ГЛАВА 4. Политическая власть как социальный
Феномен
Понятие и сущность власти
Политическая власть –это способность, право и возможность господства над людьми с помощью закона, авторитета и принуждения. Власть – это инструмент политика, поэтому очень важно, в чьих руках находится данный инструмент. Политическая власть значительно отличается от других видов власти: родительской (власть отца), экономической (власть денег), религиозной (власть церкви), военной (власть армии) и т.д.
Политическая власть – высший тип власти, созданной человеком с целью организации совместной жизни и обеспечения безопасности. Если экономическая, правовая, семейная, военная власти регулируют какие-то отдельные стороны человеческой жизни, то политическая власть пронизывает все сферы человеческой деятельности.
Т. Парсонс рассматривал власть как посредник, тождественный деньгам, циркулирующий внутри политической системы, но выходящий далеко за ее рамки и проникающий в функциональные подсистемы общества– экономическую подсистему, подсистему интеграции и подсистему поддержания культурных образцов.
Средства осуществления политической власти весьма разнообразны. Это право, авторитет, убеждение, традиции, принуждение, насилие. В современном информационном обществе важными ресурсами власти становятся знания и информация, а также средства их получения и распространения. Поэтому средства массовой информации сегодня часто называют «четвертая власть».
Современная политическая наука рассматривает политическую власть в качестве основы существования и развития человеческого общества. Власть является основой политики. Она способствует удовлетворению общих, групповых и частных интересов, является объектом борьбы и сотрудничества различных групп, партий, движений, а также индивида и государства.
Понятие «власть»широко употребляется в самых различных смыслах. Например, социологи говорят о власти социальной, политологи о власти политической, психологи о власти человека над собой и т.д.
В научной литературе существуют разнообразные определения власти. Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти.
1. Телеологические (с точки зрения цели) определенияхарактеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. «Власть может быть определена как реализация намеченных целей», - пишет Б. Рассел. Эти определения распространяют власть не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром ( власти человека над природой).
2. Системная трактовка власти рассматривает власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей. Т. Парсонс рассматривает власть как отношения неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено их “ролями” ( управляющих и управляемых). Подобная трактовка рассматривает общество как структурно расчлененную целостную систему, в которой каждый элемент выполняет определенные функции для поддержания ее жизнеспособности. Власть, по теории Т. Парсонса, осуществляет ряд функций: предписывает индивидам выполнять обязанности, определенные общественными целями, мобилизует их ресурсы для достижения общественных целей.
3. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Власть выступает в качестве механизма интеграции, согласования и упорядочения взаимодействия людей, реализующих собственные интересы. Общество без власти, без ее упорядочивающего воздействия просто не способно функционировать и превращается в хаос. Если бы не власть, то общество не смогло бы развиваться из-за внутренних конфликтов и противоречий. Власть - это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Власть-это способность оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств права, авторитета и воли.
4. Бихевиористская трактовка власти рассматривает власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Власть в этом понимании - это реализация воли к власти. Сторонники бихевиористского подхода считают власть особенной сущностью, носителем которой выступает отдельный индивид, заставляющий других людей повиноваться своей воле. Власть отождествляется с силой, обладание которой дает право на управление людьми. С точки зрения этой теории природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями отдельного человека-носителя власти.
Бихевиористская трактовка власти была введена в 1930 году американскими учеными Ч. Мерриамом (1874-1953), Г. Лассуэлом (1902-1978) и англичанином Дж. Кетлином (1896-1975).
5.Психологическая интерпретация власти пытается раскрыть истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из направлений этого рода — психоанализ, который трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (Зигмунд Фрейд) или просто психическую энергию (Карл Густав Юнг). Стремление к власти и обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней — одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» — других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоения.
Психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. С. Московиси, Б. Эдельман видят их в гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, Ж. Лакан - в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом же психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование-подчинение.
