Стояние на Угре. Освобождение Руси от ордынской зависимости.

.Стояние на реке Угре. 1480 год. Стояние на реке Угре, Угорщина — военные действия в 1480 между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы (1476) платить Орде ежегодную дань. Положило конец монголо-татарскому игу. Русское государство стало полностью суверенным.

Начало военных действий. В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к русским границам. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки монголов переправиться через Оку были отбиты. Поход окончился провалом. В 1476 году великий князь Иван III прекратил уплату дани хану Большой Орды, а в 1480 отказался признать зависимость Руси от неё. Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Западные границы Русского государства (Псковские земли) в начале 1480 подверглись нападениям Ливонского ордена. В январе 1480 против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат в июне 1480 организовал разведку правого берега реки Оки, а осенью выступил с основными силами. Боярская верхушка Русского государства раскололась на две группы: одна («сребролюбцев богатых и брюхатых») во главе с окольничим И. В. Ощерой и Г. А. Мамоном советовала Ивану III спасаться бегством; другая отстаивала необходимость бороться с Ордой. Возможно, на поведение Ивана III повлияла позиция москвичей, которые требовали от великого князя решительных действий. Иван III начал стягивать войска к берегам реки Оки. В том числе, он отправил своего брата Андрея Меньшого в его вотчину — Тарусу, а сына Ивана Молодого в Серпухов. Сам великий князь прибыл 23 июня к Коломне, где и остановился в ожидании дальнейшего хода событий. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная икона Владимирской Божьей Матери, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск грозного Тамерлана в 1395 году. Войска Ахмата двигались через Мценск, Одоев и Любутск к Воротынску. Здесь хан ожидал помощи от Казимира IV, но так её и не дождался. Крымские татары, союзники Ивана III, отвлекли литовские войска, напав на Подолию. Зная, что на Оке его ожидают русские полки, Ахмат решил идти в Литовские земли и напасть на русские территории через реку Угру. Иван III, получив сведения о таких намерениях, направил своего сына Ивана и брата Андрея Меньшого к Калуге и к берегу Угры.

Противостояние на Угре. 30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву «на совет и думу» с митрополитом и боярами. Великий князь получил единодушный ответ, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству». В те же дни к Ивану III пришли послы от Андрея Большого и Бориса Волоцкого, которые заявили о прекращении мятежа. Великий князь пожаловал братьям прощение и повелел им двигаться со своими полками к Оке. 3 октября Иван III оставил Москву и направился к городу Кременцу (сейчас село Кременское Медынского района), где остался с небольшим отрядом, а остальные войска отправил к берегу реки Угры. Чтобы исключить нападение с тыла, татары разорили район верховья реки Оки на протяжении 100 км, населенный русскими, захватив города. Не удалась попытка Ахмад-хана форсировать реку Угру в районе Опакова городища, она также была отбита. Тем временем 8 октября Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита силами Ивана Молодого/ Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии; попытки не принесли ордынцам желаемого успеха; они отступили на две версты от реки Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась. В таком положении начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь, или его сын, или по крайней мере его брат, а также чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича сотоварищи с подарками. Требования дани были отклонены, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу. На подходе были силы Андрея Большого и Бориса Волоцкого. Крымский хан Менгли I Герай, выполняя своё обещание, напал на Подолию - южные земли Великого княжества Литовского. В эти же дни, 15 - 20 октября Ивану III пришло пламенное послание архиепископа Ростовского Вассиана Рыло, в котором он призывал последовать примеру прежде бывших князей:"…которые не только обороняли Русскую землю от поганых (то есть не христиан), но и иные страны подчиняли…

Окончание противостояния.28 октября 1480 года Иван III решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточиться к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку. Для тех, кто наблюдал со стороны, как обе армии почти одновременно (в течении двух дней) повернули вспять не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощенное объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует войско Ивана III, намеревающееся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября - первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, грабя на обратном пути земли своего необязательного союзника. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому, Угру стали называть «поясом Богородицы». Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву. Января 1481 Ахмат был убит в столкновении с войском тюменского хана Ибака. В Большой Орде началась междоусобица.

