т.ч. электронный вариант).
  2. Горелов А.А. Политология: Учебник / А.А. Горелов. – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 311с.
  3. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – 2-е изд. – М.: Приор, 2007. – 428с.
  4. Панарин А.С. Политология: Учебник / А.С. Панарин; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2003. – 440с.
  5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учеб. для вузов /А.И. Соловьев. – М.: Аспект-Пресс, 2008.– 559с.
  6. Политология: Учеб. пособие для вузов по техн. спец. /Б.И. Кретов, Н.И. Азаров, Г.С. Андрияш и др.; Под ред. Б.И. Кретова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 303с.
  7. Самыгин С.И. Политология для технических вузов: Учеб. пособие для вузов /С.И. Самыгин, П.С. Самыгин. – 2-е изд. – Ростов на /Д.: Феникс, 2006. – 383с.
  8. Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. Учебное пособие. –М.: Издательство «Щит-М», 2004.-368с.
  9. Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации: Курс лекций. -3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 768с.
  10. Желтов В.В. Основы политологии / Серия «Высшее образование». – Ростов на/Д.: «Феникс», 2004. -544с.
  11. Ильин М.В. Сравнительная политология: научная компаративистика в системе политического знания //Полис: Полит. Исслед. – 2001. -№4-с. 62-75.
  12. Исследование. А.А. Маслов, перевод П.С. Попов. Конфуций. Суждения и беседы / Серия «Путь мастера» - Ростов на/Д: «Феникс», 2004. – 304с.
  13. Капустин Б.Г. Что такое консерватизм? // Свободная мысль. – XXI – 2004. - №2-с. 44-53.
  14. Красин Ю.А. Российская демократия: коридор возможностей // Полис: Полит. Исслед. – 2004. - №6 с.125-135.
  15. Кропоткин П. Анархия, ее философия, ее идеал: Сочинения – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 864с.
  16. Макиавелли Н. Государь /Пер. с итал. К.А. Тананушко. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 704с.
  17. Макорта Г.А. Политология в вопросах и ответах: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 224с.
  18. Мораль в политике. Хрестоматия / Пер. с фр., Англ., нем., исп., чешск. Составление и общая редакция Б.К. Капустина. – М.: КДУ: Изд-во МГУ, 2004. – 480с.
  19. Муфф Ш. Витгенштейн. Политическая теория и демократия: Пер. с англ. // Логос. – 2003. - №4/5. – С. 153-165.
  20. Пляйс Я.А. Диалектика взаимодействия политических и партийных систем // Полис: Полит. Исслед. – 2004. - №6-с.103-104.
  21. Стур Д.Д. Открывая демократию заново. Пер. с англ. /Полис: Полит. исслед.-2003.-№6. – С.39-49.
  22. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Пер. с англ. / Э. Тоффлер. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 669с.
  23. Фукуяма Ф. Великий разрыв / Ф. Фукуяма; Пер. с англ. Под общ. ред. А.В. Александровой. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 474с.
  24. Чилкот Рональд Х. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы /Пер. с англ. – М. ИНФРА – М., издательство «Весь Мир», 2001. – 560с.
  25. Журналы «Полис» и «Свободная мысль».

Журнал «Политические исследования» http://www.politstudies.ru

Журнал «Мировая экономика и международные отношения» http://www.politstudies.ru/friends/index.htm

Журнал «Социологические исследования» http://www.isras.ru

Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ) http://www.wciom.ru

Фонд эффективной политики (ФЭП) http://www.fep.ru/

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) http://www.fom.ru/

Центр политических исследований «Индем» http://www.indem.ru/

Международный фонд избирательных систем http://www.ifes.ru/

Политические партии и их лидеры http://www.panorama.org

Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН http://www.inion.ru/

Университетская информационная система «Россия» http://www.cir.ru

Электронная библиотека http://www.e-library.ru/

Публичная Интернет-библиотека http://www.public.ru

Электронная библиотека http://www.auditorium.ru/

The National Democratic Institute http://www.ndi.org/

Electoral Studies http://www.psci.unt.edu/es

Party Politics http://www.partypolitics.org/

Political Science Resources http://www.newschool.edu/library/polsci.htm

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийные средства и другая техника для презентаций учебного материала, слайды, фрагменты учебных фильмов.

Наши рекомендации