Конфликты и формирующаяся политическая система мира
Последнее десятилетие было ознаменовано бурным ростом политической активности, в основе которой лежит национальный и религиозный факторы. Данные тенденции позволили многим исследователям говорить о «взрыве этничности и конфессиональности». Однако данные явления вовсе не являются феноменом лишь уходящего века. Этническая и религиозная активность на протяжении всей истории человечества была одним из основных двигателей истории.
Можно с уверенностью констатировать, что этничность и конфессиональная принадлежность являются неотъемлемой характеристикой каждого человека. Они во многом определяют содержание психических процессов индивида, его стереотип поведения и стили взаимодействия с другими людьми. А мобилизованная этничность и конфессиональность становятся важнейшим фактором динамики конфликта.
Особое значение рассматриваемые факторы приобретают в связи с нарастающими глобализационными процессами. Под глобализацией понимается расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени т.о., что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей все более растущее влияние оказывают события, происходящие в других частях земного шара, а с другой — действия местных общин могут иметь важные глобальные последствия. Глобализация предполагает, что множество политических, социальных, экономических, культурных и иных отношений и связей приобретают всемирный характер. Идейным фундаментом глобализации являются либерализм, рынок и технический прогресс. По мнению многих исследователей, глобализация влечет за собой трансформацию всей системы социальных связей индивида. Она раскрепощает личность, освобождает ее от привязки к определенной среде, открывает беспрецедентные возможности выбора жизненных стратегий. Таким образом, стираются межэтнические различия и происходит постепенный переход человечества к общей цивилизации с единым центром или к существованию человечества в рамках нескольких предельно глобализированных региональных объединений.
В результате исторического развития отдельные группы людей вырабатывали свою систему ценностей, свое миропонимание и мировосприятие. Каждый этнос формировал свои категории истины, красоты, добра и справедливости (изобилия). Представители отдельных культур могут зачастую воспринимать друг друга как диких, отсталых, грязных, глупых, лживых и т.д. Столь принципиальные различия привели к появлению политических систем и культурных норм, не только полностью не сводимых к какому-то единому общему стандарту, но и практически исключающих серьезные успехи в выработке унифицированных форм существования для различных культур.
Этнокультурное развитие человечества шло не только по пути-усиления и подчеркивания различий от внешних групп, но и по пути усиления внутригруппового единства. Традиция, обычай, культ, ритуал, всякое заучивание правил, текстов церемоний, стереотипов выражения эмоций и даже шаблонность в материальной культуре и пище — все это средства приведения этнической системы к единому стандарту.
В лице глобализации сегодня представлена качественно новая колониальная политика. Главным проводником этой политики является в первую очередь администрация США. Основными составляющими этой политики является распространение идей рыночного фундаментализма и либеральных ценностей. Новый высокотехнологичный бизнес заинтересован в глобальной экспансии и всеобщей стандартизации. Через навязываемые стандарты потребления идеи глобализации все глубже проникают в человеческое сознание. Но глобализация наталкивается на непреодолимые барьеры, порожденные принципиальной несводимостью политических систем и культурных норм к более или менее унифицированным нормам. На этот барьер наталкивались и все колониальные империи прошлого.
Противоположные процессы глобализации и сопротивления ей уже сейчас оказывают серьезное влияние на жизнь конкретных людей. Для того чтобы политика могла эффективно обслуживать потребность человека в ориентации, необходимы самые серьезные -исследования, учитывающие в т.ч. и этнический фактор. А основным способом избежать последующих разочарований может стать увеличение ценности национальных культур и развитие в этом направлении. Такая тенденция, как защитная реакция на процессы унификации, все явственнее прослеживается уже сегодня.
