Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Республики Беларусь трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития национальной экономики, обеспечивается функционирование хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровнях, удовлетворяются общественные потребности.

основа современной финансовой политики должна базироваться на признании свободы предпринимательской деятельности, на введении разнообразных форм хозяйствования, приватизации государственной собственности и в переходе к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

Разработка и проведение финансовой политики опирается на следующие законодательные документы и нормативные правовые акты:

1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.;

2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года;

3. Бюджетный кодекс Республики Беларусь;

4. Закон Республики Беларусь «О республиканском бюджете на очередной финансовый год;

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О республиканском бюджете на очередной финансовый год»;

6. Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах»;

7. Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации»;

8. Налоговый кодекс Республики Беларусь;

9. Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь»;

10. Банковский кодекс Республики Беларусь;

11. Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы;

12. Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной финансовый год.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. определены основные положения, касающиеся финансовой политики государства. В частности, глава 6 посвящена модернизации экономических институтов и системы государственного регулирования. В ней нашли свое отражение результаты выполнения Программы прошлой пятилетки и определены основные цели и задачи на предстоящие 2011-2015 гг.

Основная цель бюджетной и налоговой политики – повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

Главными задачами в этой сфере являются:

- совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;

- радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;

- концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

- оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;

- снижение государственного долга республики. [19]

Важными направлениями налоговой политики станут расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения, совершенствование механизма взимания экологического налога, адаптация платежей за землю и налога на недвижимость к уровню развития рынков земли и недвижимости. Продолжится работа по совершенствованию налогового администрирования, в том числе за счет расширения сферы применения системы электронного налогового декларирования. Предусматривается активное внедрение международных стандартов финансовой отчетности.

Основой бюджетной политики является повышение эффективности расходования бюджетных средств и управления государственными финансами. Решение поставленной задачи предусматривает концентрацию бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, обеспечение прямой связи государственных расходов с достижением конкретных результатов. Для повышения эффективности расходования бюджетных ресурсов предстоит оптимизировать сеть бюджетных учреждений.

В целях совершенствования управления бюджетной системой предусматривается переход бюджетов всех уровней к среднесрочному финансовому планированию, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов. Будут разработаны действенные стимулы повышения роли и ответственности регионов в реализации важнейших государственных задач путем расширения их финансовой самостоятельности.

Реформирование налоговой системы с одновременной оптимизацией бюджетных расходов позволит к концу пятилетия снизить налоговую нагрузку до 26 процентов к ВВП. Дефицит консолидированного бюджета в 2015 году прогнозируется на уровне не более 1,5 процента к ВВП.

Что касается денежно-кредитной политики, то в 2011–2015 годах она будет проводиться в комплексе с другими мерами экономической политики и содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов экономического роста, повышению уровня монетизации экономики и снижению ее долларизации, ликвидации дисбаланса валютного рынка.

Главными задачами денежно-кредитной политики являются:

- содействие поддержанию финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики;

- поддержание низких темпов инфляции с помощью мер экономической политики Правительства Республики Беларусь и монетарных инструментов Национального банка;

- обеспечение устойчивости белорусского рубля. [19]

По мере повышения внутренней и внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов предусматривается постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса в рамках привязки к корзине иностранных валют.

Особое внимание будет уделено поддержанию процентных ставок на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, а также доступности банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

Реализация мер процентной политики будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок.

В результате данных действий будут обеспечены условия для укрепления макроэкономической и финансовой стабильности в стране. При уменьшении инфляции до 5–6 процентов ставка рефинансирования Национального банка к концу 2015 года будет снижена до 6–8 процентов годовых.

Основным нормативным правовым актом Республики Беларусь в области бюджетной политики является Закон Республики Беларусь «О государственном бюджете», принимаемый каждый год на очередной финансовый год. На январь-август 2013 года были достигнуты следующие показатели: (Приложение А)

- доходы бюджета сектора государственного управления за январь-август 2013 года сложились в сумме 173,5 трлн. рублей, или 63,6 процента уточненного годового плана.

- доходы республиканского бюджета составили 69,2 трлн. рублей, или 56,7 процента уточненного годового плана.

- за январь-август 2013 года поступление НДС составило 37,4 трлн. рублей, или 63,3 процента уточненного годового плана. Налога на прибыль поступило 14,9 трлн. рублей, или 52,7 процента уточненного годового плана. Акцизы поступили в сумме 10,6 трлн. рублей, или 64,8 процента уточненного годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 16,3 трлн. рублей, или 54,8 процента уточненного годового плана. Поступления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) составили 50,3 трлн. рублей, или 71,9 процента утвержденного годового плана.

- по состоянию на 1 сентября 2013 года задолженность по налогам и сборам составила 152,9 млрд. рублей и уменьшилась за август 2013 года на 36,7 млрд. рублей.

- расходы бюджета сектора государственного управления за январь-август 2013 года составили 167,8 трлн. рублей, или 61,7 процента уточненного годового плана.

