Финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развития

Одним из условий полноценного развития страны (как на макро-, так и на микроуровне) является верный выбор финан­совой политики. Основу финансовой политики и финансового механизма составляет стратегическая концепция,правиль­ность которой проверяется практикой. Непопулярную финан­совую политику, дающую отрицательные результаты при ее ре­ализации, заменяют новой. Особенности белорусской модели экономики требуют постоянной корректировки финансовой по­литики.

Финансовая политика Республики Беларусь регламенти­руется следующими документами:

Программой социально-экономического развития Респуб­лики Беларусь на 2001—2010 годы;

Прогнозом социально-экономического развития Республи­ки Беларусь на соответствующий год;

Законом Республики Беларусь о бюджете на соответству­ющий год;

Концепцией развития банковской системы Республики Бе­ларусь на 2001—2010 годы;

Национальной программой привлечения инвестиций в эко­номику Республики Беларусь на период до 2010 года;

Инвестиционным кодексом Республики Беларусь и др.

Основные положения документов, определяющих финансо­вую политику, следующие:

• обеспечение устойчивого экономического роста на качественном уровне, позволяющее повысить реальные доходы населения;

• создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабилизации;

• снижение налоговой нагрузки;

• повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов бюджета по отношению к ВВП;

• поэтапная консолидация государственных ресурсов в бюджете;

• концентрация бюджетных средств с целью реализации важнейших государственных программ и мероприятий;

• оптимизация и совершенствование управления государственным долгом.

Фискальное регулирование в республике проводится прак­тически ежегодно. Это связано с неустойчивой экономической конъюнктурой, нуждающейся в постоянной корректировке.

Так, в конце 1990-х гг. декретами Президента Республики Беларусь были введены налоги на игорный бизнес и лотерей­ную деятельность; в 2004 г. ставка НДС снизилась с 20 до 18 % и была упразднена льготная ставка 15 % налога на прибыль для малых предприятий и др. В 2004—2005 гг. поэтапно снижались отчисления в республиканский и местные фонды, их суммар­ная величина в результате составила 3,9 %. Эти сборы весьманегативно влияют на финансово-хозяйственную деятельность белорусских предприятий. Они снижают конкурентоспособ­ность отечественной продукции и ставят под угрозу дальней­ший экономический рост. Чтобы уменьшить местные и респуб­ликанские сборы, необходимо сократить расходы бюджетных фондов, через которые в 2003 г. перераспределялось более 15 % доходов консолидированного бюджета.

Важным дискреционным шагом стало включение в 2004 г. в республиканский бюджет Фонда социальной защиты населе­ния. Это дало заметный рост как доходов, так и расходов бюд­жета. На долю фонда в доходах консолидированного бюджета приходится 28,3 %, а в расходах — 27,5 %.

Признаком стабильности бюджетно-налоговой системы в мировой практике служат следующие пороговые значения:

• дефицит бюджета — не более 3 % ВВП;

• уровень государственного долга для переходных экономик — не более 55 % ВВП;

• уровень платежей по обслуживанию внешнего долга в объеме доходов бюджета — не более 30 %.

В рамках финансовой политики особое внимание следует уделять активизации инвестиционных процессов. Этого можно достичь только при условии существенного улучшения инвес­тиционного климата во всех его составляющих, что является задачей действенной инвестиционной политики.

Инвестиционный климат — это обобщенная характерис­тика совокупности социальных, экономических, правовых, по­литических и организационных предпосылок, предопределяю­щих целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйст­венную систему. Инвестиционный климат нашей страны неустойчив, он по­стоянно меняется то в лучшую, то в худшую сторону. Сегодня позиции Республики Беларусь в зарубежных рейтингах неза­видны: она находится за пределами первой сотни инвестиционно привлекательных стран. Кризис инвестиционной сферы проявляется в недостаточных объемах капиталовложений во все отрасли экономики и отсутствии интереса к развертыванию деятельности на территории Беларуси со стороны отечествен­ных и иностранных инвесторов. Это является главной причи­ной дефицита внутренних и внешних инвестиций, бегства част­ного капитала за границу (в более привлекательные регионы) и, как следствие, — невыполнения государственных инвестици­онных программ. В частности, по оценкам экспертов, Нацио­нальная программа привлечения инвестиций в экономику Рес­публики Беларусь на 1996—2000 гг. была исполнена лишь на 13 %, а Программа финансовой стабилизации экономики Бела­руси на 1996—2000 гг. практически не выполнена.