6.Реляционистская трактовка (от французского слова «геlasiоп» – отношение) рассматривает власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. Такое понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увязать в единое целое различные ее характеристики. Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.
Классическим в западной политологии является определение власти, данное в 1922 году Максом Вебером: «Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана».
Обобщив различные трактовки, сформулируем следующее определение: власть – это способность, право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; способность оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью средств права, авторитета и воли; это политическое господство над людьми.
Субъект и объект власти
Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Субъектом власти может быть как индивидуум, так и коллективно действующее лицо: партия, комитет, совет, а также общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Обладание властью означает право действовать по своему усмотрению с использованием установившегося порядка и организации. Это право представляет собой способность лица действовать или давать указания, после чего происходят изменения в существующем порядке вещей.
Субъектом власти может быть любой непосредственный носитель, агент власти, воплощающий активное, направляющее начало власти.
Под объектом власти мы понимаем индивида, социальную группу, массу, класс, общество и т.д., то есть агента власти, на который направлено властное воздействие.
Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного повиновения. Подчинение присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Преобладание в обществе людей беспрекословно повинующихся является благоприятной питательной средой для деспотических режимов.
Ресурсы власти
Власть базируется на использовании разнообразных средств и методов, в том числе – влиянии, авторитете, законе, прямом насилии и т.д. Совокупность этих средств и методов, которые позволяют субъекту власти влиять на ее объект, есть ресурсы власти. Другими словами, это реальные и потенциальные средства, которые могут быть использованы для обеспечения влияния субъекта на объект власти. По определению Р. Даля, к ресурсам власти относится “все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других”.
По мере развития общества и самой структуры власти изменялись и средства ее осуществления. В древности власть опиралась главным образом на авторитет правителя, с ростом расслоения в обществе главными ресурсами власти стали богатство и сила. В индустриальном обществе главным ресурсом власти становится организация, а на современном этапе развития, в условиях постиндустриального общества, на первое место выходит информация, которая становится важнейшим средством властвования.
Существует несколько критериев для классификации ресурсов власти. По одной из наиболее распространенных систем типологий - антропологической, типы властвования различаются устойчивыми мотивами, лежащими в основе поведения субъекта и объекта власти. Конфуций считал ресурсами власти правителя - его личный пример и следование моральным принципам, справедливости, гуманности, мудрости и т.д. Н. Макиавелли выделил два главных мотива поведения человека - любовь и страх. Человек, которого боятся, способен управлять так же эффективно, как и тот, которого любят. Помимо страха и любви Макиавелли считал ресурсами власти также человеческие страсти и пороки.
Позднее добавили к страху как ресурсу властвования убеждение и интерес. Убеждение может использоваться в качестве источника власти как в демократическом (свободный выбор индивидом предпочтений и ценностей в политике), так и в тоталитарном обществе (всеобъемлющий контроль). Ресурс интереса является основой властных отношений преимущественно в условиях развитого демократического, гражданского общества, где политика выступает предметом своеобразной купли-продажи – обещания в обмен на избирательные голоса. Использование определенных ресурсов связано с существующим политическим режимом и некоторыми другими факторами, в том числе и традициями.
Одна из современных типологий, которая использует смешанные критерии, была разработана американским социологом О. Тоффлером (р.1928г.). По его мнению, в современном обществе наблюдается определенное “смещение” власти, так как в нем произошли серьезные изменения в самой системе ресурсов власти. На протяжении веков власть опиралась на три основных властных ресурса – силу, богатство и знания.
В зависимости от того, какой ресурс выходил на первый план, устанавливались различные виды властвования. По О.Тоффлеру, власть, основанная на силе, представляет собой низший тип властвования и практически изжила себя, несмотря на ее использование в прошлом и настоящем. Власть среднего качества связана с богатством, а власть высшего порядка основывается на знаниях, которые становятся в настоящее время решающим ресурсом власти. Определяющей тенденцией мирового развития является постепенный переход от власти “низшего” качества к власти “высшего” порядка. Таким образом, по мнению О. Тоффлера, современное общество развивается в направлении «антибюрократических форм власти».
