Билет № 11. Внешние и внутренние функции Российского государства

Функции государства – основные направления его деятельности в тот или иной исторический период

Признаки функций государства:

v устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах жихни общества

v непосредственная связь между сущностью гос-ва и его соц назначением, которая реализуется в функционировании государства

v направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей

v особые формы реализации функций гос-ва, обуслоленные применением спец метов управления, в том числе властно-принудительных.

(по проявлению)

- Внутренние

ð Политические – содержание их составляет обеспечение народовластия

законодательная – принятие правовых норм;

исполнительная – реализация законов специально созданными государственными органами; правоохранительная

судебная – для разрешения споров между субъектами властеотношений, субъектами властеотношений и гражданами, между гражданами.

Ø реализация волеизъявления народа в форме законотворчества и в иных гос решениях

Ø обеспечение гос суверенитета, определение правового положения конкретных территорий

Ø официальное представительство общества.

Функция гос в политической сфере имеет своей направленностью создание жизнеспособного демократического общества.

ð Экономические – зависит от того, осуществляется ли она в условиях распределительной или рыночной экономики.

При распределительной – гос-во монопольно регулирует экономические отноешния, непосредственно определяя объемы производства, товарообороты.

При рыночной – свобода предпринимательской деятельности, многообразии форм собственности.

Меры вмешательства государства в экономику:

o выработка экономической политики в масштабе общества

o управление предприятиями и организациями, составляющими гос собственность.

o установление правовых основ рынка и ценовой политики

o регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством своего эконом суверенитета.

ð Идеологические (духовные) –

поддержка моральных ценностей (семья / материнство / развитие культуры)

поддержка патриотизма

борьба за здоровый образ жизни – пропаганда (одновременно экономическая)

ограничение деятельности СМИ

Þ социальная функция – главная идея – обеспечение общественного благополучия, то есть достойной жизни и развития каждого человека.

Þ экологическая функция

Внешние

Þ интеграция в мировую экономику основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Играет огромную роль в сохранении мирового правопорядка и установлении стабильных отношений между государствами. Принципы интерграции:

- суверенитет государства над его природными ресурсами

- свобода выбора форм интеграционных связей

- равенство и взаимовыгодное сотрудничество

Þ оборона – данная функция основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающие требованиям нац безопасности. Вооруженные силы нужны гос-ву для:

- защиты территориальной целостности и независимости

- выполнения межд обязательств.

Система коллективной безопасности в рамках ООН, то есть организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн.

Þ функция поддержания мирового правопорядка – предполагает создание условий для стабильного развития международного сообщества в условиях защищенности от внутренних и внешних угроз. Функция охватывает:

- деятельность по разоружению

- обеспечение сотрудничество государств в сферах: борьба с организованной преступностью

- участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов

Þ функция сотрудничества с др государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ:

v расширение функций гос-в. При это некоторые функции государства перерастают внутригос значимость и приобретают одновременно внешние аспекты

v кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено формировнаие демократической действительности

v утверждение приоритета общесоциального начала в функционировании гос-ва

**Внутренние:1)функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это деят-сть гос-ва, направленная на защиту интересов личности и общества; 2) экономич функция заключается в выработке и координации гос-вом стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме (формирование гос-вом бюджета и контроль за его расходованием; составление программ эк развития в масштабе страны; финансирование программ промышленных и научных исследований; выдача субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства, а также непосредственное хоз руководство гос сектором экономики); 3) Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете гос-вом доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в гос бюджет для удовлетворения соц и других общегос нужд. Гос-во осуществляет контроль за правильностью расходования налогов.; 4) функция соц защиты есть направление деят-ти гос-ва, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и соц защищенность личности. Его соц политика предполагает: распределение соц благ независимо от трудового вклада в цепях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, детям); гос-во выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, работу транспорта и связи; 5) экологич функция -выражается в разработке природоохранного зак-ва, с помощью чего гос-во устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обяз-ва перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия; 6) культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учр-ми и достижениями.

Внешние функции гос-ва тесно связаны с внутренними.Их выполнение обеспечивает полноправное существование гос-ва в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

Внешние - основные направления деят-сти гос на межд арене: 1) оборона страны - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита терр-ной целостности, суверенитета гос-ва 2) обеспечение мира и поддержание мирового порядка - участие в развитии системы межд отношений, деят-сть по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества. Вопросами полит урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности ООН; 3) функция взаимовыгодного сотрудничества с другими гос-ми. Важное место в межгос-ном эк сотрудничестве занимают межд разделение труда, кооперирование и специализация производства, обмен новейшими технологиям, а также взаимодействие России с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем— проблемы освоения космоса и безопасности планеты, защиты Мирового океана, охраны растительного и животного мира, предотвращения и ликвидации последствий крупных производственных аварий, катастроф, борьбы с эпидемиями и наиболее опасными болезнями и т.д.

В качестве отдельных внешних функций также можно выделить: функцию борьбы с международным терроризмом; экологическую функцию.

12. Суверенитет государства: понятие, содержание, проблемы

Интерессные ссылки для почитать:

- http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N02/525/72/IMG/N0252572.pdf?OpenElement

- http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml

- http://zakon.rin.ru/cgi-bin/view.pl?id=647

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и других международных актах.