Относительно высокие темпы развития белорусской эконо­мики в 1996—1997 гг. замедлились в 1998—1999 гг. В чем причины этих явлений? Экономическому развитию способство­вали многие факторы, в том числе договор с Россией о «нулевом варианте», т.е. о списании задолженности за приобретенные энергоресурсы и недоиспользованный производственный и на­учно-технический потенциал. Стимулом служили также поли­тика денежной экспансии и жесткое регулирование цен. Одна­ко данные факторы вскоре исчерпали себя, зато государство повело денежно-кредитную политику, состоявшую в опережа­ющем эмиссионном кредитовании государственных программ в области жилищного строительства. Кроме того, проявились последствия финансового кризиса в России, пришедшегося на август 1998 г. Вследствие этого чрезвычайно обострились ин­фляционные процессы.

С 2000 г. в Беларуси проводится достаточно жесткая денеж­но-кредитная политика. Это позволило снизить темпы инфля­ции и создало условия для оздоровления финансовой сферы. Положительный уровень реальных процентных ставок и отно­сительная стабильность рыночного курса белорусского рубля обеспечили сбалансированность спроса и предложения на де­нежном рынке. Опережающая по сравнению с инфляцией де­вальвация официального курса белорусского рубля по отноше­нию к доллару США привела к сокращению разрыва, а в конце 2000 г. — к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. Однако принятые меры не принесли пока существенно­го улучшения экономической ситуации.

Усложнение финансовых проблем, неудовлетворительное финансовое состояние отечественных субъектов хозяйствова­ния в свою очередь блокируют рост инвестиций и обновление основных средств. Не удалось в полной мере обеспечить интен­сификацию инвестиционных процессов за счет внутренних сбе­режений.

С принятием в 2001 г. Инвестиционного кодекса Республи­ки Беларусь значительно улучшилась правовая среда для ин­вестиционной деятельности. Вместе с тем сохраняются серьез­ные недостатки: противоречивость нормативных правовых ак­тов, непоследовательность и наличие взаимоисключающих норм.

В 2006—2010 гг. источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное расширение инвести­ций в основной капитал при возрастающем внутреннем спросе на них. Важнейшая проблема белорусской экономики — инвес­тиционное обновление основного капитала. Особенно остро она стоит в экспортоориентированных отраслях промышлен­ности, где износ активной части основных фондов достиг 75—85 % при критическом уровне 60 %. В последнее время ве­дущие экспортеры не в состоянии обеспечить воспроизводство продукции, конкурентоспособной на внешних рынках. Сокра­щаются экспортные поставки тракторов, холодильников, моро­зильников, химических нитей.

Согласно Национальной программе привлечения инвести­ций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г., принятой в 2002 г., общий объем инвестиций в основной капи­тал в 2010 г. должен возрасти по сравнению с 2000 г. в 2—2,5 раза, а доля инвестиций в ВВП — достичь 26—28 %. Се­годня удельный вес инвестиций в ВВП составляет 19 %, что ни­же уровня, обеспечивающего простое воспроизводство основно­го капитала, — 20—22 %. Приведенные данные говорят о том, что пока не удалось создать инвестиционную модель, приемле­мую для экономики страны.