Итоги. Последние военные конфликты XIV века с Ордой (Куликовская битва 1380 год, разорение и захват Кремля ханом Тохтамышем в 1382 год) были тяжелыми, но полезными уроками, которые помогли московскому военному руководству переосмыслить военные доктрины. С 1389 года на Руси впервые появляется огнестрельное оружие, зарождается артиллерия как особый род войск. Всё это и проявилось в Стоянии на Угре:

-предотвращены попытки ордынцев форсировать реку в значительной мере с помощью огнестрельного оружия и артиллерии;

-согласованные действия с союзником Менгли I Гераем, отвлекшие от столкновения военные силы Казимира IV;

-отправка Иваном III в Большую Орду по Волге войска для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох;

-удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости - Орда дышала на ладан, дни её как государства были сочтены.

«Угорщина» положила конец монголо-татарскому игу. Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III предотвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление. Да и сама Русь была уже не той, что в XIII веке, во времена нашествия Батыя, и даже в XIV веке — перед лицом орд Мамая. На место полунезависимых, враждующих друг с другом княжеств пришло сильное, хотя ещё и не совсем окрепшее внутренне Московское государство.

53)

Ягайло. (ок. 1351 - 1.06.1434 гг.)

Ягайло (лит. Йогайла) - великий князь литовский в 1377-1392 гг. с перерывами, с 1386 г. король польский под именем Владислава II Ягелло, родоначальник династии Ягеллонов.

Сын великого князя литовского Ольгерда и его второй жены, тверской княжны Ульяны. В 1377 г., после смерти отца, занял великокняжеский престол. Вступил в управление Великим княжеством Литовским совместно со своим дядей Кейстутом. В 1381 г. Ягайло был свергнут с престола своим дядей, но в 1382 г., по приказу Ягайло, Кейстут был задушен.

В 1385 г. на съезде польских и литовских представителей в замке Крево в 80 км от Вильно было принято соглашение о династическом союзе между Польшей и Великим княжеством Литовским ("Кревская уния"). Польско-литовская уния предусматривала брак великого князя Ягайло с юной наследницей польского престола королевой Ядвигой и провозглашение Ягайло королем обоих государств, в ведении которого находились все иностранные сношения и оборона. Внутреннее управление обоих государств оставалось раздельным: каждое из государств могло иметь своих должностных лиц, отдельные войска и особую казну. Государственной религией Великого княжества Литовского было объявлено католичество.

Вскоре Ягайло принял католичество с именем Владислава и на люблинском сейме был избран польским королем под именем Владислава II Ягелло, оставаясь одновременно великим князем литовским.

Попытки Ягайло ввести католичество в Литве вызывали протест населения княжества - жители русских областей и литовцы, уже принявшие православие, категорически отказались от католицизма, несмотря на угрозы. Негодование литовцев-язычников вызывали миссионеры, которые погасили священный огонь в виленском замке, истребили священных змей и вырубили заповедные рощи, чтобы продемонстрировать этим бессилие языческих богов. Остальное население осуждало попытки Ягайло ввести в Литве польские порядки и обычаи. Скоро недовольство Ягайлом стало всеобщим. Борьбу с Ягайло возглавил его двоюродный брат князь Витовт.

Протесты против унии со стороны литовцев вынудила Ягайло в 1392 г. передать власть в Литве Витовту. С 1401 г. ему же был передан титул великого князя литовского. Ягайло сохранил за собой лишь формальный титул "верховного князя Литвы". С этого времени и вплоть до смерти Витовта в 1430 г. великое княжество Литовское существовало, как самостоятельное государство фактически независимое от Польши.

Раздельное существование Польши и Литвы, объединенных лишь формальным договором и родственными связями правителей не мешало вести совместную борьбу против Тевтонского ордена, окончившуюся победой в Грюнвальдской битве в 1410 г.

В первой четверти XV в. возрастает политическое и культурное влияние поляков и католического духовенства на литовские дела. В 1422 г. в Городке было подтверждена уния Литвы и Польши. В литовских землях вводятся польские должности, учреждаются сеймы, литовское дворянство, принявшее католичество уравнивается в правах с польским. В 1434 г. Ягайло умирает, но его деятельность, направленная на укрепление унии достигает своей цели.