Фактор CNN
Терроризм «новой волны», или терроризм «четвертого поколения», трансформировавшийся до мега-уровня, является неотъемлемой частью современной истории человечества. Движимый самыми различными приводными стимулами и мотивациями, от религиозных и мистических до материальных, он ориентирован на использование всех доступных видов силового воздействия с целью причинения максимального ущерба противнику, его техноструктуре, политической, общественной и военной системам, системе безопасности, но в первую очередь — общественному сознанию. Терроризм представляет собой континуум политической активности и легко конвертируется из любых других видов насилия, в т.ч. криминального. Негативная функциональная роль терроризма накладывается на коэффициент масс-медиа — качественно нового самостоятельного акселератора современной информационной эпохи. Репортажи в реальном масштабе времени многократно усиливают поражающий эффект взрывной волны от любого теракта, привнося его буквально в каждый дом. Фактор CNN или «Аль-Джазиры» объективно формирует не только «синдром сопричастности», но и психологическую устойчивость к картинам смерти и разрушения («смерть как обыденность жизни»). Электронные СМИ как средство максимально оперативного доведения до индивидуума негативной (устрашающей) информации в гипертрофированной концентрации имеют практически неисчерпаемый ресурс по внедрению стереотипов, формированию субъективной картины объективных процессов, конструированию «виртуальной реальности» и, следовательно, манипуляции массовым сознанием и политическими тенденциями. Неоднозначные, перпендикулярные внутренние процессы информационной среды породили, например, знаменитый «эффект 11.09», способствовавший глобальному моральному шоку и восприятию в США известных событий не иначе как в качестве национальной катастрофы. Терроризм является объективным блокиратором на пути решения самых серьезных глобальных, «алармистских» вызовов, с которыми только сталкивается человечество, — грядущие энергетический и сырьевой кризисы, деградация среды обитания, неконтролируемый демографический взрыв, дальнейший разрыв между богатыми и бедными странами.
Фактор терроризма препятствует мобилизации экономических и финансовых ресурсов, обращению результатов информационной и научно-технической революции на полноценное противодействие этим вызовам, отвлекая на военные цели неисчислимые ресурсы. Так, только на 2002—2003 финансовый год США выделили «на борьбу с терроризмом» 393 млрд долл. При этом обеспечение питьевой водой каждого жителя Земли обойдется в 6 млрд долл., что немногим меньше совокупных военных расходов всех стран мира в течение всего нескольких недель. Не менее 40% ученых мира (до 400 000 человек) напрямую или косвенно участвуют в исследованиях и разработках, ведущихся в военных целях. Ситуация с фактором отвлечения порождает формулу замкнутого круга, поскольку, как мы видели в предыдущих сериях, именно бедность, перенаселение, скудность ресурсов и отсутствие образования являются самой благоприятной питательной средой для терроризма. Фактор терроризма является как причиной, так и поводом для ужесточения общественных отношений, в т.ч. ограничения прав и свобод личности. Внедряемый тотальный контроль, обусловленный, в общем-то, всем понятной оперативной необходимостью и соображениями борьбы с терроризмом, тем не менее объективно тормозит и, возможно, уже обращает вспять тот несомненный прогресс, которого добилось человечество на этом поприще за последние 200 с лишним лет. Аналитики, исследующие проблемы применения насилия, уже в 1970-е гг. обратили внимание на то, что стратегия терроризма в меньшей степени нацелена на прямые физические последствия терактов, на наносимый ими материальный ущерб или количество погибших, на выведение из строя систем снабжения и т.д., а в значительно большей мере ориентирована на психологические эффекты, такие как страх и ужас, воодушевление и надежда.
