Вопрос 36. Культура России в начале XX в. (1900—1917 гг.), её вклад в мировую культуру.

На вызовы времени (революция 1905-1907 г.) разные сферы культуры отвечали по-разному. Заметные изменения в образовании. Всерьёз обсуждалась задача ликвидации неграмотности, введения всеобщего начального образования (в 1915 г. в России было в четыре раза больше начальных учебных заведений, чем в 1894 г.). Наряду с государственными и земскими училищами, гимназиями и прогимназиями действовали содержащиеся на частные и общественные средства воскресные школы, рабочие курсы, народные дома и даже университеты (наиболее известен открытый в 1908г. в Москве университет A. Л. Шанявского). Потребности в высшем образовании обеспечивали университеты, технические и сельскохозяйственные институты, женские курсы. Сословные ограничения на получение образования были практически сняты. Важную просветительскую роль играла периодическая печать и книгоиздательское дело (достойное место в истории России занимают книгоиздатели А. Ф. Маркс, А. С. Суворин, И. Д. Сытин, братья Сабашниковы).

Открытия русских ученых имели мировое значение. П. Н. Лебедев (подтвердил электромагнитную теорию света), С. В. Лебедев (получил синтетический каучук), лауреаты Нобелевской премии И. П. Павлова (теория высшей нервной деятельности и условных рефлексов) и И. И. Мечникова (работы по иммунологии), Н. Е. Жуковского (создал теорию реактивного движения), К. Э. Циолковский (отец современной космонавтики), B. И. Вернадский (внес вклад в развитие геохимии, биохимии, радиологии, создал учение о ноосфере). В области гуманитарных наук работают выдающиеся историки В. О. Ключевский, А. А. Шахматов, С. Ф. Платонов, П. Г. Виноградов, Ф. И. Успенский, Л. П. Карсавин, А. Н. Савин, социолог М. М. Ковалевский, экономист М. И. Туган-Барановский, языковед И. А. Бодуэн де Куртенэ и др.

Философия начала века — это философия духовного ренессанса России (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, C. Л. Франк, Л. Шестов, П. И. Новгородцев и др.).

Еще звучит голос корифея русской реалистической литературы Л. Н. Толстого, обсуждаются последние пьесы А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»), по-прежнему авторитетно мнение В. Г. Короленко. Читающая публика увлечена романтическими рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На дне». Популярны А. И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет») и Л.Андреев («Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится об участи дворянских усадеб И. А. Бунин («Антоновские яблоки», «Деревня»). А в поэзии торжествуют декаденты — символисты (А. А. Блок, К. Д. Бальмонт, А. Белый, Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов), акмеисты (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам), футуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин). Они критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское следование действительности и стремление ее отображать, не преобразуя.

Нечто подобное происходит в живописи. Почитают реалистов И. Е. Репина, В. И. Сурикова, братьев Васнецовых, но охотно посещают кажущиеся едва ли не скандальными выставки «Мира искусства» (А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, М. В. Добужинский, К. А. Коровин), «Голубой розы» (М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов) и «Бубнового валета» (П. П. Конча-ловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк).

Архитектура переходит к стилю модерн. Использование новых материалов (железобетон, сталь, стекло), отказ от симметрии, богатый декор характерны для зданий, построенных в Москве по проектам В. О. Шехтеля (здание Московского Художественного театра, особняк фабриканта Рябушинского и др.).

Музыка: продолжает работать Н. А. Римский-Корсаков (оперы «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), учивший А. К. Глазунова и И. Ф. Стравинского (балеты «Весна священная», «Петрушка»); новые художественные открытия являют России музыка молодого С. В. Рахманинова (Второй концерт для фортепиано с оркестром) и экспериментальные опусы А. Н. Скрябина («Поэма экстаза», «Божественная поэма»).

Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную славу получает система К. С. Станиславского, создавшего вместе с В. И. Немировичем-Данченко Московский Художественный театр (славу ему принесла постановка «Чайки» А. П. Чехова). Вместе с тем на сцену приходят великие театральные реформаторы В. Э. Мейерхольд и Е. Б. Вахтангов.

Императорские Мариинский и Большой театры борются за зрителя, который нередко отдает предпочтение спектаклям Оперного театра, открытого меценатом С. И. Мамонтовым, и частной Опере Зимина. Блистают певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, артисты балета А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, В. Ф. Ни-жинский. В первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная, Иван Мозжухин, Алиса Коонен, Витольд Полонский.

В Париже проходят ставшие знаменитыми «Русские сезоны» (с 1907), искушенным парижанам предлагаются выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны Павловой. У русской культуры — серебряный век.

Наши рекомендации