Владислав стал королем польским в 1434 г. после смерти отца. Казимир в 1440 г. занял престол великого князя Литовского, а в 1447 г. одновременно стал польским королем.

Витовт. (1350-1430 гг.)

Витовт (лит. Витаутас, польск. Витольд, нем. Witowd, в крещение - Александр) - великий князь литовский в 1392-1430 гг.

Сын правителя Западной Литвы князя Кейстута и его жены Бируты. С малых лет Витовт был знаком с походной, боевой жизнью. В 1370 г. был в походе Ольгерда и Кейстута на немцев, в 1372 г. участвовал в походе на Москву. В 1376 г., - опять на немцев. После того, как Кейстут был задушен по приказу собственного племянника Ягайлы, Витовт долго скрывался во владениях Тевтонского ордена. Заручившись поддержкой немцев, он в 1383 г. начинает борьбу за литовский великокняжеский престол. Потерпев ряд поражений Ягайло решает примириться со своим двоюродным братом. Витовт заключает союз с Ягайлой и разрывает свои отношения с Орденом. В 1384 г. он принимает православие под именем Александра.

К заключению в 1385 г. унии Литвы и Польши Витовт отнесся отрицательно, и возглавил борьбу за независимость Литвы. Стремясь заручиться поддержкой Московского княжества, Витовт выдал замуж за московского великого князя Василия I свою дочь Софью. Ягайло вынужден был уступить: в 1392 г. Витовт стал наместником Ягайло в Великом княжестве Литовском с титулом великого князя.

Добившись независимости, Витовт продолжил борьбу за присоединение к Литве русских земель, начатую в свое время Гедимином и Ольгердом. В 1395 г. Витовт захватил Смоленск. В 1397-1398 гг. литовские войска под его предводительством совершили поход в Причерноморские степи и овладели низовьями Днепра. В 1399 г. Витовт не только предоставил убежище изгнанному из Золотой Орды хану Тохтамышу, но и предпринял попытку военной силой вернуть ему потерянный трон. В битва с войсками Крымского ханства в августе 1399 г. на реке Ворскле потерпел поражение. Оно приостановило литовское наступление на русские земли, но ненадолго. В 1406 г. литовские войска напали на Псков. Началась двухлетняя война Витовта с Василием I.

Вскоре, однако, он вынужден был подписать мир с Москвой, так как самой Литве стала угрожать агрессия Тевтонского ордена. 15 июля 1410 г. состоялась Грюнвальдская битва, в которой польско-русско-литовское войско одержало победу. Союзные войска захватили несколько орденских замков и освободили польские города Гданьск, Торунь и др. ранее захваченные рыцарями. В 1411 г. близ Торуни был подписан мирный договор, по которому Литве и Польше возвращались все захваченные у них рыцарями земли и была выплачена большая контрибуция.

При Витовте границы Великого княжества Литовского настолько раздвинулись, что на юге оно получило выход к Черному морю (от устья Днепра до устья Днестра), а на востоке достигло районов Оки и Можайска. Неравноправные союзы с Витовтом заключили рязанский и пронский князья.

Витовт ликвидировал уделы, ввел во многих городах магдебургское право, в частности право на самоуправление. Несмотря на попытки усилить центральную власть, Великое княжество Литовское при Витовте более походило на союз отдельных земель. Власть в этих землях находилась в руках местных правителей. Великий князь почти не вмешивался в их внутренние дела.

Витовт стремился освободить русские области, входящие в состав Литвы от церковного влияния московского митрополита. Для этого он добивался учреждения Киевской митрополии. Однако его хлопоты в Константинополе о назначении особого самостоятельного митрополита Западной Руси не имели успеха.

