Социально-экономическое и политическое положение в Дайвъете в 8-15 вв

VIII в. относится к третьему периоду северной зависимости (Вьетнама от Китая). Происходит большое кол-во восстаний (Ли Ты Тиен 635г., Май Тхук Лоан 722г., Дао Те Лыонг 767г., Хаи 766-781 гг., Выонг Тханг Чиеу 828г.). В конце IX в. империя окончательно теряет контроль за тем, что происходит на юге. Страна вьетов по уровню социального развития стала таким же государством, как и страна ханьцев. С ликвидацией разницы в социальном и, во многом, культурном уровне исчезла возможность для империи сохранять свое господство, так как оно в значительной степени опиралось на неравенство уровней социального развития. Опора империи – служилая феодальная бюрократия – окончательно порывает с ней и выступает против. С исчезновением этой поддержки должно было исчезнуть и господство ханьцев. Губернаторы задерживались в Аньнани на короткий срок. Войска, направлявшиеся во Вьетнам, теперь формировались на севере Китая, ибо юг страны был ненадежен. Эта мысль оказалась верной, так как через некоторое время на юге образовались независимые государства. В конце периода политика династии Тан в Аньнани отличалась пассивностью и апатичностью. По мере ослабления администрации усиливалась вьетская земельная аристократия. Примерно в 880г. борющиеся группировки окончательно берут власть в стране. Информации по периоду с 880 по 905 фактически нет.

Начало X в. ознаменовалось выходом на политическую арену независимого государства, получившего позднее название Дайковьет. Крестьянская война в Китае IX в., походы Хуан Чао на юг, ослабление Танской империи – всё это благоприятствовало восстановлению независимости вьетов, официально провозглашенной в 939 году.

Во главе государства оказалась группа крупных феодальных землевладельцев. Она осуществила реформу системы налогообложения, ликвидировавшую, по-видимому, остатки китайской налоговой системы в деревне, произвела смену бюрократического аппарата сверху донизу. Было введено новое административное деление, по которому самой крупной единицей в стране становилась провинция, она состояла из уездов, которые, в свою очередь, делились на районы и общины.

Крупные землевладельцы составили верхушку господствующего класса; к середине X в. главы 12 крупнейших аристократических родов превратились в политически независимых правителей (шы-куанов) отдельных частей страны. Во владении каждого из них насчитывалось несколько десятков общин свободных (зан) и зависимых крестьян. Власть шы-куанов была наследственной, все они имели большое число вассалов, имущество которых составляли подаренные им сюзереном рисовые поля. Во главе своих дружин шы-куаны вели войны между собой, с монархом или против непокорных общинников. Против внешних противников они обычно выступали вместе с правителем страны (вуа), в своих же владениях обладали всей полнотой власти.

Феодальная раздробленность в столь яркой форме грозила разорением крестьянству. Если крупные землевладельцы не желали усиления центральной власти, то другая часть господствующего класса – феодальное чиновничество, заинтересованное в получении доходов от государственной службы, поддерживали усилия по централизации власти.

В этих условиях видный чиновник и военачальник Динь Бо Линь, узнав об опасности нового китайского вторжения, возглавил борьбу за объединение страны. Он стал фактическим правителем страны и был провозглашен императором новой династии Динь (968 – 980).

В 70-х годах X в. центральная власть значительно укрепилась, что выразилось в создании регулярной армии, расширении аппарата гражданского чиновничества, возрождении роли двора. Большое внимание уделялось восстановлению древних вьетских традиций.

Императоры начали решительную борьбу с шы-куанами, лишали их владений или дробили их. Новое деление территории страны имело целью уничтожить крупные владения богатых родов: границы новых административных единиц не совпадали с территорией владений шы-куанов.

Однако крупным феодалам удалось подготовить в стране переворот. После гибели Динь Бо Линя в стране вновь начались усобицы, чем попытались воспользоваться китайские феодалы. Угроза нападения извне требовала твердой власти, и часть знати провозгласила императором главнокомандующего Ле Хоана.

В 981 году новый император выступил против китайской армии и разбил ее. В период правления династии ранних Ле (981 – 1009) происходило постепенное усиление феодального государства.

В XI веке страна вьетов (с 1069 г. – Дайвьет) стала централизованным государством, где господствовали развитые феодальные отношения. Верховным собственником – распорядителем земли – был вуа (монарх).