Виды власти
Существует классификация власти в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, принудительную.
Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на материальные ценности. В спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку “экономический контроль - это контроль над средствами достижения всех наших целей”.
С экономической властью тесно связана социальная, которая выражается в распределении позиций на социальной лестнице - статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой социальной властью, с помощью социальной политики они могут влиять на социальное положение больших групп населения, завоевывая или теряя их поддержку.
Культурно-информационная власть - это власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на основе авторитета.
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует путать с политической, хотя легальное использование силы - важнейшая особенность политической власти. Насилие и физическое принуждение могут широко применяться во внеполитической сфере и ради достижения неполитических целей (криминальных, экономических и др.).
Политическая власть как одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью, правом и возможностью субъекта политики (класса, группы или индивида) проводить свою волю, выраженную в политике и правовых актах.
Политическая власть является сложным общественным образованием, охватывающим все сферы общественной жизни. Она выступает как система трех определенных видов отношений:
- социально-политических, которые регулируют отношения социальных слоев и организаций с политической властью;
- политико-управленческих, которые регулируют экономические, социальные и духовные взаимоотношения политических кругов с социальными образованиями и общественными организациями;
- политико-идеологические, оказывающие постоянное и всестороннее влияние на массовое сознание.
С развитием общества происходит постепенная институциализация власти, т.е. она начинает опираться в своей деятельности на специальные институты, осуществляющие такие функции, как выражение общих интересов, управление, обеспечение социального порядка и мира. Таким образом, власть приобрела политический характер.
Необходимо разделять понятия, политическая власть и политическое господство. Политическое господство возникает тогда, когда власть превращается в устойчивые отношения, когда в организации устанавливаются позиции, занятие которых позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.
Господство неразрывно связано с властью, является формой ее организации в обществе. Научное понимание господства не связано с такими негативными атрибутами, как эксплуатация, угнетение, подавление. Господство - это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются. Таким образом,политическое господство - это относительно устойчивое состояние государственной власти (правящей партии), оказывающей решающее политическое воздействие на все сферы жизни общества.
Легитимность власти
Функционирование политической власти осуществляется на базе двух основных принципов – суверенитета и легитимности. Эти понятия характеризуют политическую власть по двум основным аспектам: 1)с точки зрения выделения внутри нее главной составляющей - государства, и, 2)в плане определения правомерности использования тех или иных средств и ресурсов власти для достижения политических целей.
Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Исключительным правом государства является установление в обществе единого правопорядка, определение статуса государственных органов, наделение граждан правами и обязанностями, использование насилия. Государство занимает также высшее положение по сравнению с политическими партиями, организациями и движениями, так как именно государство сосредоточивает в своих руках политическую власть. Независимость государственной власти выражена в ее самостоятельности и в равноправных отношениях с другими государствами.
Термин “легитимность” возник в начале XIX в. во Франции, и означал законно установленную власть в отличие от насильственно захваченной. Легитимность отражает убежденность людей в том, что власть имеет право управлять обществом и ее решения обязательны для выполнения. Легитимность власти не означает, что все граждане однозначно поддерживают ее. В любом государстве существуют определенные круги, не разделяющие политический курс властей, но, опираясь на предпочтения большинства, власть признается наилучшей и общество ей подчиняется.
Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения со стороны граждан страны. В демократическом обществе власть соглашается учитывать интересы граждан и действовать в рамках закона, а население - добровольно подчиняться ее решениям. Таким образом, легитимность власти- это признание обществом законности и правомерности официальной власти и ее права управлять им. Термин «легитимность» не является строго юридическим и не фиксируется в основных законах государств. «Легальность» является юридическим обоснованием власти.
