Внутренние и внешние функции государства

Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Они очень разнообразны и практически охватывают все сферы общества и государства. Они затрагивают практически все сферы жизни общества и самого государства: экономическую, социальную, политическую, духовную, финансовую и др. Кроме этого, государство зачастую решает задачи, далеко выходящие за пределы одной отдельно взятой сферы[12].

В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на: политическую, экономическую социальную, экологическую, функцию налогообложения и финансового контроля, функцию охраны прав и правопорядка[13].

Политическая функция. Все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это, прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум.

Обладая верховенством, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти. Содержание данной функции составляют:

- реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества);

- обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

- официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним.

Экономическая функция государства изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа). Экономическая функция имеет решающее значение в системе внутренних функций государства. Она выражает степень участия в управлении экономики страны.

Экономическая функция это обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности. В демократическом правовом обществе, экономическая функция государства исключает политико-административные формы и методы воздействия на экономику страны, на поведение субъектов экономических отношений. Они регулируются государством именно экономическими методами, прежде всего, посредством выработки долгосрочной государственной программы по развитию экономики. Главными в этой программе являются финансовая, инвестиционная, налоговая, валютно-денежная политика.

Для ее проведения государство создает соответствующую правовую базу, поощряя те области экономики и отечественного производителя (государственный кредит, финансовое субсидирование, освобождение от налогов и т.д.), которые играют особую роль в развитии экономики страны, создании новых рабочих мест и занятости населения.

Таким образом, можно сказать, что вмешательство государства в экономику сводится, как правило, к выработке экономической политики, управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность, установлению правовых основ рынка и ценовой политики; регулированию внешнеэкономических отношений государства. В современных условиях экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы.

Политическая и экономическая функции выступают одновременно и как внешние функции государства. Так как, внешние функции есть не что иное, как развитие и продолжение внутренних функций.[14]

Социальная функция государства многообразна по содержанию и по объему деятельности. Главное назначение этой функции - обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия.

Во Всеобщей декларации прав человека провозглашено право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека, а также его семьи[15]. Также предусматривается право на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания его здоровья и благосостояния его самого и его семьи. А также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.

Под нормальными условиями жизни людей подразумевается: возможность трудоустройства, безопасный для здоровья труд и адекватная за него оплата, социальное страхование и помощь, пенсионное обеспечение, возможность получения образования, медицинской помощи; пригодная для жизни экологическая среда, посильное и разумное налоговое бремя и, что особенно важно для всех категорий граждан, - правовая защищенность. В российских условиях защита государством своих граждан от чиновничьего и криминального произвола имеет особую актуальность, так как последний, может привести, в конечном счете, к свертыванию экономических реформ и общественной нестабильности.

Вместе с тем, очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функции во многом зависит от материальных возможностей общества, от наличия определенной материальной базы.

Экологическая функция (ранее она называлась природоохранной функцией) обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, а также их экологическую безопасность. В последнее время приобретает все большую актуальность в деятельности государства и выдвигается в одну из основных. Интенсивное использование природных ресурсов, применение современных технологий нарушают баланс в естественной среде и, таким образом, изменяют условия жизни на Земле.

Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях.

Во многих государствах разработано обширное экологическое (природоохранное) законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды. К его нарушителям применяются жесткие правовые меры, начиная от предупреждений или весьма значительных штрафов и вплоть до закрытия предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды.

Экологическая функция непосредственно примыкает к социальной, поскольку обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природный баланс, разрушает окружающую среду, чем создаёт для себя неблагоприятные условия обитания. Поэтому, в условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное значение. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль.

Под данной функцией понимают организацию и обеспечение системы налогообложения и контроля над легальностью доходов граждан и их объединений, а также за расходованием налогов[16].

Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой системы, поэтому рассматриваемая функция есть реализация соответствующих властных полномочий государства.

Другой частью данной функции является финансовый контроль. Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.

Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В Российской Федерации это Счетная палата, Центральный банк, Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др. Значение функции налогообложения и финансового контроля зависит от той роли, которую стремится играть государство в экономике, а также от того, принимает ли оно на себя в полном объеме социальную функцию.

Функция охраны и правопорядка или правоохранительная функция. Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения своих предписаний всеми гражданами, организациями, государственными органами. Она включает в себя также обеспечение общественного и правового порядка, защиту и охрану прав и интересов граждан и организаций. Для выполнения этой функции применяются различные методы, такие как правотворчество и правоприменение (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности). Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка принадлежит органам внутренних дел, полиции.

В центре правоохранительной деятельности государства - гражданин, его безопасность, социальные и имущественные права.

В современном государстве правоохранительной деятельности уделяется особое внимание, потому что ее эффективность - один из главных критериев оценки компетентности и состоятельности правительства и правящей политической элиты.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач.

Оборонная функция - одно из важных направлений деятельности государства, имеющее своим содержанием постоянное выполнение комплекса мероприятий (военных, экономических, правовых, идеологических, организационных и иных) по защите его суверенитета, мирного труда и территориальной целостности.

Оборонная функция любого государства составляет важное направление его деятельности. Она носит комплексный и системный характер. Осуществляется посредством применения различных форм и методов: экономическими, политическими, военными, дипломатическими, идеологическими и иными средствами.

Следует отметить, что нормами международного права в зависимости от преследуемых государствами целей по-разному трактуют ведущиеся войны. Например, войны, направленные на защиту Отечества, за освобождение территории своего государства признаются законными и справедливыми, а другие - захватническими и несправедливыми.

