Основы идеологии Республики Беларусь на современном этапе. Основные концептуальные положения.

Концептуальные основы идеологии Белорусского государства - составляет систему основных ценностей и приоритетов культурно-исторического, политического, правового, экономического, социально-гуманистического и геополитического развития Республики Беларусь.

Культурно-исторические основы идеологии Белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о развитии
Белорусской государственности, формировании и происхождении белорусского этноса, особенностях развития его самосознания и утверждения в качестве самобытного народа, становление этнических, а затем и национально-культурных черт белорусов.

Самобытность - важнейшие факторы становления национальных черт: толерантность, миролюбие, компромиссность. Отличительными чертами белорусского народа являются стойкость и упорство в достижении намеченных целей, героизм в борьбе, с врагами. Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам нашли свое воплощение в патриотизме. Патриотизм в сознании белорусов неразрывно связан с государственностью, с уважением к историческому прошлому своего народа, гордостью за его успехи и достижения.

Духовное Возрождение связано с приобретением Республикой Беларусь независимости и суверенитета. Современная Беларусь нуждается в человеке-гражданине, готовом и способном трудиться не только ради собственного благополучия, но и благо общества, гражданине-патриоте, испытывающем чувство гордости за свою Родину.

Политические основы

Политические основы идеологии Белорусского государства составляет комплекс идей и представлений белорусского народа о политическом устройстве Республики Беларусь, механизме взаимодействия органов государственной власти, месте и роли общественно-политических сил в политическом процессе и путях совершенствования политической системы.

Народовластие - единственным источником государственной власти является народ. Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является ее широкое использование форм непосредственной демократии: референдумов, выборов и всебелорусских собраний.

Политический плюрализм - один из аспектов демократии, многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Необходимым фактором реализации данных принципов выступает развитое гражданское общество, которое служит своего рода социальным пространством. Основу гражданского общества составляют политические партии, общественные организации. Опорой белорусского общества являются Советы депутатов-профсоюзы и молодежная организация. Белорусский республиканский союз молодежи.

Разделение властей - в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Специфика
реализации принципа разделения властей в Республике Беларусь заключается в том, что после референдума 1996 года особый статус занимает президентская ветвь власти. Президент - глава государства, гарант конституционных прав и свобод граждан, арбитр между ветвями власти. Институт президентства в Республике Беларусь обеспечивает функционирование сильной и эффективной государственной власти. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Правовые основы

Республика Беларусь унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (ст.1 Конституции Республики Беларусь).

Правовые основы идеологии белорусского государства составляют комплекс идей и представлений белорусского народа о государственном суверенитете Республики Беларусь, принципах построения правового государства и механизме реализации прав и свобод человека и гражданина.

Суверенитет

Единственным источником государственной власти и носителем
суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть через представительные органы. Советы народных депутатов различных уровней, и через референдум, который является высшей формой демократии. Именно народ является единственным источником государственной власти, формирует органы государственной власти и осуществляет контроль за их деятельностью. Как записано в Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 года:

«Государственный суверенитет Республики Беларусь утверждается во имя высшей цели - свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами».

Поддержанию реального суверенитета Республики Беларусь способствуют следующие факторы:

- Многовекторная внешняя политика Республики Беларусь;

- Сильная и эффективная государственная власть;

- Высокий уровень обученности и оснащенности вооруженных сил, способность выполнять задачи, поставленные в военной доктрине;

- Стабильность и правопорядок;

- Интеграционные процессы с Россией и странами СНГ;

- Общенациональное согласие;

- Социально-ориентированная рыночная экономика.

Правовое государство

Правовое государство - тип государства, последовательно воплощающего принципы конституционализма, ограниченного в своих действиях нормами права, развитым социальным контролем, главная цель обеспечение прав и свобод человека. «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Отличительные признаки правового государства:

Ÿ Верховенство закона, выражающего правовые принципы общества, опираясь на Конституцию Республики Беларусь;

• Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов;

• Взаимная ответственность государств а и личности;

Ÿ Разделение властей;

• Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства;

• Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления.

Наши рекомендации