Основные признаки государства

Материалистический взгляд на государство выделяет те осо­бые, исторически присущие этой форме общественной организа­ции свойства, которые позволяют ему выполнять функции власти в обществе, не связанном естественными узами родства, общнос­тью собственности и коренных интересов. К ним относятся сле­дующие признаки(см. схему 6).

 
  Основные признаки государства - student2.ru

Схема 6

1. Характерным признаком всех догосударственных форм общественного устройства была неопределенность территориальной организации. Границы территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные конфликты между соседними общинами. Что же касается государства, то его отли­чает наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального, национально-территориалного или сеньорального деления. Установление такого деления обусловлено задачами управления территорией государства, сбора дани и удержания в повиновении населения страны.

Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих территорию данной страны, независимо от их принад­лежности к какому-либо роду или племени. Это означает, во-пер­вых, что государство имеет свою территорию, определяет и охра­няет свои границы, защищает ее от нападения извне. Во-вторых, постоянное население данной территории (страны), как правило, имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами. Территориальные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства (подданства). Однако их правовое положение регулируется особыми нормами права.

Могут возразить, что государство не защищало рабов от про­извола господина. Это в основном верно, хотя не абсолютно. Раб не был субъектом рабовладельческого права, поскольку рассмат­ривался им в качестве "говорящего орудия" - вещи. Однако власть государства на рабов несомненно распространялась.

2. При родовом строе власть осуществлялась самими общин­никами, участвовавшими вместе со всеми в труде, ведении добы­вающего хозяйства. Управление делами общины не было закреп­лено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными членами общины, рода в соответствии с их заслугами. Функции управления не составля­ли "должности", а осуществлялись в силу доверия и авторитета членов общины. Органы власти родового строя не обладали и выделенными для них средствами и аппаратом принуждения. Их решения, в том числе наказание или принуждение силой, выпол­нялись самими членами рода.

В отличие от этого устройства для государства характерно возникновение и наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны1. Иначе говоря, государство наряду с органа­ми, издающими законы, выносящими решения и отдающими приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппа­ратом принуждения (и защиты общества), выделенными из об­щества, существующими специально для выполнения этих став­ших специфически государственными функций. Публичная власть состоит из особых отрядов вооруженных людей (армии и полиции), из тюрем, судов и других принудительных учреждений, из аппарата чиновников, занимающихся специально управлением людьми и подчинением их чужой воле. Она составляет самый существенный, неотъемлемый признак государства даже там, где его становление происходило во внешне сохраняющихся формах родового строя в виде сельской общины и ее органов.

3. Для содержания публичной власти стали необходимыми средства, которые возникшее государство собирало в виде обяза­тельных сборов с граждан - налогов и податей. Такие сборы средств на нужды управления не были известны родовому строю, где не существовало особого аппарата управления и подавления, где каждый участвовал и в управлении, и в производстве матери­альных благ. Поэтому дань, налоги, сборы, государственный долг - все это признаки государственной власти.

4. Важнейшим признаком государства, отличающим его от иных форм общественной организации, служит суверенитет. Го­сударственный суверенитет означает самостоятельность, незави­симость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отно­шениях, при условии ненарушения суверенитета других госу­дарств.

Вместе с тем, поскольку государство не всегда было центра­лизованным единым царством или республикой, суверенитет, на­пример, феодального государства в средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха бывала по отношению к княжествам и герцогст­вам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя - весьма относительной. Примером могут служить взаимоотношения Московского Великого княжества с Новгоро­дом и Тверью в XIV-XV веке, французских королей с герцогством Бургундским в XV-XVI веке.

5. Последним признаком, отличающим государство от догосударственных форм общественной организации, является издание правовых норм. Под правом понимаются общеобязательные пра­вила поведения, санкционированные государством и закреплен­ные в виде законов, судебных решений и других актов государ­ственной власти. Характерными признаками права, отличающими его от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций), являются общеобязательный характер его предписа­ний, распространение на неопределенный круг субъектов, а также санкционирование его норм государством.

Контрольные вопросы

1. Что такое государство?

2. Каковы признаки государства?

3. Как мыслители и ученые на разных этапах времени трактовали понятие "государство"?

Наши рекомендации