Что же касается функции сотрудничества с другими государствами, необходимо отметить, что в основе этой функции заложены интересы каждого государства. В конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами.

Функция содружества с другими странами на современном этапе многогранна и преимущественно развивается по следующим направлениям:

1. Сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка. Эта функция предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия.

2. Экономическое, торгово-финансовое сотрудничество. Современный уровень развития общества требует более широкого участия государств в международно-экономическом и торгово-финансовом сотрудничестве.

3. Культурное и научно-техническое сотрудничество. Все растущее влияние культурного, научно-технического процессов на жизнь людей обусловило необходимость координации деятельности государств в интересах решения глобальных проблем современности и социального развития.

4. Международная охрана окружающей среды. Интенсивная экономическая и промышленная деятельность негативным образом сказывается на экологии. Поэтому эта функция выделилась в самостоятельную сферу деятельности большинства государств современности.

Заключение

На основании вышеизложенного материала по результатам работы можно сделать следующие выводы в соответствии с поставленными задачами.

Функции государства это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов направленная на политическое, экономическое и социальное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Функции государства многоплановы, их формирование происходит в процессе становления и развития государства. В разные исторические периоды приоритетные значение приобретают разные цели и задачи, а соответственно и различные функции.

Функции государства обладают признаками, позволяющие выделить их среди всех прочих.

1. Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни.

2. Функции государства всегда направлены на решения наиболее важных задач, стоящих перед государством.

3. При реализации функций могут быть использованы особые властно-принудительные средства и методы воздействия.

Наиболее распространенными и широко признанными являются такие классификации, в соответствии с которыми функции любого государства подразделяются на внутренние и внешние - в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач.

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач.

Они зависят от характера существующего в стране политического режима и типов государств, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире международной обстановки, от характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств.

Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства.

Также распространённой классификацией является деление - на основные и неосновные - в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений деятельности государства.

Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась мысль о том, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу о том, что классификация функций государства на основные и не основные не только желательна, но и объективно необходима.

Такой вывод, по мнению автора работы, обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы. Вполне очевидным является, например, то, что в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функциями, функция обороны. Таким образом, под основными функциями государства понимаются наиболее важные направления его деятельности, а под неосновными функциями государства подразумеваются относительно более узкие направления его деятельности.

Но необходимо отметить то, что у современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующего его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет, и не может быть только одной, единственно основной, главной функции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с последующ, изм.) // Российская газета. 1993. № 237

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 N 145-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. Издательство «Юридическая литература», 03 августа 1998, N 31, ст. 3823

3. Всеобщая декларация прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.)

Учебная и монографическая литература, периодические издания

4. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М.: Юрид. лит., 1982.

Т. 2.

5. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник / С.С. Алексеев, 2008.

6. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Просвещение, 1996.

7. Блищенко И.П. Внешние функции социалистического государства. М.: Юрид. лит., 1970.

8. Бобылев А.И. Функции государства: понятие, классификация, общая характеристика // Право и государство: теория и практика. 2010. № 3.

9. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических ВУЗов. - М.: Новый юрист, 2007.

10. Жигуленков М.В. К вопросу о классификации функций государства // Право и политика. 2002. № 8.

11. Ильин И. А. Путь духовного обновления, О государстве. Харьков: Фолио, 2001.

12. Лазарев В.В. Теория государства и права: Актуальные проблемы. - М., 1992.

13. Левин И.Д., Туманов В.А. Механизм диктатуры монополий. М., 1974.

14. Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник, Юристъ, М. 2005.

15. Мелехин А.В. Теория государства и права. М., 2009.

16. Морозова Л.А. Влияние глобализации на функции государства // Государство и право. 2006. № 6.

17. Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права: Учебник для вузов, М.: НОРМА – ИНФРА, 1999.

18. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т.т. 1 - 3. М.: Норма, 2007.

19. Прохоров A.M.: Советский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1983.

20. Теория Государства и Права / под. Ред. Л.И. Спиридонова. М., 2000.

21. Теория государства и права: (схемы и комментарии): учеб. пособие / под ред. Р.А. Ромашова, 2000.

22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов, "Омега-Л", 2008.

23. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М.: Юрид. лит., 1970.

24. Чичерин Б.Н. Общее государственное право. М.: Зерцало, 2006.

25. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. М.,1992.

[1] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических ВУЗов. - М.: Новый юрист, 2007.

[2] Теория Государства и Права / под. Ред. Л.И. Спиридонова. М., 2000. С. 39-40.

[3] Мелехин А.В. Теория государства и права. М., 2009. С. 65.

[4] Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник, Юристъ, М. 2005.

[5] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов, «Омега-Л», 2008. С. 384.

[6] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических ВУЗов. М.: Новый юрист, 2007.

[7] Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник, Юристъ, М. 2005.

[8] Лазарев В.В. Теория государства и права: Актуальные проблемы. М., 1992. С. 90.

[9] Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. М., 1992. С. 4-7.

[10] Ильин И.А. Путь духовного обновления, О государстве. Харьков: Фолио, 2001.

[11] Жигуленков М.В. К вопросу о классификации функций государства // Право и политика. 2002. № 8.

[12] Алексеев С.С. Государство и право. М.: Просвещение, 1996. С. 68.

[13] Марченко М.И. Теория государства и права. М, 2004. С. 93.

[14] Левин И.Д., Туманов В.А. Механизм диктатуры монополий. М., 1974. С. 33.

[15] Часть 1 Статья 25 Всеобщей декларации прав человека (принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.).

[16] Скакун О.Ф. Теория государства и права. Харьков, 2000.

Наши рекомендации