Принципы избирательного права
Избирательное право - совокупность правовых норм, регулирующих участие граждан в процессе образования избираемых центральных и местных государственных органов, а также выборы их должностных лиц (служащих), посредством избирательных прав и свобод гарантированных КРМ.
Избирательные принципы представляют собой ряд общепринятых основных стандартов, отражающих демократическую природу выборов в качестве конституционной базы публичной власти. Они определяют первичные условия регулирования избирательных прав. Избирательные принципы образуют координированную систему гарантий и процедур, обеспечивающих проведение честных выборов, осуществление и защиту избирательных прав граждан.
Учитывая отличительные черты конституционного права, избирательные принципы в РМ классифицируются:
1. принципы организации и проведения выборов;
2. принципы участия граждан РМ в выборах;
3. дополнительные принципы (по мнению некоторых авторов).
Принципы организации и проведения выборов отражают начальные условия обеспечения избирательных отношений. Данная категория включает в себя:
Обязательность выборов: В РМ выборы являются единственным обязательным и законным способом формирования представительных центральных органов и органов местного публичного управления.
Достоверность выборов: Постановления избирательных советов и бюро, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми органами публичной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, партиями и другими обществено-политическими организациями и их органами, а также гражданами.
Периодичность выборов: полномочия представительских центральных органов публичной власти и органов местного самоуправления ограничены во времени, поэтому очередные выборы должны проходить в определенных интервалах времени. Интервалы времени определяются длительностью мандата соответствующего органа (лица).
Свобода выборов: данный принцип предусматривает, что в процессе организации и проведения выборов необходимо исключить любую форму принуждения в отношении участия граждан в выборах и процессе голосования. Любой гражданин выражает свое избирательную точку зрения без контроля и без привлечения ответственности за способ, в котором осуществил это свое право.
Альтернативность выборов: в списках; кандидатов должны быть зарегистрированы несколько кандидатов, случае большого количества мандатов, количест возарегистрированных кандидатов должно превышать количество оспариваемых мандатов. Этот принцип не установлен Кодексом выборах Республики Молдова.
Допустимость нескольких избирательных систем, ни Конституцией ни Кодекс о выборах РМ не содержат запретов об использовании различных избирательных систем в процессе организации центральных или местных выборов. Законодательство признает законный характер выборов, организованных по мажоритарной избирательной системе, пропорциональному представительству некоторых смешанных моделей.
Независимость избирательных органов, в целях эффективной реализации выборов и гарантирования избирательных прав граждан; создаются специальные избирательные органы. Эти избирательные органы независимы от государственных органов и от орган» местного самоуправления.
Принципы участия граждан РМ в выбора. Так, ст. 2 ч. 1 Кодекса о выборах РМ провозглашает, что «Граждане в РМ принимают участие в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном и свободном голосовании».
Всеобщее избирательное право: реализация избирательного права не зависит от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, занимаемой должности, религии, политической принадлежности, имущественного положения и т.п. Граждане РМ достигшее 18- летнего возраста, имеют право избирать, участвовать избирательных процедурах в соответствии с действующим законодательством. Препятствием в реализации данного права является проблема избирательного ценза. В истории парламентского права известны несколько видов избирательного ценза: ценз в отношении собственности, пола, расы, возраста, способностей, места жительства.
Равное избирательное право: предполагает, что граждане участвуют в выборах на равных условиях. Этот принцип обеспечивается путем предоставления веем избирателям равных возможностей с нормативной точки зрения начиная с выдвижения кандидатов, участия в избирательной компании и собственно голосования. «При любом голосовании каждый избиратель имеет только один голос. Каждый голос имеет одинаковую юридическую силу». (Кодекс о выборах РМ, ст. 4).
Прямое избирательное право предполагает, что граждане РМ, имеющие право голоса, выражают свое избирательное мнение в процессе выборов без вмешательства других лиц. Ст. 53 ч. 1 Кодекса о выборах РМ предусматривает, что каждый человек голосует лично. Голосование вместо других лиц не допускается.
Тайное голосование. Голосование в тайных условиях исключает любой контроль со стороны любых органов или должностных лиц способа, в котором граждане выразили или выражают избирательное мнение. «Голосование на выборах и (или) референдуме является тайным, тем самым исключается возможность воздействия на волеизъявление избирателя» (Кодекс о выборах РМ, ст. 6).
Свободное голосование. Данный принцип предоставляет избирателю возможность лично решать о необходимости и целесообразности своего участия в выборах. Никто не вправе оказывать давление на избирателя с целью заставить его голосовать или не голосовать, а также с целью помешать ему самостоятельно выразить свою волю.
Дополнительные принципы: публичность, прозрачность, территориальный характер выборов и ответственность за нарушение избирательных прав граждан.