Исходя из того, что в разных обществах власти используют разные ресурсы для управления, М. Вебер (1864-1920гг.) выделил три основных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный.
Первым типом была традиционная легитимность, основанная на вере в необходимость издревле существующих порядков, на традициях и обычаях, устанавливающих, кто имеет право на власть, а кто ей должен повиноваться. На этой привычке повиноваться и вере в ее высший характер и священность прав престолонаследия основан авторитет наследственных монархов и племенных вождей. В обществах, где власть принадлежит именно таким правителям, сохраняется этот тип легитимности.
С развитием общества, его институтов, избирательной системы право на единоличное правление постепенно заменялось все более разветвленной бюрократической системой. По мнению Вебера, сдержать рост бюрократизации мог только харизматический лидер. В основе этого типа легитимности лежит «авторитет личного дара (харизмы), полная личная преданность и доверие».
Харизматическая легитимность(от греч. harisme - божественный дар) основана на вере в личные, исключительные качества политического лидера, в его способность должным образом осуществлять власть. Этот тип легитимности можно также назвать абсолютным, так как он базируется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. М. Вебер считал, что данный тип легитимности относится преимущественно к власти религиозных вождей и пророков (Моисея, Магомета и т.д.), в настоящее время он приписывается и светским деятелям. Преобладает же он в обществах, находящихся на переломе, в периоды революционных потрясений, ибо не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженную волю большинства.
Третий тип получил у Вебера название рационально-легальной легитимности. Он основывается на вере участников политического процесса в справедливость существующих правил формирования власти. Рационально-правовая (конституционная) легитимностьоснована на рационально понятом интересе, который и побуждает людей подчиняться решениям власти, сформированной по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В основе данного типа легитимности лежит вера в “обязательность легального установления”.
На практике вышеприведенные типы легитимности не всегда присутствуют в чистом виде, они взаимно дополняют друг друга, создавая новые смешанные типы.
Разделение властей
Принцип разделения власти подразумевает разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей, которые осуществляют свои функции и полномочия самостоятельно, уравновешивая друг друга.
Впервые принцип разделения властей нашел свое юридическое оформление в Конституции США (1778г.), а затем в конституционных актах Великой французской революции. Суть такого разделения в том, что законодательная и исполнительная власть имеют собственный, независимый источник легитимизации.
В некоторых странах, например в США, этим источником является весь электорат страны. Конгресс (законодательную власть) и президента (исполнительную) избирает все взрослое население страны. Таким образом, законодательная власть вместе с судебной противостоит исполнительной, создавая механизм сдерживания и контроля.
В Великобритании существует несколько иная система: парламент (законодательная власть) выдвигает главу правительства и формирует кабинет министров из числа представителей победившей партии, парламент выступает основой легитимности правительства.
Законодательная властьформируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в Конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, госбюджет, принимает законы и контролирует их исполнение. Носителем законодательной власти выступает парламент.Парламенты бывают однопалатные и двухпалатные.
В Российской Федерации законодательную власть осуществляет Федеральное собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта. Государственная дума состоит из 450 депутатов, избираемых прямым тайным голосованием. В парламентских республиках, где правительства формируются законодательными собраниями, им принадлежит и верховная власть в государстве.
Исполнительная властьосуществляется правительством, которая действует за «закрытыми дверями». При отсутствии надлежащих сдержек она неизбежно подминает под себя законодательнуюисудебную власть. Парламент имеет право выразить недоверие правительству. Президент вправе как согласиться, так и отправить правительство в отставку, так и распустить сам парламент при условии, что он повторно подтвердить свое нежелание работать с таким правительством. Парламент (может избираться как прямыми выборами (США), так и формироваться парламентом), представляет систему органов государственного управления, обладающую полномочиями обеспечивать действие законов и решений на всей территории страны и осуществлять функции управления всеми сферами жизнедеятельности общества.
