Немецкая школа (Макс Вебер)- - государство рассматривается как отношения господства одних людей над другими, опира-ющееся на легитимное принуждение;
- разработана теория государственной власти и бюрократии. При этом в основу идеального государственного управления положена идея и принципы бюрократической иерархии;
- Обоснована необходимость разделения политического руководства и административ-ного управления
Английская школа (Дж. Коул, Э. Барнер, Ч. Мэнинг, Г. Файнер)
Началось изучение существующей системы госслужбы Великобритании в Лондонской школе экономических и политических наук, а затем в Кембриджском, Оксфордском и Манчестерском университетах. Основные направления научных изысканий – политичес-кие институты, госслужба, английская консти-туция и административное право
Американская школа (В. Вильсон, Ф. Дж. Гуднау)
Разработана модель адм. эффективности; разграничены функции политической власти и адм. управления; обоснована возможность использования в ГУ методов менеджмента; созданы школы управления при ведущих университетах, где стали проводить обучение госслужащих; начались исследования ГУ
Французская школа (А.Ф. Вивьен, А. Эс-мен, Л. Дюги, М. Ориу, А. Мишель)
- обоснована необходимость построения систем ГУ на основе принципа дихотомии;
- сформулированы основные принципы управления;
- заложены основы конституционного подхода к ГУ;
- ГУ начинает изучаться как деятельность политических институтов, а не как самостоятельное явление;
- обоснована необходимость создания постоянной, кадровой, профессиональной госслужбы;
- обоснована необходимость создания учеб-ных заведений для подготовки чиновников
Становление отечественной науки государственного управления.
22. Государственное управление в президентских республиках (на примере США).
Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики - глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.
За основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти - конгрессом, президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти - конгрессом, президентом (он именуется не президентом республики, а президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.
Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.
“Исполнительная власть осуществляется Президентом...”
В его непосредственном подчинении находится весь государственный аппарат управления: министры, главы многочисленных ведомств, он непосредственно руководит огромным исполнительным аппаратом. Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в США президентскую власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет министров является консультативным органом, президент не обязан следовать его советам. Кабинет министров не принимает никаких правительственных актов.
Президент США по своему государственно-конституционному статусу выступает одновременно в трех лицах. Он - глава государства, глава правительства (кабинета министров) и главнокомандующий вооруженными силами страны.