В конце 1960-х — начале 1970-х гг. современная стратегия терроризма развивалась как форма замещения партизанской борьбы или, соответственно, как некая предшествующая ей форма. Терроризм в виде рассчитанной на длительный период политико-военной стратегии существует не более тридцати лет. Даже если террористы долгое время использовали то же самое оружие, что и их предшественники, главным образом анархисты, все же фундаментальное отличие кроется в том, что они соединили это оружие с воздействием средств массовой информации. Это объединение представляет собой, так сказать, решающую инновацию в ходе использования террористами насилия. Террористические стратегии не могут действовать без усиливающего эффекта публичности. В соответствии с этим в процессе интенсивного наращивания пробивной силы они следуют образцам медийных революций, в результате которых из локальной, в лучшем случае региональной, общественности возникла мировая общественность, обслуживаемая в режиме реального времени. Решающими этапами этого процесса были возникновение массовой печати, распространение радио и наконец победное шествие телевидения по мере запуска на орбиту ретрансляционных спутников. При отсутствии этой мировой общественности террористические акты, осуществленные 11 сентября 2001 г., не возымели бы, несмотря на колоссальные разрушения и большое количество жертв, того воздействия, которое они оказали в кратко- и среднесрочной перспективе. Ни одна стратегия не способна использовать т.н. фактор CNN столь же эффективно и успешно, как террористическая стратегия. В целом терроризм можно определить как стратегию, которая при мобилизации незначительных собственных ресурсов позволяет террористам тягаться в насильственном конфликте с бесконечно превосходящими их по силе и возможностям державами. Эта способность обусловлена двумя особенностями, которые отличают террористическую стратегию от других форм вооруженного разрешения конфликтов. Это, во-первых, полное игнорирование всех и всяческих правил ведения войны, начиная от обозначения собственных бойцов с целью их отличия от не участвующих в борьбе людей и до использования гражданского населения противника в качестве живого щита и заложников террористических групп; а во-вторых, безоглядное использование гражданских ресурсов атакованного противника в собственных военных целях.
Максимальные эффекты.К гражданским ресурсам атакованного противника, используемым террористами и обращаемым в качестве военных средств против него самого, относятся преимущественно транспортная и коммуникационная системы подвергающейся нападению стороны: от обычных курьерских служб и почты, которым можно всучить бомбы в виде пакетов — в последнее время это были письма со спорами сибирской язвы — до транспортных систем (преимущественно гражданской авиации) и систем высокоскоростной передачи данных, в которые можно запустить компьютерные вирусы, чтобы заблокировать или разрушить комплексную информационную структуру современных обществ. Но прежде всего к этим гражданским ресурсам относятся информационная и развлекательная системы, с помощью которых даже сравнительно небольшим акциям можно придать непропорционально большой резонанс. Для этого, разумеется, необходимо планировать террористические акции т.о., чтобы они достигали максимального эффекта с точки зрения коммуникационной стратегии. Одним из примеров этого служит захват израильских спортсменов группой палестинских террористов во время Олимпийских игр 1972 г. в Мюнхене, другим —угон в июне 1985 г. самолета авиакомпании ТВА, следовавшего рейсом 847, и семнадцатидневное удержание в заложниках в аэропорту Бейрута специально отобранных американских пассажиров. Этот инцидент необходимо выделить особо, поскольку последствием террористической акции стало ее самое интенсивное на тот момент освещение в средствах массовой информации. И наконец, еще одним примером является комбинированная террористическая акция 11 сентября— не только потому, что она повлекла за собой наибольшее из имевшихся до сих пор при терактах количество жертв, но и прежде всего по той причине, что она поразила центры и символы глобального американского господства: Пентагон как командный центр, в который сходятся все нити управления американским военным аппаратом, и Всемирный торговый центр в качестве одного из важнейших диспетчерских пунктов капиталистической экономики. Наряду с этим Пентагон слыл символом американской неуязвимости, а башни-близнецы Всемирного торгового центра символизировали доминирование американского капитала во всем мире. Итак, это было (и остается) первым посланием от 11 сентября: картины