Стояние на реке Угре –кульминация борьбы Ивана III с ханом Золотой Орды Ахматом, закончившаяся свержением ордынского ига (8 сентября – 11 октября 1480 г.).
В 1480 г. хан Ахмат решил заставить Русь выплатить дань, поступление которой, вероятно, прекратилось в сер. 70-х гг. Для этого он собрал огромное войско и, заключив военный союз с литовским князем Казимиром, двинулся к юго-западным рубежам Руси. Иван III после некоторых колебаний приступил к решительным действиям и закрыл дорогу татарам, встав на берегу р. Угры притоке Оки. Попытки хана переправиться через Угру были решительно отбиты русскими войсками. Поэтому знаменитое стояние на реке Угре едва ли можно назвать мирным и бескровным, как считают некоторые историки. Не дождавшись помощи со стороны Казимира, действия которого были нейтрализованы набегом на Литву войск крымского хана Менгли-Гирея союзника Ивана III и внутренними междоусобицами, а также опасаясь ранних холодов, Ахмат, в итоге, отступил. Традиционно со «стоянием на реке Угре» связывают свержение золотоордынского ига. Вскоре после этого Золотая Орда распалась на ряд самостоятельных ханств. Борьбу с ними Русское государство вело на протяжении XVI - XVIII вв., постепенно включая Астраханское, Казанское, Ногайское, Сибирскоеханства в свой состав.
Стрелецкое войско(Стрельцы) - служилые люди, составлявшие первое постоянное войско в Русском государстве XVI – начала XVIII вв. Изначально набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и передавалась по наследству. Стрелецкие войска появились в ходе военной реформы Ивана Грозного.
Судебник 1497 г. - сборник законов Российского государства, принятый во времена великого московского князя Ивана III (1462 - 1505 гг.). Сыграл большую роль в ликвидации политической раздробленности, в централизации Русского государства и создания общерусского права. Источниками Судебника были "Русская Правда", Псковская судебная грамота, уставные грамоты, великокняжеские уставы и др. Он установил единую систему государственных органов, определил их компетентность, регламентировал судебные пошлины. Это был первый кодекс законов единой России. Он закрепил единое устройство и управление в государстве. Впервые в общегосударственном масштабе Судебник ввел правило, ограничивающее выход крестьян (Юрьев день), ввел уплату пожилого.
Судебник 1550 г. - сборник законов периода сословно-представительной монархиив России, утвержденный в 1550 г. первым на Руси Земским собором. Он был создан с целью улучшить организацию правопорядка, поставить его под контроль центральной власти. По Судебнику суд осуществлял царев наместник, при этом должен был обязательно участвовать выборный земской староста. Судебник отменял податные льготы монастырей, что укрепляло центральную власть и ослабляло материальную основу церквей. Впервые были установлены наказания для взяточников от подьячих до бояр. Впервые в истории России закон был провозглашен единственным источником права. Судебник определил положениехолопов, уточнил порядок выплаты пожилого, и др. Подтвердил Юрьев день. Судебник 1550 г. способствовал ликвидации политической раздробленности на Руси.
Уния –(лат. – единение) – объединение, союз государств под властью одного монарха на основе договора или одностороннего акта более сильного государства. Уния церковная – объединение двух или нескольких церквей на началах главенства одной из них и при сохранении другими своеобразия обрядности.
«Урочные лета» - время действия установленных льгот. В конце ХVI - первой половине ХVII в. в России – срок, в течение которого феодал мог разыскивать и возвращать беглых крестьян (пяти, десяти, а затем пятнадцатилетний срок). Соборным уложением 1649 года был введен бессрочный поиск.
Феодальная война второй четверти XV в. –такое название в отечественной историографии получили события, связанные с борьбой за великое княжение Василия II Васильевича (1425 – 1462 гг.) со своим дядей - Юрием Дмитриевичеми его сыновьями. Некоторые исследователи называют эти события «феодальной смутой второй трети 15 в.» (А.Н. Сахаров)
По завещанию Дмитрия Донского после смерти Василия I Дмитриевичавеликокняжеский престол должен был перейти ко второму сыну - Юрию Дмитриевичу, брату Василия. Но Василий I передал престол не брату, а своему сыну Василию. В результате в 1428 г. против него выступил его дядя, князь Звенигородский и Галича-Костромского Юрий Дмитриевич с сыновьями Василием КосымиДмитрием Шемякой.
В ходе войны применялось варварское средство расправы с противником – ослепление. Не избежал этой участи и Василий II. Война была неудачна для Василия II. Он попал в плен, а власть захватил Шемяка. Однако его правление вызвало недовольство московского боярства и духовенства. Потерпев ряд военных поражений он бежал в Новгород, где и умер. Василий II вернулся на трон. Хотя Василий II и показал себя неудачливым и малоталантливым политиком, он стал символом единения Руси, и московские правящие круги не пожелали менять его на более ярких и талантливых представителей княжеского дома. В результате этой войны страна была разорена, что усилила власть Орды, снова получившей возможность вмешиваться в дела ослабевшей Руси. Однако с другой стороны, война вызвала у всех слоев населения жажду порядка, который могла обеспечить только сильная княжеская власть. И тот факт, что победу одержал неудачливый в военном деле Василий II, только подтверждает данное положение. Таким образом, кровавые события второй четверти XV в., в итоге, ускорили объединение русских земель, что, в свою очередь, привело к окончательному освобождению от ига и созданию единого Русского государства.