- расходы республиканского бюджета составили 68,5 трлн. рублей, или 55,9 процента уточненного годового плана.

- расходы на общегосударственную деятельность составили 27,5 трлн. рублей (50,1 процента), на финансирование национальной экономики – 20,5 трлн. рублей (64,1 процента), на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, Фонд социальной защиты населения) направлено 99,4 трлн. рублей (65,8 процента).

- профицит бюджета сектора государственного управления за январь-август 2013 года составил 5,7 трлн. рублей, или 1,5 процента к ВВП.

- профицит республиканского бюджета составил 0,7 трлн. рублей, или 0,2 процента к ВВП. [17]

В налоговой сфере также ежегодно происходят определенные изменения, которые направлены на обеспечение дальнейшего упрощения налоговой системы, порядка исчисления и уплаты конкретных налогов, снижение налоговой нагрузки. С 1 января 2012 года была снижена ставка налога на прибыль с 24% до 18% с целью стимулирования экономической активности хозяйствующих субъектов.

В 2012 году государство продолжило проведение денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции, обеспечение сбалансированности валютного рынка и улучшения внешнего баланса страны. В целях сбалансированного развития экономики Национальный банк и Правительство страны продолжают повышение золотовалютных резервов государства до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны.

По итогам проводимой денежно-кредитной политики в 2012 году можно увидеть, что данные цели были достигнуты:

- инфляция снизилась на 86,9 % и в 2012 году составила 21,8 %;

- золотовалютные резервы Республики Беларусь увеличились за 2012 год на $179 млн. и составили $8,1 млрд.

- поступление валютной выручки:

январь – ноябрь 2011 г. - $41,8 млрд.,
январь – ноябрь 2012 г. - $46,7 млрд.

Цель денежно-кредитной политики в 2013 году – снижение инфляции

с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики,

принимаемых Правительством Республики Беларусь. Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики

Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат

реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов

государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

С учетом погашения Республикой Беларусь внутренних и внешних

обязательств в иностранной валюте, привлечения прямых иностранных

инвестиций в экономику страны (4,5 млрд. долларов США на чистой

основе), достижения положительного сальдо внешней торговли товарами

и услугами международные резервные активы в соответствии с методологией

Международного валютного фонда за 2013 год возрастут на 0,3 – 0,7 млрд.

долларов США.

В мае 2004 года Правительством Республики Беларусь была принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. В ней также нашли свое отражение основные положения, касающиеся бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики. Так, НСУР-2020 определила, что для достижения важнейших целей бюджетной и налоговой политики необходимо продолжать налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание, налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности. Так было установлено, что общее количество налогов должно быть сведено к 7-8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Помимо этого, в рамках совершенствования налоговой политики страны предусмотрено:

- повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков путем отказа от необоснованных льгот;

- упрощение налоговой системы за счет установления закрытого перечня налогов и сборов;

- обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы. [15]

В области бюджетной политики должна усилиться социальная направленность бюджета, гарантирующая защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения. Государство должно провести четкое разграничение расходов между уровнями бюджетной системы. Важным направлением расходов бюджета являются капитальные вложения, направляемые на строительство объектов, связанных с проведением на территориях радиоактивного загрязнения защитных мер по их реабилитации. доходы консолидированного бюджета к 2020 году составят 29-30% к ВВП без учета Фонда социальной защиты населения.

Денежно-кредитная политика в прогнозируемый период должна быть подчинена достижению общих стратегических целей устойчивого развития посредством обеспечения стабильности национальной денежной единицы, повышения ликвидности и надежности банковской системы, обеспечения эффективного и безопасного функционирования платежной системы. Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются снижение темпов инфляции на основе постепенного ужесточения монетарной политики. Регулирование номинального обменного курса должно осуществляться таким образом, чтобы реальный обменный курс обеспечивал приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынке, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны.

Развитие банковской системы предусматривается осуществлять по следующим направлениям:

- укрепление устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональную и мировую банковскую и финансовые системы;

- повышение надежности банковской системы за счет приближения принципов и практики банковского надзора к международным стандартам;

- формирование финансово-промышленных групп, обеспечивающих объединение финансов банковской системы и предприятий реального сектора экономики;

- развитие фондового рынка за счет расширения перечня и общей стоимости обращающихся ценных бумаг (векселя, права требования по кредитным договорам, акции и т.д.) и внедрения залоговой формы инвестиционного кредитования;

- расширение сети банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, специализирующихся в работе на фондовом рынке и обеспечивающих привлечение ресурсов пенсионных, страховых и инвестиционных фондов;

- привлечение иностранных инвестиций в банковскую систему, обеспечивающую расширение ресурсной базы коммерческих банков, увеличение их собственного капитала. [15]

Для Республики Беларусь денежно-кредитное и бюджетно-налоговое регулирование играет особую роль, так как проблемы инфляции, дефицита бюджета, стабильности рубля, кредитования носят первостепенный характер.