Положение Литвы при Витовте настолько упрочилось, что в 1429 г. встал вопрос о принятии им королевского титула. Практически это означало превращение Великого княжества Литовского в самостоятельное королевство. Уже был подготовлен акт коронации. На торжества сначала в город Троки, а потом в Вильно съехались московский и рязанский князья, митрополит Фотий, ливонский магистр, представители византийского императора и ордынского хана. Но в 1430 г. Витовт умер. После его смерти в Литве началась междоусобная война за великокняжеский престол между новыми претендентами. С 1440 г. его занимали потомки Ягайло. Одновременно они же являлись и королями Польши.

Б)Войны Московского и Литовского великих княжеств за восточнославянские земли, находившиеся в составе Литвы.

С середины XV века усилилось влияние католической церкви в Литве, связанное с укреплением союза этой страны с Польшей. Многие православные феодалы в связи с этим предпочитали переходить на службу единоверному московскому князю. Соответственно, Москва получала основания претендовать и на земли этих феодалов. Польский король и литовский великий князь Казимир IV настаивал, чтобы московский великий князь Иван III не принимал перебежчиков, но тот не только игнорировал эти требования, но и начал войну против Литвы.

Иван III заключил союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. В 1492 году татары вторглись в литовские земли и захватили Киев. В этот момент умер король Казимир. В Польше королем избрали его старшего сына Яна, а в Литве великим князем — младшего сына Александра. Между братьями вспыхнула вражда, подрывавшая литовско-польский союз. Василий воспользовался благоприятным случаем и вторгся в Литву. Пока татарское войско стояло в районе Киева и Чернигова, московские и союзные им рязанские рати заняли Мещерск, Серпейск, Опаков и Вязьму. Александр не имел сил сражаться на два фронта и заключил мир с Москвой в 1494 году. В результате к Московскому великому княжеству были присоединены Чернигов, Рыльск, Новгород-Северский и ряд других городов.

В 1500 году Иван III начал новую войну против Литвы. Главная русская рать под командованием боярина Юрия Кошкина взяла Дорогобуж. Ему на помощь подошла тверская рать князя Данилы Щени. Общую численность соединившихся войск летописи определяют в 40 тысяч человек. Армия Щени и Кошкина расположилась в 5 км к западу от Дорогобужа на Митьковом поле у реки Ведроша. 14 июля туда же подошло 40-тысячное литовское войско во главе с гетманом Константином Острожским. Оно сбило московский авангард и переправилось на правый берег Ведроши. Здесь путь литовцам преградили основные силы московского войска под командованием князя Данилы Щени. Когда все войско Острожского втянулось в бой, Юрий Кошкин во главе своего полка, скрытого в близлежащей дубраве, ударил из засады. Литовцы оказались отрезаны от переправы, причем московский отряд сумел разрушить мост. По данным летописи, только убитыми литовское войско потеряло 8 тысяч человек, а несколько тысяч, во главе с гетманом Острожским попали в плен. Москвичи захватили лагерь и всю артиллерию литовцев. После победы на Ведроши Иван III собирался сокрушить Литовское княжество. Он просил Менгли-Гирея ударить с юго-востока, а сам собирался наступать с северо-запада на Смоленск силами новгородских, псковских и великолукских полков. В августе 1500 года 15-тысячная татарская конница вторглась на Волынь и в Подолию. В это время новгородские и другие союзные Москве рати взяли Торопец, а московские войска двигались на Мстис-лавль. Однако Александру удалось заключить союз с Ливонским орденом, и ливонцы отвлекли на себя новгородские и псковские войска. Летом 1501 года ливонская армия из 4 тысяч рыцарской конницы и 4 тысяч пехоты вторглась в Псковскую землю. Этой армии противостояли московские, тверские, новгородские войска, насчитывавшие, по скорее всего преувеличенным данным ливонским хроник, 40 тысяч человек. Несомненный численный перевес московской армии компенсировался превосходством ливонской артиллерии. Войска противоборствующих сторон встретились на реке Сирица в 10 км от Изборска. Псковский полк атаковал первым, но был отбит артиллерией и своим беспорядочным бегством дезорганизовал строй основных сил. Московская артиллерия была подавлена, а атака рыцарской конницы довершила разгром.