сначала объятых пламенем, а затем обрушивающихся башен-близнецов представляют собой контрсимволы к американскому доминированию или также демонстративно инсценированную десимволизацию. Они показывают возможность нападения на США, демонстрируют уязвимость Америки, причем не только на периферии ее влияния — это подтвердили террористические акты против казармы морских пехотинцев в Бейруте и взрывы бомб у американских посольств в Найроби и Дар-эс-Саламе — но также и непосредственно в центрах ее могущества: в Нью-Йорке и Вашингтоне. Ничто не могло бы запечатлеть это послание в сознании мировой общественности столь же убедительно и неизгладимо, как картины 11 сентября и следующих дней, когда сначала бесконечно крутили кадры любительской видеосъемки с врезающимися в башни-близнецы Всемирного торгового центра самолетами, которые сменились потом кадрами все еще дымящихся развалин на Ground Zero. Вплоть до начала воздушных налетов на Афганистан борьба между стратегами террора и Соединенными Штатами Америки была в значительной мере войной телевизионных картинок, в которой США лишь медленно и постепенно смогли добиться паритета с напавшими на них террористами. Сначала вновь и вновь прокручивались кадры развертывания флота, которые служили сигналом того, что будет нанесен сокрушительный ответный удар, но на его подготовку потребуется еще несколько дней. К этому добавлялись картины патриотической решимости населения Нью-Йорка, хотя и казавшиеся подчас европейским зрителям несколько крикливыми, но выражавшие, что послание террористов не оказало на потерпевшую сторону ожидавшегося воздействия. Эти адресованные мировой общественности ответные послания — демонстрация колоссальной военной машины, которая будет вскоре пущена в ход, и патриотическая решимость американского гражданского населения, не поставленного на колени брошенным террористами вызовом и готового взвалить на себя тяготы затяжной войны против международного терроризма, — дополняла и сплачивала воедино агрессивная военная риторика Джорджа Буша, функция которого вопреки спонтанно возникавшему впечатлению заключалась в значительной мере в том, чтобы выиграть время для Соединенных Штатов и идентифицировать нападавших, определенным образом локализовать их и наконец выработать приемлемую стратегию борьбы и победы над ними.
Итак, терроризм—это и самостоятельная военно-политическая категория, и особый вид войны, и компонент политической культуры, и направление идейного мировоззрения.Он распространяется на любые силовые и иные представляющие угрозу мотивированные действия, проявления и тенденции со стороны любых организованных структур, действующих вне формата государства. Законная война, война между государствами, признана человеческой моралью и международным правом как неизбежное зло. Любое насилие, проявляемое вне государственного формата и контекста закона, по определению, является заведомым преступлением. И сегодня в первую очередь это относится к терроризму.
Конфликты в России и СНГ
Бесспорно, в России наибольшее внимание властей и общества приковывает к себе проблема поддержания внутренней стабильности, урегулирования внутренних конфликтов. После распада СССР аналогичная угроза долго витала над Россией. Каждый конфликт актуализировал эту угрозу, особенно в условиях преобладания у ее населения не столько правового, сколько прецедентного сознания. В таких условиях любой конфликт мгновенно порождал целый ряд негативных последствий. Рассмотрим данную проблему на примере первой чеченской войны (1994—1996 гг.).
Следует подчеркнуть, что чем настойчивее притязания национальных движений, тем жестче ответная реакция федерального центра. Поэтому внутренние этнотерриториальные конфликты по степени вызова, предъявляемого российским властям, могут быть ранжированы: 1) конфликты, возникшие в результате притязаний существовавших ранее национально-территориальных автономий на полный государственный суверенитет; к таковым на территории Российской Федерации относится как раз чеченский конфликт;
1) конфликты, развившиеся как следствие провозглашения этническими общинами новых национально-территориальных автономий или одностороннего повышения ими статуса существующих, но без формального притязания на создание на базе этих автономий независимых государств;
2) конфликты между соседними этническими группами или несуверенными республиками, претендующими на контроль над
спорными пограничными территориями.
Анализируя развитие чеченского кризиса, можно выделить четыре его основных этапа. Каждый из них демонстрирует характерные особенности политики России в конфликтных зонах и типичные ее промахи.