Целью Программы привлечения инвестиций на 2002— 2010 гг. является обеспечение высоких и устойчивых темпов роста инвестиций, необходимых для рациональных преобразо­ваний в экономике и социальной сфере, повышения конкурен­тоспособности и экономической безопасности государства. Не­обходимо добиться радикального изменения инвестиционного режима, разработать соответствующую стратегию и механизмы стимулирования и привлечения капитальных вложений. Тре­буется завершить формирование нормативно-правовой базы в области налогового, кредитного, валютного, таможенного регу­лирования инвестиций и обеспечить иностранным инвесторам стабильные, благоприятные условия для предпринимательской деятельности.

Важнейшим приоритетом инвестиционной политики долж­но стать восстановление расширенного воспроизводства. Основ­ным инструментом достижения данной цели является новая амортизационная политика, проводимая правительством с 2003 г. Она восстанавливает воспроизводственную роль аморти­зационных отчислений, предусматривая формирование амор­тизационного фонда за счет только той их части, которая вошла в себестоимость реализованной продукции. В связи с этим появ­ляется реальный инвестиционный источник воспроизводства основных средств и нематериальных активов.

Для Республики Беларусь денежно-кредитное и бюджет­но-налоговое регулирование играет особую роль, так как про­блемы инфляции, дефицита бюджета, стабильности рубля, кре­дитования носят первостепенный характер. Это не значит, что остальным направлениям отводится второстепенная роль. Каж­дая сфера должна регулироваться надлежащим образом, с при­сущими ей национальными особенностями, соответствующими методами и инструментами. Но результаты, достигнутые на од­ном направлении, могут оказаться неэффективными без адек­ватных шагов в других областях. Эта проблема очень важна для Беларуси. Денежно-кредитная политика утратит действен­ность, если не будет подкрепляться соответствующими измене­ниями в бюджетно-налоговой, внешней политике; и наоборот. Грамотное и продуманное денежно-кредитное регулирование привлечет отечественных и зарубежных инвесторов, что повы­сит в будущем налоговые поступления, уменьшит налоговое бремя, увеличит занятость, поднимет эффективность экономи­ки в целом. Нехватка денежных ресурсов — самое больное мес­то государственного бюджета. Обоснованное секвестрование из­бавит финансовую систему страны от невозвратных кредитов, необходимости дотирования. Все это в свою очередь сделает бо­лее доступными средства для крупных и малых предприятий (в том числе начинающих), позволит обновить производствен­ные мощности, реализовать свой потенциал и далее — даст возможность развиваться приоритетным отраслям и секторам экономики.

Следует подчеркнуть исключительную зависимость сельс­кого хозяйства от мер, проводимых в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах. Раньше аграрному сектору уделя­лось второстепенное значение по сравнению с промышленным, что порождало диспропорции, которые теперь невозможно ус­транить без бюджетных ассигнований. Развитие кредитования способно решить эту проблему. Кроме того, агропромышлен­ный комплекс должен получить максимальные льготы по нало­гообложению. В льготном налоговом законодательстве нужда­ются и предприятия, перерабатывающие продукцию сельского хозяйства и торгующие продовольствием.

Беларусь сравнительно недавно стала независимым государ­ством и еще не успела накопить опыт ведения народного хозяй­ства в качестве самостоятельной единицы. Для нее важно ис­пользовать опыт, накопленный развитыми странами, у кото­рых финансовая система носит устойчивый и стабильный ха­рактер.

В условиях глобализации финансов в современном мире, от­носительно свободного движения капитала и других ограни­ченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики. Она должна ориентироваться и на соот­ветствующие требования и стандарты международного финан­сового права и международных финансовых институтов.

22. Общее понятие об управлении финансами. Управление финансами— это осознан­ное воздействие органов управления на финансы страны (в том числе — финансы отдельных регионов, хозяйствующих субъек­тов) и на все финансовые процессы, происходящие в ней и связанные с получением доходов и прибыли, необходимых для выполнения функций государства.