Неудача под Изборском была компенсирована 14 ноября 1501 года победой над литовским войском под Мстиславлем, где было перебито 7 тысяч литовцев (если летописи не преувеличивают). В то же время русские войска взяли Оршу и осадили Смоленск.

Против Ливонии осенью 1501 года князь Иван направил новое войско, усиленное отрядом татар. Оно разорило окрестности Дерпта, Нейгаузена и Мариенбурга, но ни одну из сильных ливонских крепостей взять не смогло. 24 ноября ливонское войско внезапно атаковало лагерь московской рати под Гельметом, но та отразила нападение и обратила нападавших в бегство. По ливонским данным, потери «московитов» под Гельметом составили около 1,5 тысячи убитыми. Потери ливонцев были не меньше.

В 1502 году ливонская армия, в свою очередь, совершила поход на Из-борск и Псков, но взять эти крепости тоже не смогла. Против ливонцев было отряжено большое войско воевод князей Василия Шуйского и Данилы Щени. При его приближении ливонская армия отошла от Пскова, но была настигнута у озера Смолина, в 30 км от города. Численное превосходство московской рати разбилось о стойкость неприятельской пехоты и превосходство артиллерии. С большими потерями Шуйский и Щеня отступили. Однако у ливонцев не было достаточно сил для преследования, и они отошли к границе.

После поражения на северном фронте Иван III в 1503 году заключил 6-летнее перемирие с Литвой и Ливонским орденом на основе сохранения прежних границ, удержав завоеванные до 1494 года литовские города. В 1508 году, уже при сыне Ивана III Василии II, между Москвой и Литвой был достигнут «вечный мир», который просуществовал лишь четыре года.

В 1512 году Василий II возобновил войну с Литвой. Два года спустя московская рать под командованием воевод Челяднина и Голицы после месячной осады захватила Смоленск и направилась к Орше. Здесь 8 сентября 1514 года произошла крупнейшая битва русско-литовских войн.

Война продолжалась с переменным успехом. В 1519 году три московские рати от Пскова, Смоленска и Стародуба-Северского вторглись в Литву. Они дошли до Вильно, взять которое, однако, не смогли. В 1522 году было подписано перемирие, оставлявшее за Москвой Смоленск и другие завоеванные города.

.«Избранная Рада» — термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560. Формирование вокруг царя избранного круга лиц происходит после московских событий лета 1547 года: пожара, а затем Московского восстания. Предпосылки:

После венчания Ивана IV на царство в январе 1547 года, царская родня (Глинские) обрела большое влияние.1547 год был насыщен пожарами. Ещё в апреле пожарищем была выжжена часть Китай-города, а через неделю сгорели кварталы за Яузой-рекой. А в конце июня, через полгода после коронации, Москву охватил новый, куда более сильный пожар. Огнём в течение двух дней полыхали Арбат и Кремль, невыгоревшие части Китай-города, Тверская, Дмитровка, Мясницкая. Свыше 1700 обгорелых трупов было найдено в городе (жителей было около 100 тыс.), и по Москве поползли слухи, будто город спалили колдовством, а виной всему — Глинские. Молва гласила, что княгиня Анна якобы разрывала могилы и вырезала сердца покойников, а высушив их, толкла в порошок и сыпала в воду, которой окропляла улицы и дома. Это была работа заговорщиков: царского духовника Ф. Бармина, князя Скопина-Шуйского, боярина И. П. Федорова-Челяднина, князя Ю. Темкина-Ростовского, Ф. М. Нагого и Г. Ю. Захарьина.[1][2]

Ход восстания: Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года (Павел Плешанов, 1856 год)

Главную силу восставших составляли московские «тяглые» люди, нёсшие основное налоговое бремя.Волнения начались сразу после огромного пожара 21 июня 1547 года. Люд собрался на вече на Соборной площади, где разбушевавшаяся толпа растерзала Ю. В. Глинского, родственника царя. Оставшиеся после пожара дворы Глинских были сожжены и разграблены. После убийства князя 29 июня бунтовщики явились в село Воробьёво, где укрылся Иван IV, и потребовали выдачи остальных Глинских. С большим трудом удалось уговорить толпу разойтись, убеждая её, что их в Воробьёве нет. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их.

