Задания для выполнения контрольных работ. Методические рекомендации
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Методические рекомендации
Учебным планом для студентов заочной формы обучения предусмотрено выполнение контрольных работ по гражданскому процессу, которые являются важнейшей формой самостоятельной работы студента заочной формы обучения.
Одним из условий допуска к сдаче экзамена является получение положительной оценки («зачтено» или «допущена к собеседованию») по письменной работе. Преподаватель выставляет оценку «зачтено» после проведения собеседования по работе. В случае если на собеседовании по работе студент продемонстрирует неудовлетворительные знания, преподаватель рекомендует ему повторно подготовиться к собеседованию.
Ответы на вопросы и замечания рецензента должны быть подготовлены студентом в письменной форме ко дню собеседования.
Если контрольная работа написана полно и правильно, отвечает всем установленным требованиям, преподаватель вправе без проведения собеседования выставить оценку «зачтено». Работы, признанные неудовлетворительными, не зачитываются, возвращаются студенту и подлежат переработке с учетом замечаний, изложенных в рецензии.
Повторная контрольная работа рецензируется, если к ней приложена ранее не зачтенная работа с рецензией. Если указания рецензента при повторном выполнении работы не учтены, она снова возвращается студенту для доработки.
Приступать к решению задач следует только после изучения соответствующего теоретического материала, нормативных правовых актов и материалов судебной практики. Ответы на вопросы условий задач должны быть последовательными и полными. Свое решение студент должен обосновать как с фактической, так и с правовой стороны, дать ссылку на нормы материального и процессуального права, привлечь в необходимых случаях для обоснования своего вывода материалы судебной практики.
Теоретические положения в работе должны быть изложены в тесной связи с рассматриваемыми практическими ситуациями. Необходимо помнить также и о том, что решение некоторых задач допускает несколько вариантов ответа с учетом тех или иных фактических обстоятельств.
Работа должна быть выполнена аккуратно с соблюдением общих требований к оформлению письменных работ: указан вариант, номера страниц, список использованных источников. Задания выполняются строго по варианту, определяемому в зависимости от первой буквы фамилии студента. Контрольные задания состоят из 2-х задач: по первой и второй части курса.
Задачи 1 по первой части курсапосвящены теме «Субъекты гражданского процесса».
Изучив условие задачи, необходимо четко указать, какое процессуальное положение должны занимать все перечисленные в задаче лица, дать характеристику их процессуального статуса, вывить процессуальные нарушения, допущенные судом и другими участниками процесса. Дать правильный ответ на поставленные в условии задачи вопросы поможет также анализ спорного материального правоотношения, находящегося на рассмотрении суда. Поэтому при решении задачи 1 неизбежно обращение к нормам материального права, содержащимся в ГК, ТК, СК и других нормативных актах.
Задачи 2 по второй части курса посвящены теме «Административное судопроизводство» либо «Особое производство». Решение задачи 2в зависимости от содержания условия предполагает обращение либо к нормам ГПК, регулирующим порядок производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, либо к положениям, регламентирующим особое производство.
При квалификации предложенной правовой ситуации и поиске варианта решения задачи следует учитывать разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ по соответствующим категориям дел.
ВАРИАНТ 1
для студентов, фамилии которых начинаются с букв от «А» до «Е» включительно
Задача 1
Несовершеннолетние Петров (14 лет) и Сидорова (15 лет), являясь артистами цирка, работающими в номере с лошадьми, осуществляли выгул лошадей в сквере города. При переходе улицы одна из лошадей испугалась звукового сигнала автомобиля, и в неуправляемом беге нанесла вред припаркованным автомобилю и велосипеду. Владельцы поврежденного автомобиля - Рыжаков и велосипеда – Перепелкин, независимо друг от друга, подали иски к Петрову и Сидоровой о возмещении вреда, причиненного имуществу. Приняв иски, суд объединил их в одно производство для совместного рассмотрения.