Беларусь сравнительно недавно стала независимым государством и еще не успела выработать традиции ведения национальной экономики в качестве самостоятельной единицы. Для нее важно использовать опыт, накопленный развитыми странами, у которых финансовая система носит устойчивый и стабильный характер.

В условиях глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, ее национальные особенности. Она должна ориентироваться и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

Таким образом финансовую политику Беларуси на современном этапе можно охарактеризовать, как стабильную. Это выражается в достижении макроэкономического равновесия, которого власти добивались с распада СССР. Путем различного рода мер государство добилось улучшения финансовой обстановки, и в сегодняшних условиях финансовая политика лишь нуждается в некоторых корректировках и улучшениях, которое правительство планирует реализовывать в последующие годы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе работы была рассмотрена финансовая политика Республики Беларусь, проведен анализ развития ее составных частей на разных этапах, а также выявлено их состояние на сегодняшний день и дальнейшие перспективы развития. На основании этого можно сделать следующие выводы:

1. Содержание финансовой политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся выработка научно обоснованной концепции развития финансов, определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, а также разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов.

2. Эффективность финансовой политики оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества и насколько способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

3. С помощью задач, разработанных для реализации финансовой политики, определяются источники мобилизации финансовых ресурсов, обеспечивается их рациональное распределение и использование.

4. Выработка научно обоснованной концепции финансов как один из важнейших принципов финансовой политики осуществляется с целью создание благоприятных условий для развития промышленного и сельскохозяйственного производства, непроизводственной сферы и предпринимательской деятельности.

5. Важное значение для развития экономики государства имеет определение основных направлений использования финансовых ресурсов государства и прежде всего в социальную сферу.

6. Финансовая политика Республики Беларусь начала формироваться после обретения государством независимости в 1991 г. Однако первоначально все еще существовали отрицательные тенденции ее развития, поскольку сказывалось советское влияние на финансовую политику.

7. Государству для выполнения своих функций необходимо вырабатывать финансовую политику не единым блоком, а в виде ее отдельных частей. Поэтому в современных условиях принято выделять бюджетную, налоговую и денежно-кредитную политики как составные части финансовой политики.

8. Бюджетная политика в государстве начала проводиться самостоятельно с 1993 года с принятием Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь». Однако первый бюджет в стране после распада СССР был разработан и принят в 1990 году.

9. Начало формированию налоговой политики в стране было положено в 1992 году с принятием соответствующих нормативных правовых актов. Появились предпосылки к замене прямого налогообложения косвенным.

10. Начиная с XXI века наблюдается тенденция увеличения доходной и, соответственно, расходной части республиканского бюджета. На протяжении 2000-2005 гг. наблюдается некоторый дефицит бюджета: незначительный в Но с 2006 года доходная часть превышает расходную.11. С принятием Налогового Кодекса в 2002 году наметились изменения в налоговой политике государства. В частности, наблюдается изменение соотношения налогов.12. При анализе налоговых поступлений в бюджет в 1998 г. и 2007 г. было определено, что доля налогов в доходной части бюджета сократилась на 7,2%, однако за счет введения новых налогов была расширен перечень налогов в государстве.13. С целью совершенствования порядка исчисления и уплаты налогов и сборов (пошлин) изменен порядок уплаты налога на прибыль путем перехода на представление налоговой декларации по налогу на прибыль один раз в год с уплатой этого налога один раз в квартал. Помимо того, расширены возможности применения налоговой льготы по направляемой на капитальные вложения прибыли.14. Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. На начальных этапах становления нашей страны проводимая мягкая денежно-кредитная политика оказалась неэффективной. Поэтому с 1994 году Национальный банк стал проводить жесткую денежно-кредитную политику.15. Новый этап в развитии денежно-кредитной политики Республики Беларусь начался в 2000 году. с разработкой и принятием «Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2000 год». Продолжилось проведение жесткой политики. Но в целях обеспечения внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Национальный банк прекратил целевое кредитование экономики за счет эмиссионных кредитов, его прямые кредиты направлялись в основном на финансирование дефицита республиканского бюджета.

16. Основная цель бюджетной и налоговой политики на предстоящее пятилетие – повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

17. Денежно-кредитная политика в 2011–2015 годах будет проводиться в комплексе с другими мерами экономической политики и содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов экономического роста, повышению уровня монетизации экономики и снижению ее долларизации, ликвидации дисбаланса валютного рынка.18. НСУР-2020 определила, что для достижения важнейших целей бюджетной и налоговой политики необходимо продолжать налоговую реформу, связанную с созданием налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности. 19. В области бюджетной политики должна усилиться социальная направленность бюджета, гарантирующая защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.20. Денежно-кредитная должна быть направлена на обеспечение стабильности национальной денежной единицы, повышение ликвидности и надежности банковской системы, обеспечение эффективного и безопасного функционирования платежной системы. Для реализации этих направлений необходимо осуществить комплекс мероприятий, важнейшими из которых являются снижение темпов инфляции на основе постепенного ужесточения монетарной политики.

Наши рекомендации