Избранная рада просуществовала до 1560 года. Она проводила преобразования, получившие названия реформ середины XVI века.

Реформы Избранной рады:

1549 г. Первый Земский собор — орган сословного представительства, обеспечивающий связь центра и мест, речь Ивана IV с лобного места: осуждение неправильного боярского правления, объявление необходимости реформ.

Судебник 1550 г. — развитие положений Судебника Ивана III, ограничение власти наместников и волостелей, усиление контроля царской администрации, единый размер судебных пошлин, сохранение права крестьян на переход в Юрьев день.

Формирование приказной системы (реформы центрального управления): Судебник 1550 г. устанавливает систему приказного управления, основной каркас которой сохраняется до конца XVII в. Учреждаются приказы, обеспечивающие основные государственные нужды: Челобитный, Посольский, Поместный, Стрелецкий, Пушкарский, Бронный, Разбойный, Печатный, Сокольничий, Земские приказы, а также четверти: Галицкая, Устюжская, Новая, Казанский приказ.

Стоглавый собор 1551 г. — унификация церковных обрядов, признание всех местночтимых святых общерусскими, установление жесткого иконописного канона, требования к улучшению нравов духовенства, запрет ростовщичества среди священников.

Военная реформа 1556 г. — принято Уложение о службе: ограничение местничества на период военных действий, помимо конного поместного ополчения, организация постоянного войска — стрельцы, пушкари, единый порядок военной службы.

В 1556 году была проведена реформа местного управления — отмена кормлений. Место кормленщиков заняли органы земского самоуправления — головы и целовальники. Наделение правами провинциального дворянства.

Реформы Избранной рады наметили путь к укреплению, централизации государства, способствовали формированию сословно-представительного государства.

Падение Избранной РадыПравить

Причину царской немилости некоторые историки[кто?] видят в том, что Иван IV был недоволен разногласиями некоторых членов Рады с покойной Анастасией Захарьиной-Юрьевой, первой женой царя. Это подтверждается также тем, что после смерти второй жены — Марии Темрюковны — Иван Грозный также устраивал казни неугодных царице и обвинял бояр в том, что они «извели» (отравили) Марию.

В 1553 году Иван Грозный заболел. Болезнь была настолько тяжела, что в Боярской Думе встал вопрос о передаче власти. Иван заставил бояр присягнуть сыну-младенцу — царевичу Дмитрию. Но среди членов Рады возникла идея передать московский престол двоюродному брату царя — Владимиру, князю Старицкому. В частности, Сильвестр отметил как качество Владимира то, что он любит советников. Однако Иван оправился от недуга, и конфликт, на первый взгляд, был исчерпан. Но царь не забыл эту историю и использовал после против Сильвестра и Адашева.

Основное противоречие состояло в радикальном отличии взглядов царя и Рады на вопрос централизации власти в государстве (процесс централизации — процесс сосредоточения государственной власти). Иван IV хотел форсировать этот процесс. Избранная Рада же выбрала путь постепенного и безболезненного реформирования.

Однако эта программа реформ не была единственной, 8 сентября 1549 г. проект государственных преобразований подал Иван Семенович Пересветов, «выеждей» (выходец) из Великого княжества Литовского, который прибыл в Россию около 1539 г. Он выступил в начале 40-х годов с проектом создания нового защитного оружия — гусарских щитов, мастерская по изготовлению которых была создана по распоряжению боярина М. Ю. Захарьина. А в 1549 г. И. С. Пересветов подал царю свои [46] сочинения, в которых излагал широкий проект реформ — военной, социальной и т. д. Пересветов рисует свой идеал монарха. Правитель сам издает законы, определяет величину денежного жалования воинникам, вельможам, рассылает по всем землям судей и сборщиков налогов и, наконец, является главой вооруженных сил. Однако все это он производит после совета с «верной думой», в которой нетрудно заметить сходство с Избранной радой Ивана IV.

Истинный сын своего времени, Пересветов признает феодальную иерархию, но при этом хочет заменить принцип [47] родовитости личными заслугами, храбростью и мудростью.