Это обязанность органов государственного и хозяй­ственного управления — парламента, Администрации Прези­дента, Министерства финансов, Министерства по налогам и сбо­рам Республики Беларусь и др. Оперативное управлениефи­нансами является главной функцией аппарата финансовой сис­темы, реализуемой в повседневной текущей работе финансовы­ми службами предприятий, отраслевых министерств и комите­тов, работниками Министерства финансов, Министерства эко­номики, Министерства по налогам и сборам Республики Бе­ларусь и др.

связанные с фор­мированием, распределением и использованием централизо­ванных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъ­ектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений (о ней речь пойдет в следующем параграфе) выделяют две сфе­ры финансов: 1) финансы хозяйствующих субъектов и 2) обще­государственные финансы. Каждая из них имеет многочислен­ные субъекты управления, такие как финансовые службы хо­зяйствующих субъектов, финансовые органы, налоговые ин­спекции, представительства в сфере государственного страхо­вания и др. Совокупность всех организационных структур, осу­ществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат, который является составной частью общегосудар­ственного аппарата управления народным хозяйством.

Управление финансами — понятие комплексное. Оно пред­полагает, что государство использует финансы в качестве ин­струмента управления народным хозяйством, воздействуя с их помощью на весь процесс общественного производства. Такое воздействие может быть количественным и качественным. Увеличение или уменьшение размера бюджетных ассигнова­ний на развитие сельского хозяйства или других отраслей приводит к его ускорению или замедлению.

Оперативное управление представляет собой комплекс ме­роприятий, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации; их цель — получение максимального эффекта от перераспределения фи­нансовых ресурсов при минимуме затрат.

Выступая в качестве инструмента управления экономикой, финансы одновременно являются объектом управления. Управ­ляются различные виды денежных отношений, централизован­ные и децентрализованные фонды денежных средств. В управ­лении финансами можно выделить такие взаимосвязанные эле­менты, как планирование, оперативное управление и контроль. Планирование занимает центральное место в управлении финансами. Это объясняется тем, что при планировании всесто­ронне оценивается состояние финансов того или другого субъ­екта хозяйствования, выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их более эффективного ис­пользования.

Контроль как элемент управления осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управле­ния. Он призван обеспечить полное и своевременное поступле­ние денежных средств в централизованные и децентрализован­ные фонды финансовых ресурсов, доведение их до получателя, экономное и целевое использование.

В теории финансов различают: а) стратегическое, или об­щее, управление;
б) оперативное управление. Стратегическое управлениевыражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении размера финансовых ресурсов для осуществления финансовых про­грамм и др.

Следовательно, для управления финансами необходим спе­циальный аппарат, действующий с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и финансовых рычагов.

В управлении финансами, как и управлении вообще, можно выделить объекты и субъекты. В качестве объектов управле­ния выступают виды финансовых отношений,

23. Органы управления финансами, их задачи и функции.Непосредственное оперативное управление финансами осу­ществляет финансовый аппарат. Одним из важнейших органов управления является Министерство финансов Республики Бе­ларусь.Оно проводит единую финансовую, бюджетную, нало­говую, валютную политику, утвержденную парламентом, Пре­зидентом и Правительством РБ.

Основными задачами Министерства финансов страны яв­ляются:

• обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

• разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;

• эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;

• участие в организации инвестиционного сотрудничества страны и регулировании внешней государственной задолженности;

• проведение государственной политики в области страховой деятельности, надзор за страховой деятельностью на территории страны;

• регулирование и управление деятельностью других республиканских органов государственного управления в финансовой сфере и др.