Флорентийская унияи ее последствия. В 1439 г. на соборе православного и католического духовенства во Флоренции была заключена уния (лат. - единение) церквей восточной и западной. Православная церковь сохраняла свои обряды, но признавала все католические догматы и главенство папы римского. Константинопольский патриарх, идя на уступки, надеялся получить от католического запада помощь в борьбе против турецких завоевателей, под ударами которых рушилась Византийская империя.
В то время, когда в Константинополе только готовились к собору, на Руси был назначен митрополитом человек, выдающийся по образованию, грек по национальности – Исидор. Приехав в Москву, Исидор вскоре отправился на Флорентийский собор, одним из инициаторов и организаторов которого он был. Подписав унию, обласканный папою, он вернулся в Москву, объявил о состоявшемся соглашении с католической церковью. В Москве унии не приняли. Исидор был взят под стражу, затем ухитрился бежать в Литву, откуда перебрался в Италию.
Союз с католическим Западом не помог Византии в борьбе с завоевателями. В 1453 г. Константинополь был взят турками. Византийская империя прекратила свое существование.
Все эти события середины 15 в. имели важные последствия для дальнейшей истории Русской православной церкви.
В 1458 г. духовенство западных русских земель, входивших в состав польско-литовского государства, признало митрополитом сторонника Флорентийской унии, ставленника папы римского Григория. В северо-восточных землях власть его не признали, по-прежнему считая главой Русской православной церкви избранного собором епископов митрополита Иону. Таким образом, Русская православная церковь в 1458 г. раскололась на две митрополии: юго-западную (киевскую), глава которой назначался из Константинополя; и Московскую, где складывается новый порядок самостоятельного избрания митрополитов, которые начинают именоваться «Московскими и Всея Руси», отмечая тем самым начало нового, московского периода русской митрополии. Объединение Московской и Киевской митрополий произойдет только после воссоединения Украины с Россией.
Царь – (от латинского сaesar – цезарь) официальный титул главы Русского государства в XVI – начале XVIII в. Стал использоваться вместо титула «великий князь» с 1547 г. Иваном IV Грозным – первым русским царем. При Петре Iс 1721 г. был введен титул императора, но слово «царь» продолжало употребляться в качестве синонимов слова «государь», особенно в обиходной речи, вплоть до февраля 1917 г.
Централизация(лат. – сосредоточение) – сосредоточение чего-либо (например власти) в одном центре; подчинение одному центру. Централизованное государство - государство, объединившее вокруг сильной центральной власти ранее разрозненные земли. Объединение носит политический (общее для всех законодательство) и экономический (единый рынок без пошлин) характер. На Руси единое государство с центром в Москве (с общей столицей) создается в конце 15 в. при Иване III (1462 – 1505 гг.). Завершение этого процесса происходит при первых Романовых.
Этапы объединения русских земель в 14 – начале 16 века.В двухвековом объединительном процессе в русских землях обычно выделяют три этапа. Хронологические рамки первого этапа – конец 13 – 80-е гг. 14 в. Он характеризуется началом хозяйственного подъема в русских землях, особенно на северо-востоке, образовании там новых княжеств. На этом этапе начинается борьба за великое владимирское княжение между Рязанским, Суздальским, Нижегородским, Московским и Тверским княжествами, в ходе которой решался вопрос: какое из них будет центром, вокруг которого будут объединяться русские земли. Происходит возвышение Московского княжества.Оно борется со своими противниками, отстаивает свое право быть центром объединения. Усиливается власть великого московского князя, активизируется борьба с Золотой Ордой.
Второй этапобъединительного процесса – 80-е гг. 14 в. – 1462 г. – характеризуются дальнейшим объединением земель вокруг Москвы, борьбой великого московского князя с московскими удельными князьями.
Третий этап – 1462 – 1533 гг. Это время завершения политического объединения русских земель вокруг Москвы, освобождение от ордынского ига и создание государственного аппарата власти.
Юрьев день - весенний (23 апреля) и осенний (26 ноября). Церковный праздник в честь Святого Георгия (Юрия), совпадавший с началом и окончанием сельскохозяйственных работ. В Юрьев день весенний был установлен срок взноса оброка.До конца 16 в. за неделю до осеннего Юрьева дня и в течение недели после него разрешался переход крестьян от одного феодала к другому. Впоследствии несколько раз «права выхода» крестьян на некоторое время ограничивалось (напр., 1581 г.). Окончательно право Юрьева дня было отменен Соборным уложением царя Алексея Михайловича в 1649 г. Тем самым было осуществлено полное закрепощение крестьян.