Главным героем сочинении Пересветова были не вельможи и даже не государь, как ни мудр и грозен он был, а «воинники», т. е. дворяне. Именно они, по мысли Пересветова, должны были стать наиболее прочной опорой царя. «Воинником царь силен и славен», — писал публицист. Поддерживая дворянство, Пересветов резко выступал против участия в войске холопов, из которых к середине XVI в. русское войско состояло не менее чем на три четверти. Предлагая ввести постоянное денежное жалование войску, Пересветов намного опередил время. Он был единственным мыслителем своего времени, кто сумел понять значение постоянного войска, получающего регулярное денежное жалование.

В интересах дворянства были и предлагаемые Пересветовым судебные реформы. Введение справедливого («правого») суда, отправляемого по своду законов специально назначенными царем судьями, находившимися на жаловании, при существовании отдельного суда для воинников — таков идеал Пересветова. «Прямой», т. е. «правый, беспосульный и безволокитный», суд должен контролироваться царем, который за любое нарушение, в особенности за взятки, мог беспощадно наказывать вплоть до того, что с живых сдирать кожу. Смертною казнью, по его мысли, полагалось наказывать трусливого воинника, нечестного торговца, «лихих людей» и их укрывателей. Жестокие наказания, в особенности за покушения на имущество, были вполне в духе русского законодательства, когда в нем все большее и большее место стала занимать смертная казнь как мера наказания. И в области правовых взглядов Пересветов выступил горячим защитником дворянства и самодержавия, обеспечивающего дворянству его права и привилегии.

В области финансов Пересветов, подобно своему современнику Ж. Бодену, предлагал провести строжайшую централизацию. Он настаивал, чтобы все доходы поступали в государственную казну прежде всего на нужды войска, а не самого царя. Финансовые реформы должны были быть проведены для пополнения государственной казны, откуда происходит выплата жалования воинникам, для уменьшения власти наместников, которые должны превратиться в обычных чиновников, для борьбы с коррупцией судей. Защита идеи централизации финансов [48] вытекала из самого существа общественно-политических воззрений И. С. Пересветова.

Жгучие вопросы современной ему жизни поставил и один из выдающихся мыслителей середины XVI в. Ермолай Еразм, псковский монах, в начале 50-х годов переселившийся в Москву и ставший священником дворцового собора Спаса на Бору. В ряде произведений, в первую очередь «Благохотящим царем правительница и землемерие» (1549), он обратил внимание на тяжелое положение крестьян-ратаев (землепашцев). На царя, по мысли Ермолая Еразма, возлагается обязанность заботиться не только о вельможах, но и о крестьянах, творцах основных материальных благ. «В начале же всего потребни сут ратаеве; от их бо трудов ест хлеб, от сего же всех благих главизна». Еще точнее высказал он эту мысль в другом месте: «Вся земля от царя и до простых людей тех труды питаема».3) Никто до Ермолая Еразма столь отчетливо не выразил мысли о значении трудящегося люда деревни для общества. Положение же крестьян внушало серьезные опасения публицисту, поскольку они «всегда в волнениях скорбных пребывающе, еще не единого ярма тяготу всегда носяще...». Особенно велики были, по его мнению, денежная рента и ямская подать.

Стремясь улучшить положение землепашцев, Ермолай Еразм предложил ряд реформ. Первая из них сводилась к замене всех повинностей, лежавших на крестьянах, натуральной рентой из расчета платежа одной пятой части урожая. Как птицы, звери и скоты один раз в год «изнемогают линством» (линяют), так и ратаям следует нести «един тяжетелный ярем» в году. Это значительно улучшило бы положение крестьян, реальные повинности которых намного превышали устанавливаемую Ермолаем Еразмом норму. Но феодалы отнюдь не стремились уменьшить свои доходы ради улучшения положения крестьян. Кроме того, реформа, предусматривавшая возвращение к натуральной ренте от денежной, господствовавшей в это время в России, была утопичной, ибо была в противоречии с тенденцией социально-экономического развития России.