1-й этап (август — ноябрь 1991 г.) ознаменовался беспорядками в Чечне и выходом ее из-под федерального контроля. На этом этапе российские власти фактически поощрили произвол незаконных вооруженных формирований (как их назовут впоследствии). Чем это было вызвано:
2) новой власти было не до решения проблем с крохотной мятеж
ной республикой во время ломки всех социальных институтов
после распада СССР;
3) некоторые политические силы в Москве рассчитывали использовать Дудаева в своих интересах;
4) провозглашенные демократические либеральные ценности не
позволяли пойти на жесткие меры.
2-й этап (декабрь 1991 — ноябрь 1994 гг.) характеризуется фактической изоляцией Чечни от России и выжиданием обеих сторон. В этот период Чечня стала фактически свободной криминально-экономической зоной, где проводились масштабные банковские аферы с участием чеченской мафии, реэкспорт российской нефти, контрабанда оружия, использование российских самолетов для перевозки наркотиков и т.д. Официальные власти РФ предпринимали незначительные усилия для решения проблем подобного рода.
3-й этап (ноябрь 1994 — август 1996 гг.) охарактеризовался по-I пыткой военного решения чеченского кризиса. Б.Н. Ельцин, которого упрекали в излишней уступчивости, неожиданно решился на рискованную военную операцию. В качестве указания причины этого в прессе чаще всего звучит одна версия: президент хотел поднять рейтинг с помощью «маленькой победоносной войны». После бездарного танкового похода «чеченской оппозиции» на Грозный Ельцин стал отдаляться от либеральных союзников.
Предсказываемых быстрых военных успехов не получилось. После ряда провалов российских военных операций под давлением общественности были подписаны (31 августа 1996 г.) Хасавюртовские соглашения, фактически засвидетельствовавшие капитуляцию федеральных сил.
4-й этап — современный (с сентября 1996 г.) — нерешенность чеченской проблемы (а именно то, что целый ряд противоречий так и не был разрешен) привела к новой эскалации конфликта, который с большей или меньшей степенью интенсивности продолжается и по сей день.
Как показала практика, даже российская политика «одностороннего признания Чечни» не привела к постепенному возвращению Чечни в правовое поле России.
Если вести речь о характеристиках конфликтного поля в более широких аспектах, то следует констатировать, что либеральные реформы, создав огромные возможности для индивидуального продвижения, одновременно привели к потере социального статуса и лишениям миллионов людей.
Современное состояние российского общества стимулирует распространение в нем катастрофического типа массового сознания.
Оно рождается как реакция на непереносимые тяготы бытия и полную потерю базовых ориентиров. Отчасти распространение идеологии катастрофизма определяется позицией существующего режима, пренебрегшего аргументированным разъяснением проводимой политики и не сформулировавшего целей развития.
Хотя реальные масштабы социального протеста россиян относительно невелики, существует реальная возможность взрыва социального возмущения. Это связано с распадом социальной ткани и атомизации российского общества, сочетающихся с неоформленностью интересов многих входящих в него социальных групп. Эти группы не связаны чувством социальной солидарности ни друг с другом, ни с государством и властью, как следствие, массовое отчуждение населения от политики и уход в частную жизнь, усталость и неверие в то, что можно что-то изменить.
В какие формы конфликта могут вылиться уже созданные предпосылки? Возможно несколько сценариев событий:
1) развитие протестного движения (локальные либо скоординированные в региональном или отраслевом масштабе забастовки
и выступления). Возможен и массовый «выброс» протестного голосования на выборах в федеральные органы власти (в данный момент власть страхуется от такого поворота событий, принимая нужные ей поправки в закон о выборах);
2) массовые социальные взрывы общенационального характера,
вероятный результат которых — падение существующего режима;
3) снижение остроты общественного противостояния в результате проведения более или менее эффективной социальной поли
тики взамен популистским обещаниям увеличить макроэкономические показатели.