Определите процессуальное положение каждого из участников правовой ситуации. Имеются ли в данном случае основания для процессуального соучастия? Есть ли необходимость в привлечении к участию деле иных лиц? Ответ аргументируйте.
Задача 2
Депутат Законодательного собрания субъекта РФ Васильев обратился в городской суд с заявлением об оспаривании отдельных положений регламента заседаний Законодательного собрания субъекта.
Судья городского суда отказал в принятии заявления, сославшись на то, что депутаты законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ не отнесены к кругу лиц, которым предоставляется право на обращение в суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов по мотиву нарушения их депутатских прав, принятых органом, в состав которого они непосредственно входят, а также на оспаривание таких нормативных правовых актов в связи с нарушением их депутатской компетенции.
Впоследствии с аналогичным заявлением в суд обратился прокурор субъекта РФ. Судья, приняв заявление к рассмотрению, провел судебное заседание, в котором прокурор выступил с заключением по делу. Решением суда заявление было удовлетворено.
Каков процессуальный порядок рассмотрения и разрешения дел об оспаривании нормативных правовых актов? Какие ошибки были допущены по делу? Как должен был поступить суд?
ВАРИАНТ 2
для студентов, фамилии которых начинаются с букв от «Ж» до «Л» включительно
Задача 1
Общество защиты прав потребителей обратилось в суд с иском в защиту прав Казанцева, которому в ООО «Супермаркет «Мари» был продан товар с истекшим сроком годности. В исковом заявлении было заявлено требование о возврате уплаченной за товар суммы.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судья по собственной инициативе привлек к участию в деле в качестве соответчика производителя продукции ЗАО «Мясоед».
В судебном заседании представитель общества защиты прав потребителей заявил о дополнении исковых требований требованием о компенсации морального вреда.
Представитель супермаркета возражал против этого, ссылаясь на то, что хотя в доверенности, выданной обществом, подобные полномочия представителя предусмотрены, однако согласие Казанцева, отсутствовавшего в судебном заседании, на совершение данного действия получено не было.
Проанализируйте описанную в задаче ситуацию с точки зрения закона. Каково процессуальное положение указанных в задаче лиц? Какие ошибки были допущены по делу? Как должен поступить суд?
Задача 2
Парамонова обратилась в городской суд с заявлением об установлении факта состояния в гражданстве РФ, указывая на то, что она родилась в 1956 году в г. Красноярске и до 1973 г. проживала на территории РСФСР, после чего с родителями уехала в г. Кишинев Молдавской ССР. С 1985 по 1990 г. Парамонова проживала в г. Новосибирске, после чего вернулась обратно в Кишинев, выехать из которого обратно в Новосибирск не смогла в связи с материальными затруднениями.
Несмотря на то, что в настоящее время она состоит в гражданстве Республики Молдова, заявительница указала, что считает себя гражданкой РФ. Установление факта состояния в гражданстве РФ необходимо ей для получения паспорта гражданина РФ.
Парамонова обращалась в Генеральное консульство РФ в г. Кишиневе с просьбой зарегистрировать ее в качестве гражданки РФ, однако ей было отказано и разъяснен порядок приема в гражданство РФ.
Определением судьи заявление Парамоновой было оставлено без движения на основании ст. 136 ГПК, поскольку к нему не были приложены документы, подтверждающие факт обращения в Генеральное консульство РФ.
Каковы условия установления фактов, имеющих юридическое значение? В каком процессуальном порядке рассматриваются и разрешаются заявления об установлении таких фактов? Какие ошибки были допущены по делу? Как должен поступить суд?