Основной формой крестьянского землевладения было общинное землевладение. «Желтые» - крестьяне от 20 до 60 лет, главные налогоплательщики. Общинники составляли основную массу населения. В XI – нач. XIII века расслоение в общине было незначительным. Правившая Дайвьетом в XI – XII вв. династия Поздних Ли стремилась сохранить общинную организацию как наиболее удобную форму эксплуатации крестьян в обществе, где мелкие и средние феодалы не вели собственного хозяйства. Община была низшей хозяйственной и административной единицей средневекового Дайвьета до XVII в.

Проводя политику централизации, Поздние Ли перенесли столицу во вновь построенный в историческом центре рисоводческих долин Северного Вьетнама, на пересечении торговых и речных путей, г. Тханглаунг (совр. Ханой). Страна была разделена на 24 провинции вместо прежних уездов; во главе провинций стояли родственники вуа.

XII век в целом был временем стабилизации и укрепления феодально-бюрократического государства Дайвьет.

В конце XII века началось ослабление центральной власти и усиление позиций крупных феодалов. Экономические трудности, связанные с расточительным дворцовым строительством, усиление налогового гнета вызвали крестьянские восстания. В 1181 г. разразился голод, умерла «почти половина населения». К началу XIII века «народ дошел до крайней нужды». Одновременно ухудшилось внешнеполитическое положение Дайвьета.

14 лет, с 1207 по 1220 г., весь Дайвьет был ареной крестьянских восстаний и боев отрядов «людей» (специальные дружины крупных провинциальных землевладельцев). Постепенно войны стали стихать.

Последовавший в 1225 году государственный переворот, организованный вождями рода Чан, был подготовлен их соглашением с большинством вождей «людей» и захватом власти в провинциях.

Эпоха Чанов (1225 – 1400) – время дальнейшего развития централизованного феодально-бюрократического государства. Крупные сановники продолжали получать за службу казенные земли.

С 1257 по 1289 г.Дайвьет воюет с монголами. В результате этих тяжелых и опустошительных войн и заметного ослабления государственного аппарата пострадало в первую очередь гражданское чиновничество и его условное землевладение, а выиграли крупные провинциальные наследственные землевладельцы – родственники вуа. В конце XIII – начале XIV века продолжался рост землевладения буддийских храмов и отдельных монахов. Ухудшился правовой статус свободного крестьянства как владельца, приближаясь к статусу арендатора.

1300 – 1380-е гг. – время затяжного аграрного кризиса, приведшего к крестьянским восстаниям.

В 1371году главой администрации Дайвьета стал Хо Кюи Ли, возглавлявший сторонников централизации. Он начал борьбу с крупными светскими и духовными феодалами и с придворной верхушкой.

Первое крупное столкновение между Хо Кюи Ли и его противниками произошло в связи с новой войной против Чампы. В 1377 году чамы вновь захватили южный Дайвьет, а затем и столицу. В этих тяжелых условиях Хо Кюи Ли не только собрал новую армию, но и одержал две победы над чамами. Он смещал с государственных постов крупных феодалов и заменял их сторонниками реформ из незнатных представителей феодальной бюрократии. Реформированная армия смогла разгромить Тебонгнга (чамского короля) и возвратить спорные земли.

После перехода власти в руки реформаторов началась энергичная борьба с крупными землевладельцами, длившаяся семь лет (1396 – 1402).

Первый удар был нанесен по буддийскому духовенству – основную массу монахов «вернули в мир», а вскоре годных забрали в армию. Вопрос об огромных владениях вьетнамской сангхи был предрешен, и в начале XV века она перестала быть крупным землевладельцем. Плюс в годы реформ буддизм перестал быть государственной религией, потесненный неоконфуцианством.

Самый главный удар был нанесен в 1397 году, когда все частные земли были превращены в «казенные», а имевшиеся там общины – в свободные.

Противники Хо Кюи Ли, воспользовавшись тем, что в 1400 году он провозгласил начало правления новой династии Хо (1400 – 1407), обратились в Китай за помощью против «узурпатора».

В 1406 году в Дайвьет вторглась огромная минская армия. В 1407 году армия Хо была разбита. Но народ Дайвьета продолжал борьбу. С 1418 года патриоты объединились вокруг вождя одного из отрядов, Ле Лоя, в 1428 году возглавившего изгнание китайского войска.

Ле Лой считается основателем новой династии Ле (Поздние Ле, 1428 – 1788). Обладая огромным авторитетом, он провел радикальную аграрную реформу, наделил всех землей и предопределил успехи Дайвьета в XV веке.

Наши рекомендации