История понятия

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом и первоначально сохраняло связь с европейским феодально-ленным правом, обозначая прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена суверенитет — это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права. Однако в то время регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства. В Вестфальском мирном договоре признавался территориальный суверенитет за государственными образованиями. Суверенитет не полный: правитель по-прежнему считался вассалом императора, не мог заключать договоры с иностранными государствами, направленные против императора. Правитель был обязан принимать участие в органах управления империи (рейхстаг, окружные собрания), участвовать в расходах на содержание имперской армии и имперских учреждений, обеспечивать исполнение на территории своего княжества решений имперского рейхстага, суда и иных имперских органов. Независимость предоставлялась в области внутренних дел, таможенного и налогового законодательства, в организации вооружённых сил.

Виды

1) Национальный суверенитет

В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития. Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования

2) Народный суверенитет

Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ничем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа. Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета. Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства.

В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и в иных формах.

1. Внутренний

– верховенство власти; Исключительное право представлять все общество, а не части. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения.

– Верховенство государственной власти – то есть ее распространение на всех лиц на территории данной страны и обеспечивается с помощью законов и аппарата власти; Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

o Универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;

o Государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;

o Наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает, например, армия, полиция, тюрьмы;

o Монопольную возможность применения таких средств воздействия, принуждения, силовых методов, которыми не располагают другие субъекты политики;

o Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических;

– Самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2. Внешний

– независимость государственной власти; Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.
Внешний суверенитет проявляется в признании данного государства международным сообществом, то есть являться субъектом международных отношений, в осуществлении самостоятельной внешней политики и не вмешательство других государств во внутренние и внешние дела других государств.

– самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны;

– Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

Суверенитет и современная политика

В современной политологии понятие «суверенитет» ассоциируется с понятием «независимость» только в той или иной степени. Термин «суверенитет» подразумевает определенные ограничения независимости. Международным сообществом выработаны цивилизованные принципы отношений между государствами, которых они должны придерживаться. Общепринято, что состояние дел с соблюдением прав и свобод человека в том или ином государстве может быть предметом международной защиты. В федеративном государстве субъекты федерации могут иметь ограниченный суверенитет (суверенитет в определенной сфере), который в совокупности с суверенитетом федеральной власти (он также ограничен) образует полный суверенитет. Ограничение суверенитета федеральной власти и власти субъекта федерации происходит благодаря разграничению сфер, в которых соответствующие органы власти обладают исключительными полномочиями на принятие решений. Так, в конституциях субъектов федерации, например Татарстана, указывается, что Татарстан — государственное образование, имеет суверенитет, который заключается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов полномочий федеральной власти.

Синонимом независимости является именно полный, а не ограниченный суверенитет.

Суверенитет в современном мире

В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета. В последнее время всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия „суверенитет“ как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии». Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение.

Право на международное вмешательство

В 2000 году под эгидой ООН была создана «Международная комиссия по вопросам вмешательства и государственного суверенитета». В своем докладе комиссия указывает, что суверенитет не только предоставляет государствам право «контролировать» свои внутренние дела, но также налагает непосредственную ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств. В докладе также высказывается мнение о том, что в том случае если государство не способно защитить людей — будь то из-за отсутствия возможностей, либо из-за отсутствия воли, — ответственность переходит к широкому международному сообществу. Позиция комиссии нашла отражение в новой норме международного права, получившей название «Обязанность Защищать».

КОРОТКАЯ ВЕРСИЯ (5 КУРС)

Один из основных признаков гос-ва. Суверенитет- способность гос-ва независимо от других гос-тв формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет состоит из верховенства и единства гос власти внутри страны и её независимости на межд арене.

1)Верховенство гос власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все соц структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юр (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу гос-ва отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям гос-ва.

2)Единство гос власти выражается в наличии системы органов, составляющих в своей совокупности высшую гос власть.

Гос суверенитет вкл такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность тер-ных границ и невмешательство во внутр дела гос-ва.

3)Независимость на межд арене- это самостоятельность построения и осуществления отношений с гос-ми и межд орг-ми. Но, являясь членом межд орг-ции, гос-во может добровольно ограничить себя в части суверенитета (отказаться от самостоятельного решения вопроса. Пример: Шенгенская зона) В межд отношениях гос-о берет на себя обяз-во считаться с общепризнанными принципами и нормами МП, с заключенными им договорами.

!!!Стоит отличать суверенитет гос-ва от суверенитета народа и нации. Суверенитет народа – верховенство народа в решении коренных вопросов орг-ции своей жизни – общ и гос строя, основных направлений развития внутр и внешней политики. Большинство конституций содержат положения о том, что власть исходит от народа. Способ – референдум. Суверенитет нации – полновластие нации, её способность и возможность определять характер своей жизни, осуществлять своё право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного гос-ва.

Следовательно, гос суверенитет – это ограниченная правом власть как внутри страны, так и в межд отношениях, осуществляемая от имени народа. На современном этапе развития цивилизации гос суверенитет имеет свои пределы, которые во внутр жизни гос-ва определяются притязаниями других субъектов права, а в межд – рамками межд права. Все чаще признается, что МП, межд сообщество и межд орг-ции могут и должны вмешиваться во внутр дела гос-тв, если власть грубо нарушает права и свободы человека, права и свободы малых народов и нац меньшинств. Это зафиксировано в целом ряде межгос соглашений, прежде всего в Парижской хартии для новой Европы и ряде других. Ярким примером этого является ограничение суверенитета гос-тв ЕС рамками права ЕС.

Наши рекомендации