ВАРИАНТ 3
для студентов, фамилии которых начинаются с букв от «М» до «П» включительно
Задача 1
Прокурор в интересах несовершеннолетнего Евдокимова О. обратился в суд с иском к его отцу, Евдокимову Н. о выселении из квартиры за невозможностью совместного проживания. В заявлении прокурор указал, что Евдокимов Н. лишен родительских прав в отношении сына, но продолжает проживать в квартире с женой и сыном, при этом бьет ребенка, аморально ведет себя, злоупотребляет спиртными напитками. Суд привлек в качестве истца мать Евдокимова О., мотивируя тем, что несовершеннолетний не может самостоятельно выступать в суде. Мать несовершеннолетнего от иска отказалась. Прокурор полагал необходимым продолжить разбирательство дела в интересах ребенка. Суд принял отказ истца от иска и прекратил производство по делу.
Проанализируйте ситуацию, описанную в задаче, с точки зрения закона. Сравните формы участия прокурора в гражданском процессе в суде первой инстанции (цель, основания вступления в процесс, процессуальное положение). Определите процессуальное положение указанных в условии задачи лиц. Как следует поступить суду в случае возникновения разногласий между прокурором и лицом, интересы которого он защищает?
Задача 2
Сапронов обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации муниципального района в приеме заявлений на предоставление в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В обоснование заявленных требований Сапронов указал, что в газете «Искра и пламя» было размещено информационное сообщение администрации муниципального района о приеме заявлений на предоставление в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с целью дальнейшего проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды участков.
Сапроновым в администрацию были направлены заявления, в которых он изъявил свою заинтересованность в приобретении права аренды на участки, просил остановить процедуру безконкурсного предоставления участков и предоставить ему возможность участия в будущем аукционе.
Однако председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации муниципального района отказал Сапронову в рассмотрении заявлений, указав, что они были поданы в нарушение установленного порядка.
Рассмотрев заявление Сапронова по существу, судья оставил его без рассмотрения, указав, что из заявления усматривается наличие спора о праве между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и Сапроновым по поводу заключения договора аренды. Заявителю было разъяснено его право обратиться за защитой своих прав в порядке искового производства.
Каковы процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел, возникающих из публичных правоотношений? Какие ошибки были допущены по делу? Как должен поступить суд?
ВАРИАНТ 4
для студентов, фамилии которых начинаются с букв от «Р» до «Я» включительно
Задача 1
При столкновении автомобиля «Тойота», принадлежащем Макееву с автобусом, находящимся в собственности АО «Парус», пострадал пешеход Петров. Находясь на излечении в больнице, Петров обратился в суд с иском к АО «Парус» о возмещении вреда, причиненного здоровью, через представителя - свою жену Петрову. В ходе производства по делу Петров скончался от полученных травм. По ходатайству Петровой суд допустил её к участию в деле как правопреемницу своего мужа. Вступив в дело, она заявила ходатайство о привлечении владельца автомобиля «Тойота» в качестве соответчика, о возмещении ответчиками вреда, причиненного смертью кормильца её несовершеннолетнему сыну, а также о взыскании расходов на погребение мужа.
Определите надлежащие стороны по данному делу. Имеются ли основания для процессуального правопреемства? Имеются ли основания для соучастия? Как надлежало действовать в данной ситуации суду?
Задача 2
Мостафина обратилась в суд с заявлением, в котором просила установить факт трудовой деятельности с 15 июня 1973 г. по 14 марта 1980 г. в Подвышинском лесничестве Юрсовского лесокомбината Заметчинского района Пензенской области. Установление данного факта ей необходимо для оформления пенсии. При оформлении трудовой книжки Мостафиной ее фамилия была искажена на «Мустафина».
К участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен представитель лесничества.
В судебном заседании свидетели Полякова и Маклакова пояснили суду, что проживают по-соседству, работали вместе с Мостафиной в лесничестве. Другой Мустафиной или Мостафиной у них в селе нет.
Суд вынес решение, которым установил факт трудовой деятельности Мостафиной с 15 июня 1973 г. по 14 марта 1980 г. в Подвышинском лесничестве.
Какие факты могут быть установлены в порядке особого производства? Каковы условия и порядок установления юридического факта судом? Какие ошибки были допущены по делу? Как должен поступить суд?