Политическая модернизация, политические конфликты и кризисы

Вопросы:

1. Понятие политической модернизации, ее особенности и противоречия. Теории модернизации современной политической науки

2. Сущность, содержание, структура и технология политических конфликтов. Понятие политического кризиса

3. Пути урегулирования конфликтов

Модернизация – переход общества от традиционного аграрного состояния к современному: индустриальному и постиндустриальному. Комплексный процесс, преобразующий все сферы общественной жизни. Теория модернизации представляет собой одно из направлений теории общественного развития, сложившейся в новое время. Основа теории модернизации связана с социологией развития – Вебер, Парсонс. Выделяется два типа общества – традиционное и современное.

В развитии теории модернизации выделяют два этапа:

1. 50-60 годы двадцатого века. Модернизация понималась как вестернизация. В этот период модернизация стала проблемой для стран Африки, Латинской Америки и Азии. Попытки воспроизвести западные образцы приводили к непредвиденным результатам: рост бюрократии, коррупция, расслоение населения, политическая аморфность граждан, рост нестабильности, постоянные политические перевороты, экономическое отставание от развитых стран. Поэтому взгляд на модернизацию как на линейное движение и постепенное освоение западных образцов потерпел крах, теорию перестали рассматривать.

2. 70-90 годы двадцатого века. Связь между модернизацией и развитием пересмотрена. Модернизация стала интерпретироваться не как условие развития, а как функция развития. Цель модернизации – изменение социально-экономических и политических структур, проводимых вне западной модели.

Типология модернизации: первичная и вторичная.

Первичная – эпоха промышленной революции, разрушение традиционных наследственных привилегий, провозглашение равных прав. Западная Европа, США, Канада.

Вторичная (отраженная, догоняющая) – Россия, Бразилия, Турция.

В зависимости от технологического способа производства, заложенного в основе модернизации, проводят типологию:

1. Доиндустриальная модернизация – мануфактура и ремесленное производство.

2. Ранняя индустриальная модернизация – фабричное и заводское производство.

3. Поздняя индустриальная модернизация – поточно-конвейерное производство.

4. Постмодернизация – сфера услуг, информационные технологии.

Теория политической модернизации стала развиваться с 1950-60 годов. Связано это с освобождением от колониального господства ряда государств третьего мира и процессом демократизации (1980-90). Сторонники теории: Хантингтон, Алмонд, Верба, Роберт Даль.

Политическая модернизация – процесс изменения политической системы (возрастающая часть политики населения, формирование новых политических институтов - разделение властей, система выборов, многопартийность). Переход от традиционного общества к современному. Этот переход связывают с демократизацией политической системы и политического сознания.

Хантингтон выделил три волны демократизации:

1. Начало 19 века, США – до окончания Первой мировой войны.

2. После Второй мировой – до середины 1960-х.

3. 1974, Португалия – Испания, Греция, Латинская Америка. С середины 1980-х годов демократизация захватила социалистические страны Восточной Европы и СССР. Распад СССР и образование новых независимых государств также входит в эту волну. Но есть точка зрения, что демократические процессы в постсоциалистических странах относятся к четвертой волне.

Выделяют два подхода к оценке характеров и перспектив демократических преобразований.

Первый – либеральное направление (Даль, Алмонд, Лесли Пай). В качестве основного критерия выдвигают степень вовлеченности населения в систему представительной демократии, отстаивают наличие возможности влияния населения на власть. Характер модернизации зависит от степени открытости элит, характерно отрицательное отношение к авторитаризму.

Второй подход – консервативный (Хантингтон). Источник модернизации находится в конфликте между включенностью населения в политическую жизнь и наличием необходимых структур и механизмов для артикуляции интересов.

Модернизированность общества связана не столько с уровнем демократизации политических институтов, сколько с их прочностью и организованностью.

Выделяют две модели перехода к демократии:

1. Кооперативная. Последовательная либерализация политической системы, демонтаж отживших институтов, ресоциализация населения.

2. Конкурентная. Резкая либерализация, распад прежней политической системы, внедрение новых демократических институтов любой ценой, вопреки сопротивлению как сверху, так и снизу.

Конфликт – испытание сил противоборствующих сторон, столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов; серьезные разногласия, острый спор. Теоретическое обоснование получила в конце 19 – начале 20 века. В изучении конфликтов выделяют два направления:

1. Теории Маркса, Вебера, Сорокина, Дарендорфа – рассматривают общество с точки зрения конфликтной модели. Каждое общество изменяется, но конфликт вездесущ, поскольку одни члены общества вынуждают к подчинению других. Подавление конфликта ведет к его обострению. Необходимо справляться с конфликтами путем их признания.

2. Дюркгейм, Парсонс – стабильность и устойчивость политической системы. Каждое общество – устойчивая система, основанная ценностном консенсусе всех членов общества.

Политический конфликт – противоборство двух или нескольких субъектов: государств, лидеров, социальных групп, которые оспаривают друг у друга распределение властных полномочий и ресурсов. При объяснении причин социальных конфликтов выделяют два подхода:

1. Ресурсный. Конфликты возникают из-за материальных ресурсов: деньги, земля, полезные ископаемые.

2. Ценностный. Конфликты возникают на основе разных идеологических убеждений и ценностей.

В реальности эти два мотива переплетаются.

Основные элементы конфликта:

1. Источник (предмет) конфликта

2. Стороны (участники) конфликта

3. Повод (событие, которое послужило началом)

4. Средства, которые используют стороны конфликта

5. Цели сторон.

Стадии конфликта:

1. Предконфликтная ситуация: стороны оценивают свои ресурсы

2. Непосредственно конфликт. Действия, направленные на изменение поведения соперника.

3. Разрешение конфликта – инцидент исчерпан.

Типы политических конфликтов по области проявления: внешне и внутреннеполитические конфликты.

По степени интенсивности: высокой и низкой интенсивности.

По характеру нормативной регуляции: институционализированные и неинституционализированные.

С точки зрения публичности: открытые и скрытые (латентные).

По времени протекания: долговременные и кратковременные.

По содержанию: ценностей, интересов, идентификации, институтов, неуправляемых эмоций.

Для характеристики конфликтов, затрагивающих государство, используют понятие «политический кризис» (решение, исход – греч.). Это состояние политической системы, выражающееся в углублении и обострении конфликтов, усилении политической напряженности: внешнеполитический кризис (обусловленный международными противоречиями), внутриполитический (правительственный – потеря правительством авторитета, смена лидеров, отставка правительства; парламентский – борьба фракции в парламенте парализует его работу, решение парламента расходится с решением большинства граждан; конституционный кризис – прекращение действия конституции, когда она утрачивает легитимность и подлежит пересмотру).

Способы урегулирования конфликтов

Три критерия:

1. Необходимо решить, кто является победителем, а кто - побежденным, каким будет распределение ценностей.

2. Осуществить распределение ценностей.

3. Принять заключение, что конфликт завершен. Если конфликт не удается разрешить окончательно, то говорят об управлении конфликтом.

Стратегии управления конфликтом:

1. Инициирование конфликта – постоянное обострение отношений

2. Рутинизация конфликта

3. Предупреждение конфликта

4. Вытеснение конфликта

5. Разрешение конфликта

Формы разрешения конфликтов:

1. Метод конфронтации

2. Арбитраж, третейское разбирательство

3. Примирение сторон через посредника

4. Переговоры

5. Отрицание или подмена конфликта

Лекция 18

Наши рекомендации