В своей деятельности и идеологии Сильвестр выражал интересы дальновидных кругов боярства и нестяжательского духовенства[. Сильвестр имел в правительстве высокий авторитет. Он влиял как на государственные дела, так и на личную жизнь самого государя «во всех малых и ничтожных вещах, до обувания и до спанья» (так писал позднее сам Иван IV).

Вопрос 55

Реформы центральных и местных органов власти в 50-е гг. XVI в.

Для обсуждения важнейших вопросов внешней и внутренней политики с середины XVI в. стали созывать Земские соборы. Исследователи отмечают их генетическую связь с предшествующими институтами. Земские соборы, требовавшие участия представителей господствующего класса всей земли, в какой-то мере заменяли княжеские съезды и вместе с Боярской думой унаследовали их политическую роль. В то же время Земские соборы — это орган, пришедший на смену вече, восприняв традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, но заменив присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства. Наименование, некоторые организационные и процедурные формы Земские соборы получили от церковных, которые появились раньше их [11].

Что же такое Земский собор? Крупнейший специалист в этом вопросе Л.В. Черепнин считает, что для современников Земский собор — это совещание представителей «земли», посвященное государственному строительству: «совет» «о устроении земском», «отчинах, судах и управах земских» [15]. Л.В. Черепнин считает, что Земские соборы условно можно разделить в зависимости от того: 1) кто и с какой целью собрал собор; 2) характера представительства [16]. Исходя из первого критерия автор делит Земские соборы на: а) созванные царем — большинство соборов; б) созванные царем по инициативе сословий — ряд соборов времени Михаила Романова и собор 1648 г.; в) созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя — соборы 1565, 1611 — 1613 гг.; г) избирательные на царство — соборы по избранию Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова и других.

Говоря о втором критерии, необходимо помнить следующее. Три пути вели в состав Земского собора: а) по общественно-политическому положению (освященный собор и боярская Дума); б) по назначению (по приглашению) — представители феодальных и изредка «третьего» сословий; в) по выбору — представители сословий.

Состав участников собора зависел в значительной мере от причин его созыва и от содержания его деятельности. Как правило, это были: 1) духовенство, 2) боярство, 3) дворянство, 4) дьячество и приказный аппарат, иногда 5) купечество (верхушка посада) [17]. Исследователи отмечают, что участники соборов не пользовались равными правами. Обсуждение вопросов нередко проходило раздельно — по чинам или сословиям [18].

Как правило, земские соборы рассматривали судебные, административные, финансовые и военные (включая международные) вопросы.

Формирующейся централизованной монархии был нужен сословно-представительный орган (соответственным образом классово сформированный), который поддержал бы политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Таким институтом являлись Земские соборы. Одним из последствий их созыва являлось то обстоятельство, что правительственная власть снимала с себя в какой-то степени ответственность за проводимые ею мероприятия, так как эти мероприятия оказывались одобренными достаточно широким кругом советников. Однако соборы XVI в. — это не представительные учреждения в обычном понимании: а) власть царя они не ограничивали; б) не было выборных представителей. Это скорее бюрократические учреждения, как выразился дореволюционный исследователь А. И. Заозерский, это — парламент чиновников [19].

В середине 50-х гг. завершается реорганизация центральных органов управления («изб»), за которым позднее закрепилось наименование приказов. Если раньше текущее управление в стране осуществлял Большой (центральный) и областной дворцы, при чем каждый из них на определенной территории, то теперь управление начинает строиться не по территориальному, а по ведомственному принципу. В каждом приказе сосредоточивалась какая-либо одна отрасль управления: Разрядный приказ — центральное ведомство по делам дворянского войска, Поместный приказ ведал поместным землевладением, Большой приход ведал сбором главных общегосударственных налогов; и т.д. Особое значение имел Челобитный приказ, возглавлявшийся самим Адашевым. Этот приказ, разбиравший «челобития» (прошения, жалобы), контролировал деятельность центральных ведомств. В связи с присоединением к России новых территорий сложились некоторые областные приказы (Казанский, Сибирский). Во главе важнейших приказов находились бояре и окольничие. Всем делопроизводством ведали дьяки.

Создание приказов представляло собой только начальный этап централи<

Наши рекомендации