Проблематика сатирической публицистики России в 18 столетии.
В начале 1760-х императрица была не чужда журналистики: ее перу принадлежит не один материал еженедельного журнала "Всякая всячина".
"Трутень" - Журнал, который стал издавать Н.И.Новиков, сразу же внес дух боевой полемики в русскую журналистику той поры. Бездельник, изображенный во "Всякой всячине", по мнению Н.И.Новикова, и есть тот самый трутень, что пользуется трудом других. А настоящий гражданин Отечества должен быть полезным обществу. "Трутень" спорил с "бабушкой" русской журналистики - "Всякой всячиной" по всем вопросам. Он даже упрекал автора журнала в плохом знании русского языка, делая вид, что не знает, с кем переписывается и спорит. Дерзость эта не имела еще себе равной. Тем более, что другие журналы того времени, сделав вид, что тоже не знают, кто скрывается под псевдонимом, поддержали Н.И.Новикова, заявив: "бабушка" выжила из ума. И "Трутень" закрылся.
Видное место в новиковской концепции печати отводится личности журналиста: «чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острой разум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматических, и, наконец, истинное о вещах понятие».
Немного переждав, Н.И.Новиков приступает к изданию еженедельного сатирического журнала "Живописец". Восхищаясь анонимным драматургом, он приписывал ему борьбу с пороками общества злоупотреблениями власти и развратными поступками. Анонимным автором разбираемых пьес была Екатерина, вовсе и не помышлявшая о борьбе с общественными недостатками. Но нельзя же ей было во всеуслышанье заявить, что Н.И.Новиков не верно ее понял, что ее совершенно не волнуют нравы россиян. На втором году издания "Живописи" заметно сник, - издателю дали понять, что осторожность ему не помешает, - и вскоре совсем прекратил свое существование.
То, что сделали "Трутень" и "Живописец" для развития журналистики, с первого раза даже трудно понять. Во-первых, публицистика превращается в оружие против власти. Во-вторых, в литературу введены факты быта, реалистические подробности, которые придают достоверность изображаемому. В-третьих, в журналах Н.И.Новикова - чрезвычайное разнообразие жанров: от миниатюрной повести до пародий на газетную рекламу. Этого еще никогда никто не использовал в журналистике до него.
Не дремало и правительство Екатерины. Журнал "Собеседник любителей российского слова, содержащий разные сочинения в прозе и стихах некоторых российских писателей", выпускавшийся Академией наук в 1783 году, попытался объединить лучшие литературные силы разных направлений. Д.И.Фонвизин, выступал с резкой сатирой, направленной против правительства Екатерины. Судьба Д.И.Фонвизина была уже предрешена: все последующие его сочинения не увидели света при жизни автора.
Несколько удачливее оказался И.А.Крылов. В 1789 году он предпринял, попытку издавать журнал "Почта духов". Это было, по определению издателя, "ежемесячное издание, или ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами". Корреспонденты волшебника сообщали ему обо всем, что удалось увидеть и услышать. Это давало И.А.Крылову возможность представить широкую панораму жизни. И всюду творилось беззаконие. "Почта духов" не собрала большого числа подписчиков. К тому же И.А.Крылову дали понять, что тон его критики неугоден правительству. Журнал был вынужден закрыться.
Но уже в 1792 году И.А.Крылов вместе с друзьями И.А.Дмитревским, А.И.Клушиным и П.А.Плавильщиковым взялся за издание ежемесячного журнала "Зритель". Издатели задались целью показать творческую мощь русского народа, прославив М.В.Ломоносова, И.П.Кулибина, К.М.Минина, - всех тех, кто создавал Россию. Сам И.А.Крылов напечатал в "Зрителе" несколько сатирических произведений: "Ночи", "Каиб", "Похвальная речь моему дедушке" и другие. Прибегнув к пародическому осмеянию русской крепостнической действительности, он дал своим героям говорящие имена: Звениголов - в "Похвальной речи..." или Дурсан, Ослашид и Грабилей - в "Каибе"…
Традиции свободолюбия зарождались уже среди публицистов 18 века. Вершиной их и явился А.Н.Радищев, опубликовавший в 1789 году в журнале "Беседующий гражданин" статью "Беседа о том, что есть сын Отечества", определил основные ориентиры развития демократической журналистики. Вчитайтесь: писатель характеризует состояние крепостных крестьян, подчеркивая, они - движимые мучителем машины, мертвые трупы, тяглый скот. Но среди представителей правящего сословия нет достойного, чтобы назваться сыном Отечества: вертопрах, развратник, щеголь, жадный корыстолюбец, обжора-чревоугодник, - не в их среде надлежит искать патриотов.
Поднятый спор о русском национальном характере публицистами 18 века имел огромное воспитательное значение. На произведениях, созданных в это время, формировались как личности все будущие герои 19 и 20 веков.