В соответствии с данными задачами Министерство финансов выполняет следующие основные функции:

• осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в стране, изучает экономику и финансы отраслей, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;

• организует работу по составлению проекта бюджета, ежегодно разрабатывает проект Закона о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год и представляет его в Совет Министров страны;

• участвует в составлении кратко- и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;

• разрабатывает и определяет порядок и сроки формирования и исполнения федерального (республиканского) бюджета;

• ведет деятельность, связанную с совершенствованием налогового законодательства страны, а также подготовкой проектов международных соглашений по вопросам налогообложения;

• определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных бюджетом;

• обеспечивает исполнение республиканского бюджета, расписывает доходы и расходы, устанавливая их поквартальное распределение, осуществляет взаимные расчеты республиканского бюджета с бюджетами областей;

• управляет средствами, находящимися на счетах казначейства;

• участвует в составлении проекта бюджета Союзного государства, а в дальнейшем обеспечивает его исполнение;

• определяет условия деятельности страховых организаций и их обособленных подразделений;

• осуществляет государственную регистрацию страховых организаций, страховых брокеров, их филиалов и представительств, а также контроль за соответствием изменений и дополнений, вносимых в их учредительные документы, законодательству и др.

Министерство финансов Республики Бела­русь наделено большими правами. Вчастности, оно вправе тре­бовать и получать:

а) от республиканских органов государственного управления и организаций — информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, а также документы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями
финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной

финансовой дисциплины;

б) от областных исполнительных комитетов — материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам местных бюджетов, утвержденные местными Советами депутатов, своды местных бюджетов областей, а также отчеты об их исполнении.

Кроме этого, Министерство финансов Республики Беларусь имеет право:

• ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случае несоблюдения их получателями законодательства, а также необоснованного получения указанных средств либо использования не по целевому
назначению;

• вкладывать свободные средства республиканского бюджета в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды организациям в соответствии с законодательством;

• давать обязательные для выполнения всеми банками республики указания о приостановлении расчетов по банковским счетам при нарушении законодательства распорядителями средств республиканского бюджета;

взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, необоснованно полученные либо использованные не по целевому назначению или с нарушением законодательства, а

• также задолженность организаций по бюджетным займам, бюджетным ссудам и проценты по займам;

• расходовать средства с 1 января текущего года в размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года впределах поступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до принятия Закона о бюджете страны на очередной финансовый (бюджетный) год;

• проводить проверки соблюдения порядка аудиторской деятельности аудиторами, работающими на основе индивидуального предпринимательства, и аудиторскими организациями;

• осуществлять государственный надзор за деятельностью страховых организаций и др.

Органом оперативного управления финансами является Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь.Основными его задачами являются:

• контроль за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты налогов, сборов и иных платежей в бюджет;

• разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и работы налоговых органов;

• подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами и изучение опыта их работы;

• принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления и уплаты (взыскания) налогов в бюджет.

В соответствии с данными задачами Министерство по нало­гам и сборам осуществляет следующие функции:

• контролирует соблюдение налогового законодательства;

• организует деятельность инспекций, входящих в его структуру;

• разрабатывает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики, законодательства о налогах и предпринимательстве;

• проводит разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и предпринимательстве, издает нормативные правовые акты по вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывает и утверждает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с исчислением, уплатой и учетом налогов, а также отчетов инспекций, входящих в его структуру;

• обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров и др.

Органом управления финансами является Государствен­ный таможенный комитет Республики Беларусь.Важнейшими его функциями являются:

• участие в разработке и реализации таможенной политики государства;

• обеспечение соблюдения таможенного законодательства страны;

• принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

• обеспечение (в пределах его компетенции) экономической безопасности страны;

Управление финансами в отраслевых министерствах, госу­дарственных комитетах осуществляют финансовые управле­ния (отделы)этих ведомств. На них возложено выполнение та­ких функций, как:

• • составление сводных финансовых планов и прогнозов по ведомству и контроль за их реализацией;

• проведение мероприятий по укреплению хозрасчета, повышению рентабельности и максимальному увеличению денежных накоплений на подведомственных предприятиях;

• контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях;

• контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и служащими;

• финансирование подведомственных предприятий и учреждений, руководство их финансовой деятельностью и т.п.

• защита экономических интересов страны;

• применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

• взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

• участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу страны;

• обеспечение выполнения международных обязательств страны в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело; осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

• реализация единой финансово-хозяйственной политики, развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов и др.

Наши рекомендации