Судебная власть призвана контролировать себя законодательнуюисудебную власть и воздействовать на них. Она обеспечивает разрешение споров и конфликтов нормами правового государства и руководствуясь законами. В Российской Федерации законодательная власть контролируется через Верховный и Конституционный Суды.
Связь трех властей может быть нарушена не только их разобщением, но и смешиванием их функций, когда, например, судебная власть подчиняется не закону, а различным органам исполнительной власти.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Перечислите важнейшие аспекты трактовки власти.
2. Назовите объекты и субъекты власти.
3. Охарактеризуйте основные ресурсы власти.
4. Дайте характеристику понятия «легитимность власти».
5. Определите суть принципа разделения властей.
6. Назовите принципиальные отличительные признаки видов власти.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Проблема разделения властей в трудах Дж. Локка и Ш.Л.Монтескье.
2. Теории политических элит: история и современность.
3. Теория власти Макса Вебера.
4. Власть как общественное явление.
ТЕСТ № 14
1. Власть – это…
а) социальная деятельность
б) обладание ресурсами
в) способ и возможность влиять на поведение других людей
г) преобразовательная деятельность
2. Политическая власть – это…
а) обладание политической динамикой
б) реальная способность и возможность осуществлять свою волю
в) сфера межличностных отношений
г) система установки связей и процессов в обществе
3. Наука о власти….
а) партология
б) идеократия
в) идеология
г) кратология
4. Политическая власть, избранная демократическим путем и на основании закона относится к типу легитимности…
а) харизматической
б) традиционной
в) рационально-легальной
г) идеологической
5. Форма власти, основанная на ее признании народом, его праве участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод, - это
а) диктатура пролетариата.
б) охлократия.
в) демократия.
г) авторитаризм.
7. Соотнесите понятия и характер власти, соответствующий им…
1. бюрократия 2. теократия 3. автократия
а) власть религии
б) власть личности
в) власть чиновников
8. Принцип разделения властей в государстве означает ...
а) свобода действий каждой ветви государственной власти;
б) невозможность влиять друг на друга в решении государственных вопросов;
в) осуществление функций государства различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга;
г) разделение труда, примененное к государственному механизму.
9. «Охлократия»- это
а ) власть одного
б ) власть толпы
в ) власть нескольких человек
г) власть, передаваемая по наследству
10. Соотнесите понятия с и их содержание:
1. легитимность; 2. лояльность; 3. легальность
а) уважение к властям, верность действующим законам, преданность стране;
б) законность: формальное закрепление власти в соответствующих государственных актах;
в) правомерная и справедливая, принимаемая массами власть, опирающаяся на их добровольное согласие подчиняться ее велениям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буренко В.И. Социальное регулирование политической власти: история идей и современные подходы. [Текст]./ В.И. Буренко. - М., 2001.
2. Гаджиев К.С. Политология. [Текст]: Учебник для студентов вузов 2-е изд., перераб и доп. / К.С. Гаджиев.- М.: Логос, 2009.- 432с.
3. Гребениченко С. Ф. Разделение власти - фундамент парламентской деятельности [Текст]./ // Социально-гуманитарные знания. 2003.- № 5.
4. Иванников И. Легитимность и эффективность государственной власти [Текст]. Власть. 2005. - №11.
5. Ожиганов Э.Н. Моделирование и анализ политических процессов. [Текст]: учебное пособие./ Э.Н. Ожиганов. –М.: Издательство: РУДН, 2009,- 189с.
6. Политология [Текст]: учебник. 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред Решетникова С.В. - М.:Издательство: ТетраСистемс, 2010.- 528с.
7. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. [Текст]: учебник для студентов вузов. / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. М.: Аспект-Пресс, 2008.-448с.
8. Самыгин С.И. Политология [Текст]: для студентов ВУЗов./ С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.-170с.
9. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. [Текст]: 2-е изд., перераб. и доп. /А.И. Соловьев.- М.: Аспект-Пресс, 2010.- 575с.