Вопрос 6. Сущность задачи и цели маркетинга на современном этапе формирования АПК Республики Беларусь

Нынешнее состояние сельского хозяйства Беларуси можно назвать переломным: удалось преодолеть спад производства, минимизировать убыточность хозяйств, восстановить баланс продовольственного рынка за счет внутреннего производства, расширить объем внутреннего сбыта продукции и экспорта, активизировать предпринимательскую деятельность предприятий.

Однако в целом экономическая ситуация в сельском хозяйстве остается сложной. Наряду с традиционными проблемами, такими как проблема «диспаритета цен», роста цен на энергоносители, изношенности оборудования и нехватки квалифицированных кадров на селе перед сельхозпроизводителями встают новые проблемы:

Дальнейшее развитие рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия в Республике Беларусь зависит не только от внутреннего состояния экономики страны и ее природного потенциала, но и в значительной степени от участия ее в современной экономической интеграции в международное экономическое пространство. Участие страны в экономических интеграционных процессах предполагает либерализацию доступа на внутренний рынок импортной продукции, что может привести к негативным последствиям.

Необходимость решения этих проблем требует разработки механизмов, обеспечивающих максимальные внешние преимущества для отечественных товаропроизводителей и поставщиков при минимальных внутренних издержках.

Не менее важной на сегодняшний день является проблема перепроизводства в аграрном и продовольственном секторах экономики. В энергетической оценке в прошлые годы (до 1992г.) ежесуточное потребление продуктов питания на душу населения составляла 3500-3600ккал. Начиная с 1992 г., потребление продуктов сокращалось по отдельным годам на 17-20%, однако по-прежнему сохранилось на уровне 3000 ккал. в сутки. Это означает, что физическая доступность продовольствия населению соответствует таковому в экономических развитых странах. Дальнейшее увеличение потребления продуктов питания до 3500 ккал. в сутки возможно при увеличении средней заработной платы до 320-360 долл. США в месяц. В то же время развитие продовольственного комплекса страны в прошлые годы обеспечивало выпуск продукции в объемах существенно превышающих потребности внутреннего рынка. Только предприятия пищевой промышленности производили продукции в энергетической оценке более 5000ккал. на душу населения в сутки. Учитывая эти факторы, потенциал АПК по-прежнему сохраняет экспортную ориентацию, степень реализации которой определяется конъюнктурой как внутреннего и внешнего рынка. Государственная программа возрождения и развития села предполагает решение ряда задач. Наряду с реформированием социальной и продовольственной инфраструктурой села существенным увеличением объемов производства продукции сельского хозяйства планируется ряд мер по наращиванию объемов внешнеторговой деятельности АПК и обеспечению стабильного роста положительного сальдо. Для этого предполагается сформировать на республиканском и региональном уровнях эффективную маркетинго-информационную структуру, обеспечивающую продвижение возрастающих объемов товарной продукции на зарубежных рынках. Эта и другие меры по внешнеторговой деятельности АПК позволят достичь к 2010 году экспорта сельскохозяйственной продукции на сумму 850 млн.долл.США.

Лекция 13. Тема: Управление предприятиями в АПК

Цель: сформировать знания о составе, структуре и функциях органов управления в предприятиях АПК с различной организационно-правовой формой хозяйствования.

Вопросы:

  1. Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования в АПК.
  2. Управление в государственных унитарных предприятиях.
  3. Управление в акционерных обществах и обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью.
  4. Управление в производственных сельскохозяйственных кооперативах.

Дополнительная литература:

  1. Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» с комментарием / авт. коммент. Ю.З Борчук, Т.В. Ковалевич, М.А. Хиль. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2006. – 192 с.
  2. Гражданский Кодекс Республики Беларусь. – МН.: Ураджай, 2001. – 517 с.

1. ОБЩИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫМИ ФОРМАМИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АПК

Гражданским кодексом Республики Беларусь предусмотрено соз­дание различных организационно-правовых форм предприятий ком­мерческого типа, различия между которыми заключаются в порядке формирования органов управления, принятии управленческих реше­ний, мерах ответственности, во владении, пользовании и распоряжении собственностью.

По типу управления предприятие может быть унитарное и корпо­ративное (хозяйственные общества и товарищества) Целью создания корпоративной предприятий является концентрация капитала в одном месте. Поскольку в сельском хозяйстве существует предел концен­трации средств производства на единицу земельной площади, то по­добные формирования принципиально не характерны для мирового сельского хозяйства. Однако в сельском хозяйстве Республики Бела­русь корпоративные формирования представлены широко. Вместо бывших колхозов созданы сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК).

Компетенция органов управления предприятием должна быть чет­ко регламентирована в его уставе. Если управление корпоративным предприятием будет двухуровневым (общее собрание исполнительные органы), определяется компетенция общего собрания, в том числе и исключительная, а все остальные вопросы - будут находиться в компетенции исполнительных органов. При трехуровневой системе органов управления (общее собрание, наблюдательный совет, исполнительные органы) сначала определяется компетенция общего соб­рания, затем наблюдательного совета, и лишь тогда - исполнительных органов

Если исполнительными органами будут правление и председатель правления, должно быть четко определено, что относится к компе­тенции коллегиального исполнительного органа, а что к компетенции единоличного - управляющий (председатель колхоза).

Наши рекомендации